Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций
1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.
Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Кафедра технологий международных перевозок и логистики
Нефёдова Я.И.
Конспект лекций
по дисциплине "системы и технологии еврологистики"
(часть 1)
Для студентов специальности 7100 403
(дневная и заочная формы обучения)
Мариуполь, 2007
Тема 1
Введение
1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.
1.1. Концепция еврологистики.
Еврологистика является составляющей частью общей стратегии логистики. Разграничительную черту между внутренней и еврологистикой провести сложно. В основном еврологистика изучает движение товаров через национальные границы в Европе, а экономические особенности европейских государств и Украины диктуют условия этих переходных процессов, которые сводятся к гармонизации обычаев государств, технических, технологических, правовых, экономических и др. факторов.
С целью усовершенствования системы пропуска через границу внешнеторговых и транзитных грузов в 2002 году Украина присоединилась к Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границе и конвенции КОТИФ, что дало возможность унифицировать контрольные процедуры на границе и ускорить движение товаров.
В связи с приемом в члены Евросоюза целой группы стран, в том числе Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Прибалтийских стран, границы ЕС реально достигли Украины, Белоруссии и России. Таким образом, таможенная граница ЕС совмещена с таможенной границей этих стран, и все таможенные процедуры выполняются здесь. Чтобы ускорить движение товаров, необходимо стремиться к гармонизации всех таможенных процедур, а также транспортного законодательства Украины и ЕС.
В связи с постоянным увеличение стран-членов ЕС, все большее распространение получает процедура общего транзита, позволяющая также перевозить товары автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом под таможенным контролем, как транзитом, так и до внутренних таможен назначения стран Сообщества Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Вышеградского соглашения.
Еврологистика как в целом логистика базируется на трех взаимосвязанных в единой системе составляющих, а именно, средствах, функциях и управляющих воздействиях. Теоретическую базу-фундамент еврологистики составляют экономическая теория и межгосударственные отношения в Европе; закономерности глобализации процессов в Европе; теория переходных потоковых процессов через национальные границы; теория компромиссов и процессы интеграции Украины в Европейское Сообщество (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Концепция образовательного курса «Еврологистика».
Интеграция Украины
в содружество европейских
Украина рассматривает свои отношения с Европой как один из приоритетов своего внешнеполитического курса, ставит целью политической и институциональное сближение и постепенное продвижение к конечной цели: стать ассоциированным, а в перспективе – полноправным членом ЕС. Соответственно возникают новые задачи по реструктуризации украинской экономики, изменения механизмов сотрудничества с ЕС, адаптации законодательства к правовому полю Евросоюза.
В структуре Комитета по вопросам сотрудничества Украина – ЕС работают подкомитеты по ключевым вопросам соглашения о партнерстве; торговле и инвестициям, экономике, финансам и статистике; энергетике, сотрудничеству в гражданском секторе и охране окружающей среды; таможенного и приграничного (транспограничного) сотрудничества; угля и стали, горной промышленности, сырья и материалов; по транспорту, телекоммуникациям, науке и технологиям, образованию.
Концептуальную основу еврологистики составляют также гармонизация стандартов Украины и Европейских стран. В настоящее время в Украине имеется свыше 22 тыс. стандартов, приблизившись по их количеству к уровню развитых стран. Однако показатель уровня гармонизации с международными стандартами составляет всего 10%. 90% стандартов не пересматривались на протяжении 10 лет. Для получения ассоциированного членства в ЕС уровень гармонизации должен составлять не менее 80%.
И если интеграция Украины
в содружество европейских
Одним из инструментов этой теоретической основы и является еврологистика.
Под термином еврологистика понимается стратегия и тактика создания и управления большими системами с устойчивыми структурами материальных и информационных потоков, функционирующих на основе интегрированных интересов европейских государств – разделении труда, партнерстве и кооперировании, закономерностях рыночной экономики.
Предметом теории еврологистики являются:
- закономерности
- закономерности глобализации
и формирования потоковых
- теория компромиссов
и процессов интеграции в
В глобальных еврологистических цепях увеличивается отдача от вложенного капитала за счет более низких тарифов логистических посредников, лучших финансовых условий. Созданию еврологистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети.
В практике реализации еврологистики представляет интерес опыт стран ЕС, осуществляющих разработки в рамках программ и проектов Collomodul, Hermes, Docimel, TEDIM, TACIS.
В то же время, опираясь на достижения в области логистики в Европе и США нельзя не учитывать особенность национальной экономики.
Для базы знаний в области логистики их можно сформулировать следующим образом.
- Существует фактор
перехода от воспринятой
- Существует значительный разрыв между теоретическими постулатами в переводных и во многих отечественных учебниках, пособиях, монографиях применимым в основном к идеальным ситуациям и между только еще формирующейся в бывших социалистических странах несовершенной, подчас искаженной системой рыночных отношений.
- Необходимо рассматривать важнейшие базисные структуры еврологистики, такие с помощью которых отдельные страны формируют глобальную систему международных экономических отношений.
- Необходимо на уровне связать теорию экономических отношений между субъектами национально обособленных, суверенных территорий, с реалиями украинской экономики.
- Наряду с традиционным
содержанием материального
В странах Западной Европы уже сложилась определенная система логистического образования, включая лекционные курсы, лабораторные практикумы и целевую подготовку специалистов в области международной логистики, логистики менеджмента, общей логистики.
Вслед за этим в 80-х годах началась активизация образования в Центральной и Восточной Европе. Этот опыт и непосредственное участие в европейских логистических образовательных программах стали основой постановки, начиная с 1995г. курса «Еврологистика» в Приазовском государственном техническом университете.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
Одним из феноменов XXI века в мировой экономике является глобализация и в том числе глобализация логистических процессов в Европе.
Под термином «глобальная логистика» понимается стратегия и тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки будут сосредоточены в треугольнике США – Европа – Дальний Восток.
Глобальные логистические системы являются мощным средством экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организованных товарных рынков и материальных потоков.
Следует воспринять глобальные подвижки в мире и в соответствии с ними выстроить свою национальную систему внешнеэкономических связей. При этом необходимо обратить внимание на ряд принципиальных новаций и связанных с ними процессов:
Важным для развития экономики Украины является опыт стран ЕС формирования глобальных торговых, транспортных и телекоммуникационных логистических систем, разрабатываемых в рамках программ и проектов, например, «Collomodul», «Hermes», «Docimel», «TEDIM». Целью большинства этих проектов является повышение эффективности и качества сервиса при управлении товародвижением, улучшение экологии, снижение логистических издержек (в частности, на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых и других барьеров, рационализации грузопотоков, создания сети распределительных логистических центров, формирование торговой, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Для Украины формирование и развитие глобальных торговых, транспортных и информационных логистических систем имеет основополагающее значение, т. к. позволяет ускорить интеграцию в европейское экономическое и информационное пространство.
Основными движущими силами глобализации в логистике являются:
Возрастающая роль европейских стран во внешней торговле делает необходимым обобщение и развитие еврологистических методов и технологий.
Уже со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Так, если в 1950 году на долю США приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1990 году – только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа – главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.
Наилучших результатов в глобальной логистике добиваются за счет пяти основных комплексных факторов: позиционирования, интеграции, гибкости, измеримости, регионализации.
Концепция позиционирования
определяет отличительные особенности
Украины в сравнении с
Интеграция является основным фактором ГЛС. Она достигается путем использования современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Это подразумевает высокую степень связности партнеров, обмен данными между ними в стандартизированных форматах (например, EDIFACT), как правило, в режиме реального масштаба времени («on line»).
Гибкость – фактор быстрого реагирования на специфические запросы потребителей, позволяет адекватно вносить изменения, как в производство, так и в дистрибъюцию.
Измеримость характеризует наилучшие глобальные компании с позиций возможности мониторинга логистического менеджмента и идентификации возможностей фирмы в плане дальнейшего улучшения ее деятельности на еврорынке.
Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные особенности глобальной логистики наиболее ярко проявляются для стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне.
Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"