Предупреждение терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:27, реферат

Описание работы

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения терроризма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение понятия, видов и форм проявления терроризма;
- определение причин и условий возникновения терроризма;
- раскрытие криминологической характеристики терроризма;
- выявление основных направлений мер предупреждения терроризма.

Содержание работы

Введение 5

1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА 7

2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА 21

3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 45

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Файлы: 1 файл

Terrorism1.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)
  • теоретических основ специального, методического и справочного обеспечения;
  • взрывных устройств, взрывчатых веществ и их комплектующих;
  • отличительных признаков взрывчатых веществ, взрывных смесей;
  • отличительных и демаскирующих признаков взрывных устройств, боеприпасов и имитирующих предметов и т.д.

Комплексные. К ним относятся:

  • изучение опыта зарубежных стран по всем указанным направлениям;
  • обобщение и анализ информации;
  • выработка предложений по совершенствованию мер борьбы с терроризмом законодательного превентивного характера с разработкой комплекса учебно-методических и практических спецкурсов в системе служебной подготовки сотрудников правоохранительных структур по противодействию терроризму.

Активизация террористических групп в странах ближнего и дальнего зарубежья (Афганистан, Ирак, Россия, Узбекистан и т.д.) ставит на повестку дня вопрос о создании концепции противодействия терроризму и разработке и внедрении в учебный процесс в вузах нашей страны специальной комплексной дисциплины «Терроризм», освещающей вопросы политико-идеологического, правового, административно-управленческого, морально-психологического и поведенческого противостояния данному социально деструктивному явлению. В высших учебных заведениях правоохранительных органов, в соответствии с ведомственной спецификой, в рамках данной дисциплины должны углубленно рассматриваться вопросы стратегии и тактики предупреждения и пресечения террористической деятельности.

Правоохранительным органам необходимо при полном взаимодействии между собой регулярно проводить совместные тактические учения личного состава по выявлению, локализации и нейтрализации вооруженных террористических групп и устранению последствий террористических актов.

Важнейшим аспектом противодействия террористической угрозе является создание системы эффективного взаимодействия правоохранительных органов Республики Казахстан со своими коллегами из стран-участниц СНГ и государств дальнего зарубежья.

Огромный моральный и экономический ущерб наносит обществу и государству так называемый «телефонный терроризм». Заведомо ложные сообщения об актах терроризма привносят нервозность в деятельности всех правоохранительных органов, вынужденных реагировать на подобные сообщения, что, в конечном счете, отвлекает последних от выполнения основных обязанностей.

В связи с этим, по нашему мнению, актуален вопрос о приобретении телефонов-аппаратов с автоматическим определителем номера (со специфическим зуммером) и их установке всеми предприятиями и учреждениями независимо от формы собственности последних. Психологический эффект этой меры, по нашему мнению, может существенно сократить число подобного рода звонков.

Именно коллективное противостояние всех субъектов антитеррора социально деструктивному явлению создает реальную возможность обуздать реальную угрозу безопасности всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для эффективного противодействия терроризму необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности. Борьба с терроризмом только силами органов государственной власти и правоохранительных органов невозможна. Это задача общегосударственного масштаба. Для ее решения необходимо вовлечение всех государственных институтов, общественных объединений, партий, религиозных организаций, средств массовой информации, законопослушных граждан.

Основные выводы по теме дипломной работы сводятся к следующему:

1. Терроризм представляет  собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем: психологические, исторические, политические, экономические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать приемлемое юридическое определение терроризма. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть несколько уже философского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.

2. Существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, политологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые формы терроризма, связанные с развитием научно-технического прогресса.

3. Необходимо выведение усредненного социально-криминологического «портрета» современного террориста. Субъектам терроризма присущи все основные черты, которые признаются общими для различных категорий насильственных преступлений: крайний эгоизм, пренебрежение к интересам общества, жестокость и хладнокровие, повышенная обидчивость и злопамятность, отсутствие чувства сострадания, склонность к злоупотреблению спиртными напитками, наркотическими и токсическими средствами.

4. Возникновению и распространению терроризма способствуют взаимообусловленные политические, экономические и социальные факторы. Экономический застой, энергетический кризис, инфляция, рост цен, безработица, рост преступности существенно обостряют социальное и психологическое состояние определенных групп населения, радикализуют их политические взгляды и представления о способах решения экономических, социально-политических, национально-религиозных и прочих проблем.

5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. Мерами предупреждения терроризма должны выступить:

1) Борьба с терроризмом должна вестись на основе общих для всех государств ценностей и норм международного права.

2) Принятие общегосударственной программы мер борьбы с терроризмом, регламентирующей порядок социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, где должны непосредственно найти отражение организационные (правовые, экономические, финансовые и др.) меры;

3) Создание системы эффективного взаимодействия правоохранительных органов Республики Казахстан со своими коллегами из стран СНГ и государств дальнего зарубежья.

4) Рациональное разграничение сфер деятельности между Комитетом национальной безопасности, Министерством внутренних дел и другими государственными органами.

5) Выявление преступлений, связанных с финансированием террористических организаций и террористов, в связи, с чем необходимо, определяя Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовую полицию) как субъект борьбы с терроризмом, специально наделить его этой важной функцией и нацелить на выявление данного вида преступлений.

6) Дополнение в действующий Закон РК «О борьбе с терроризмом» - введение дополнительно одного субъекта борьбы с терроризмом: Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).

7) Уголовно-правовая регламентация, являясь одной из важнейших составляющих спектра мер в борьбе с терроризмом, должна иметь четкую концепцию, быть ясной и понятной, пригодной к эффективному применению на практике, наконец, она должна иметь превентивное значение и служить гарантией от правоохранительного произвола. Диспозиция ст. 233 УК РК, раскрывающей состав терроризма, рассматривает терроризм в виде усеченного состава преступления, в котором реальное наступление последствий, заключающихся в гибели людей, не является признаками этого состава преступления, за исключением неосторожного отношения к последствиям в виде смерти человека.

8) С учетом того, что состав преступления, предусмотренный ст. 233 УК РК, отнесен по подследственности к органам национальной безопасности (см. ч. 1 ст. 192 УПК РК), было бы целесообразно создать Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, при Комитете национальной безопасности РК. На наш взгляд, на Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, должны быть возложены задачи по решению жилищно-бытовых вопросов, возмещению вреда, причиненного настоящим преступлением, социально-трудовой реабилитации и другие вопросы, касающиеся потерпевших от преступного посягательства в виде терроризма.

9) Исходя из повышенной опасности терроризма, вопросы юридической квалификации деяний, образующих его состав, должны быть четко и однозначно решены законодательством. В этой связи, правоохранительным органам, ведущим борьбу с терроризмом, необходимо расширить обмен информацией, упорядочить законы об экстрадиции преступников, а также поставить на более строгий контроль до сих пор распространяющиеся по Интернету инструкции террористов по изготовлению взрывных устройств.

10) Усиление активности средств массовой информации по антикриминальной и антитеррористической пропаганде.

11) Массовая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации.

12) Дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, которые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм.

13) Выработка универсальных принципов проведения антитеррористических операций, тщательная регламентация порядка освещения в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотрение вопроса о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – 291 с.

2 Даль В. Толковый словарь живого  великорусского языка. Т. IV. – М.: «Русский язык», 1980. – 928 с.

3 Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. – Харьков: «Рубикон», 1997. – 176 с.

4 Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 г. № 416-1. // Казахстанская правда. – 1999.

5 «Терроризм: психологические корни и правовые оценки». – Круглый стол журнала «Государство и право». // Государство и право. 1995. № 4. – С. 20-43.

6 Лизен А.-М. Заметки по поводу эффективной борьбы против терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: «Междунар. отношения», 2002. – С.119-136.

7 Овчинникова Г.В. Терроризм: Серия  «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» / Науч. редактор проф. Б.В. Волженкин. – СПб., 1998. – 36 с.

8 Дэникер Г. Стратегия антитеррора. Новые пути борьбы с терроризмом // Терроризм в современном капиталистическом обществе. Вып. 2. – М., 1982. С. 76-80.

9 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

10 Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. С.П. Щербы. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. – 384 с.

11 «Суицидный терроризм». // Уголовное право, 2002. № 3. – С. 115-117.

12 Криминология. / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. – М.: Издательская группа ИНФРА – М-НОРМА, 1997. – 784 с.

13 Микеев А.К. Технологический терроризм – современная реальность. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 1999. – С. 16-27.

14 Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. – М.: Издательство «Щит-М», 1999. – 216 с.

15 Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840 с.

16 Литвинов Н.Д. Антигосударственный терроризм: понятие и виды (историко-криминологический аспект). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 1999. – С. 55-66.

17 Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним. / Круглый стол журнала «Государство и право». // Государство и право, 1995. № 4. – С. 20-43.

18 Наумов А.В. Терроризм, психологические корни и правовые оценки. / Круглый стол журнала «Государство и право». // Государство и право, 1995. № 4. – С. 20-43.

19 Грачев С.И. Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии. Автореф. дис. д.пол.н. Н. Новгород, 2008. – 59 с.

20 Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: Состояние и перспективы. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С. 36-42.

21 Назаркин М.В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 1998. – 27 с.

22 Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. / Предисл. академика РАН В.Н. Кудрявцева. – М.: НОРМА, 1999. – 516 с.

23 Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.

24 Васильев В.Л. Психология терроризма// Современный терроризм: состояние и перспективы/ Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 328 с.

25 Интыкбаев М.К. Криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. пособ. – Караганда: КарЮИ МВД РК им. Б. С. Бейсенова, 2003. – 50 с.

26 Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С.73-75.

27 Назарбаев Н.А. К свободному, эффективному и безопасному обществу: Послание Президента страны к народу Казахстана // Казахстанская правда. 2000.

28 Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: Стандарты и практика. – М.: Юрлитинформ, 2002. – 560 с.

Информация о работе Предупреждение терроризма