Лекции по "Системы и технологии еврологистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Файлы: 1 файл

Лекции - Системы и технологии еврологистики.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

– устанавливает критерии для оценки предложений;

– определяет условия будущего контракта.

Оценка тендерных предложений  ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной  документации. Основные правила процедуры оценки таковы:

– предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;

– рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации;

– безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки;

– отсутствие каких-либо переговоров  с участниками торгов.

Тендерный комитет составляет отчет  об оценке тендерных предложений, в  котором должно быть показано, как  оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

Другим вариантом процедуры  получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:

– наименование товара;

– количество и качество товара;

– цену;

– условия и срок поставки;

– условия платежа;

– характеристику тары и упаковки;

– порядок приемки-сдачи.

Оферты могут быть твердыми и  свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием  срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается прийти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им в твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнером.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации  письменных переговоров между поставщиком  и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество и т.д.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении. В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.

Оценка предложений, поступивших  к потенциальному потребителю, может  вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высокое качество в сочетании с минимальной ценой.

Имеется два основных критерия выбора поставщика:

1. стоимость приобретения продукции  и услуг;

2. качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в  себя цену продукции или услуг  и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п.

Качество обслуживания включает в  себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.д. Надежность моно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания,  а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например, более 60. К ним относятся:

– удаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения текущих и  экстренных заказов;

– наличие у поставщика резервных  мощностей;

– организация управления качеством  продукции у поставщика;

– психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

– риск забастовок у поставщика;

– способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение  всего срока службы поставленного  оборудования;

– кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть, например:

– собственное расследование;

– местные источники, такие как  действующие на данной территории юридические  лица или "осведомители" официальных органов;

– банки и финансовые инструменты;

– конкуренты потенциального поставщика;

– торговые ассоциации, например Торгово-промышленные палаты;

– информационные агентства;

– государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионная служба и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации следует  руководствоваться следующими правилами:

– Нельзя ограничиваться одним источником информации вне зависимости от объема и глубины предоставляемой информации.

– Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не быть заинтересованным в возможных  последствиях использования предоставленной  информации.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.

 

ТЕМА 6

Производственная  логистика

6.1. Организация систем управления материальными потоками.

6.2. Классификация систем управления материальными потоками (JIT, KANBAN, OPT, MRP, DRP).

 

6.1. Организация систем управления материальными потоками.

При прохождении заказов через  звенья логической цепи возникает вопрос, в какой последовательности обрабатываются поступающие заказы каждым звеном. Этот вопрос решается посредством приоритетных правил.

Приоритетное правило – это некоторое выражение, которое позволяет каждой заявке (заказу)поставить в соответствие количественную величину, называемую приоритетом. Используются следующие приоритетные правила:

– элементарные – для назначения приоритета заявки используют одну ее характеристику:

  1. FIFO: "первый пришел – первый ушел", т.е. заявки обслуживаются в порядке поступления в систему;
  2. LIFO: "последний пришел – первый ушел", первой обслуживается заявка, которая поступила в систему последней. Данное правило часто используется в системах складирования. Это объясняется тем, что иногда материалы можно достать только сверху, т.е. доступны материалы, поступившие на склад последними;
  3. DDATE: правило плановых сроков, первой выбирается заявка, у которой плановое время изготовления наименьшее, т.е. которая должна быть готова раньше всех;
  4. SPT: правило кратчайшей операции, первой обслуживается заявка, имеющая минимальную длительность обслуживания заявки;
  5. MST: минимальный резерв времени, первой обслуживается заявка с минимальным резервным временем. Резервное время – это разность между сроком выполнения заказа и временем выполнения этого заказа без учета времени ожидания обслуживания;
  6. RANDOM: порядок обслуживания может быть случайным, случайная величина выбирается по равномерному закону, т.е.заявки выбираются с равной вероятностью;

– комбинированные (сложные) – для  назначения приоритета заявки используют несколько характеристик с некоторыми коэффициентами:

  1. аддитивные – при формировании формулы для вычисления приоритета используются операции умножения;
  2. мультипликативные – при формировании формулы для вычисления приоритета используется операция возведения в степень;
  3. альтернативные.

Тянущая система  управления материальными потоками – это такая организация производства, при которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда их количество достигает критического уровня.

Система предполагает сокращение разницы  между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования, и времени их потребления. Цели "тянущей" системы следующие:

– предотвращение распространения возрастающего колебания спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;

– сведение к минимуму колебаний  размера запаса деталей между  операциями для упрощения управления материальными запасами;

– повышение уровня цехового управления путем децентрализации управления.

"Тянущая" система предусматривает  сохранение определенного уровня  материального запаса на каждом этапе производства. Для практической реализации системы необходимо установить момент возобновления заказа и стандартный размер партии заказываемых деталей. "Тянущая" система организации производства предполагает:

– ориентация производства на изменение  спроса, т.е. осуществление концепции "гибкого" производства;

– использование высококвалифицированных  рабочих-многостаночников;

– децентрализованное оперативное  управление производством;

– начало планирования со стадии сборки;

– минимум операционного задела; практическое отсутствие запасов готовой  продукции.

Для "толкающей" системы характерно изготовление деталей в соответствии с производственным графиком, детали поступают по мере готовности с предшествующей стадии производственного процесса на последующую. Материальные ресурсы "выталкиваются" с одного звена производственной логистической системы на другое. Чем больше разрастается "толкающая система", тем характернее для нее становятся проблемы – в случае изменения спроса или сбоев в производственном процессе практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Эти затруднения ведут к созданию избыточных внутрипроизводственных запасов между различными технологическими стадиями, которые называются буферными запасами. Они служат для повышения управленческой гибкости на тех участках производства, где возможно возникновение срывов поставок или работа малыми партиями неэкономична.

"Толкающая" система характеризуется:

– ориентацией на значительное число  поставщиков, нерегулярными поставками, в основном большими партиями;

– ориентацией производства на максимальную загрузку производственных мощностей и реализацией концепции "непрерывного" производства;

– планированием, которое начинается с заготовительного производства;

– централизованным оперативным управлением  производством; составлением производственных графиков для всех этапов производства;

– запасами в виде излишних материальных ресурсов; отсутствием буферных запасов, что может привести к сбою производства; не всегда минимальным операционным заделом; существованием запасов готовой продукции;

– применением специализированного  оборудования, размещенного по участкам, и универсального – по линейному принципу;

– использованием узкоспециализированных рабочих-многостаночников;

– сплошным (выборочным) контролем  на всех стадиях производства, что  удлиняет его продолжительность.

Недостатки "толкающей" системы:

– недостаточное отслеживание спроса;

– обязательное создание страховых  запасов, которые предотвращают  сбои в производстве в результате изменения спроса;

– замедление оборачиваемости оборотных  средств в результате хранения запасов;

– увеличение себестоимости готовой продукции.

Преимущества "толкающей" системы: устойчивость системы при резких колебаниях спроса и при низкой надежности поставщиков.

 

6.2. Классификация систем управления материальными потоками (JIT, KANBAN, OPT, MRP, DRP).

Система управления материальными потоками в производстве – это организационный механизм, формирующий и регулирующий движение материальных потоков внутри производственной системы.

Системы управления материальными  потоками:

1. "тянущие" системы:

– система JIT – управление материальными и информационными потоками по принципу "точно в срок";

– система KANBAN – информационное обеспечение управления материальными потоками по принципу "точно в срок";

– система OPT – компьютеризированный вариант системы KANBAN, оптимизирующий технологию производства;

2. "толкающие" системы:

– система MRP – планирование потребности в материалах;

– система DRP – планирование распределения ресурсов.

Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"