Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:27, реферат
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения терроризма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение понятия, видов и форм проявления терроризма;
- определение причин и условий возникновения терроризма;
- раскрытие криминологической характеристики терроризма;
- выявление основных направлений мер предупреждения терроризма.
Введение 5
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА 7
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА 21
3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 45
Заключение 60
Список использованной литературы 63
- коллективизм – способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей боевой группы» [9, с.124].
Представляет определенный интерес и соотношение традиционно выделяемых типов темперамента с предрасположенностью к деяниям террористической направленности. Ученые-психологи выделяют 4 основных типа темперамента:
- холерический – тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; одержимый множеством идей и эмоций, увлекающийся, но быстро остывающий. Нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением, отличается большой жизненной энергией, но индивидам данного типа не всегда хватает самообладания, холерики подчас бывают вспыльчивы и несдержанны;
- флегматический – тип сильный и устойчивый, уравновешенный, иногда инертный, спокойный, «надежный». Нервная система характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью;
- сангвинический – тип сильный, уравновешенный, подвижный. Нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиника характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни;
- меланхолический – откровенно слабый тип нервной системы. Характеризуется слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, обычно плохо сопротивляется воздействию сильных положительных и тормозящих стимулов. Меланхолики часто пассивны и заторможены.
Опираясь на трактовку типов темпераментов, приведенную И. Павловым, можно предположить, что холерики и сангвиники более предрасположены к совершению террористически актов. В подтверждение нашего предположения можно привести результаты дифференцированного анализа, проведенного Д.В. Ольшанским, в соответствии с которыми 46% активных участников террористических организаций являются холериками, 32% - сангвиниками, 12% - меланхоликами и 10% - флегматиками [9, с.157]. При всей обобщенности и подчас противоречивости, приведенные выше личностные характеристики субъектов террористической деятельности могут оказаться безусловно полезными для сотрудников оперативных аппаратов правоохранительных органов, в том числе Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, которые с их помощью получают определенную возможность на ранней стадии выявить лиц, склонных к совершению анализируемых видов преступлений против общественной безопасности.
Следует также отметить важность психологического подхода к изучению поведения лица, осуществляющего правоприменение в условиях борьбы с терроризмом, что предполагает комплексное исследование стрессов и стрессовых ситуаций и влияние их на психологическое состояние сотрудника правоохранительных органов (необходимость ускоренной обработки информации на фоне усталости, физического и психологического дискомфорта, осознаваемой угрозы, отсутствии контроля над событиями).
Все эти факторы не обязательно приводят к эскалации террора, однако в сочетании друг с другом и в тесном взаимодействии со всевозможными конфликтами (например, межконфессиональными), в отсутствие достаточного взаимодействия между правоохранительными органами, при несоответствии нормативной базы, регламентирующей борьбу с терроризмом, объективной реальности она становится более чем вероятной.
3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Эффективное противодействие терроризму – проблема общечеловеческой значимости, требующая создания государственной скоординированной системы предупреждения (профилактики) и пресечения, функционирование которой основывалось бы на оптимально сбалансированной нормативной, информационно-правовой, организационной и психологической базе.
Вместе с тем, проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых, можно говорить об эффективной системе предупреждения и борьбы с ним. В.В. Лунеев, в качестве основной тенденции терроризма называет интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности:
- по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);
- по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа «Аль-Каида»);
- по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);
- по национальным и
- по степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем повинных людей);
- по характеру и объему целей
(диапазон достаточно широк: от
убийств отдельных лиц до
- по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои) [17, с.35-36].
Формирование действенной системы предупреждения и пресечения терроризма в нашей стране изначально столкнулось с рядом объективных трудностей, обусловленных, во-первых, действием факторов переходного периода, когда общественные отношения не стабильны, а состояние экономики не предоставляет широких возможностей выделения достаточных материальных ресурсов для обеспечения эффективной профилактической деятельности; во-вторых, относительной новизной терроризма для Казахстана, вследствие чего правоохранительные органы нашей страны еще не имеют достаточного опыта борьбы с этим социально деструктивным явлением. Однако, несмотря на указанные трудности, необходимо, отталкиваясь от анализа причин, форм и разновидностей терроризма в других странах, а также реально имеющихся возможностей правоохранительных органов и государства в целом, определить конкретные пути создания системы предупреждения терроризма.
Такая система, на наш взгляд, должна включать меры по укреплению государственных органов, участвующих в предупреждении, пресечении проявлений терроризма, предоставлению им необходимых полномочий, улучшению технической оснащенности, созданию соответствующей системы социальных льгот для сотрудников и членов их семей, обеспечению их правовой защищенности.
Следует отметить, что казахстанское общество осознает главенствующую роль государства в деле противостояния террористической угрозе, и его принципиальный нонконформизм в отношении терроризма, проявляющийся в отрицании пути контакта и уступок требованиям террористов и заведомом одобрении действий компетентных органов по установлению тотального контроля над деятельностью потенциальных террористов и уничтожении последних в ходе спецопераций. Тем самым, основным принципом в борьбе с терроризмом для казахстанских правоохранительных органов должна стать предельная жесткость. Казахстанское общество четко осознает, что уступки бандитам имеют единственное следствие – террор станет повсеместным способом решения проблем.
Положительных результатов в антитеррористической деятельности можно добиться лишь при слаженной работе всех звеньев общегосударственной системы антитеррора, в том числе спецподразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с данным деструктивным социальным явлением. Наиболее актуальной задачей в этом направлении является налаживание эффективного взаимодействия и четкой координации со странами-участниками СНГ и мировым сообществом.
Не менее важной причиной, затрудняющей решение проблемы создания системы предупреждения терроризма в нашей стране, является неразрешенность многих концептуальных вопросов теории профилактики преступности.
Несмотря на то, что уже более четверти века в периодической печати и специальной литературе систематически употребляются термины «профилактика», «предупреждение», «предотвращение» применительно к преступным деяниям, в том числе террористического характера, устойчивых общепризнанных определений указанных понятий отечественная научно-правовая мысль до настоящего времени, к сожалению, еще не выработала.
Одним из первых научных трудов, посвященных проблеме предупреждения преступлений, явилась монография И.А. Гельфанда и П.П. Михайленко «Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности». Авторы придерживались мнения, что «не следует искать различий в содержании терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение» и они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключали появление отдельных лиц, каких-либо поступков, наносящих вред обществу [38, с.7].
По мнению Г.А. Аванесова, понятие профилактика бинарно: в узком смысле это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения преступлений или правонарушений, деятельность по недопущению нарушений норм права, в частности уголовного (уголовного законодательства); в широком же смысле под профилактикой следует понимать деятельность по выявлению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению. Индивидуальное же предупреждение преступлений включает в себя не только профилактику, но и предотвращение и пресечение: если профилактика выступает как устранение возможности совершения лицом преступления, то предотвращение – это реакция на готовящееся преступление, а пресечение – недопущение перерастания покушения в оконченное преступление. Аналогичной точки зрения придерживается и Ю.М. Антонян.
Признавая безусловную научно-теоретическую и практическую ценность перечисленных выше взглядов, хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, было бы ошибочным жестко разграничивать понятия предупреждение, профилактика, предотвращение: во-первых, отечественное законодательство четко не дифференцирует анализируемые термины; во-вторых, многие ученые сами не усматривают принципиальных отличий между ними, используя их в качестве синонимов. Другое дело, что синонимия едва ли способствует оптимальному формированию метаязыка научных дисциплин юридического цикла.
Оставляя в стороне многолетнюю дискуссию о природе, содержании и соотношении перечисленных выше понятий, мы полагаем, что под предупреждением (профилактикой) терроризма следует понимать деятельность государства в лице его правоохранительных органов, а также общественных организаций и отдельных граждан, направленную на выявление лиц, склонных к совершению актов террористического характера, ликвидацию причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, охватывающую различные меры (законодательные, информационно-правовые, организационные и т.д.) воздействия на определенные объективные внешние факторы и лиц, склонных к совершению преступлений против общественной безопасности.
Справедливости ради надо отметить, что в определенной степени решение этих вопросов нашло свое отражение в Законе РК «О борьбе с терроризмом» № 416-1 от 13 июля 1999 г. [4], Указах Президента РК «О мерах по предупреждению и пресечению проявления терроризма и экстремизма» № 332 от 10 февраля 2000 г. [39], «О государственной программе борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма на 2000-2003 годы» от 09 ноября 2000 г., определивших приоритетные задачи и направления деятельности всех, заинтересованных в противостоянии терроризму субъектов государственной власти. 19 февраля 2002 г. был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам борьбы с терроризмом», которым в Уголовный кодекс РК были введены новые уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (ст. 233-1) и создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности (ст. 233-2). Этим же законом внесены изменения и дополнения в Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 г., где по-новому даны определения таких понятий, как терроризм, международная террористическая деятельность, террористическая акция, акт терроризма и террористическая организация [40].
В рамках формируемой в Казахстане системы противодействия терроризму можно выделить несколько концептуальных направлений государственной деятельности:
- реализация широкого круга социальных программ,
имеющих
целью повышение уровня жизни и создание
в обществе атмосферы
нравственно-духовного подъема;
- дальнейшее изучение и устранение глубинных
экономических, по
литических и социально-психологических
корней терроризма;