Лекции по "Системы и технологии еврологистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Файлы: 1 файл

Лекции - Системы и технологии еврологистики.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА 4

Характеристика  функциональных областей логистики

4.1. Закупочная логистика.

4.2. Производственная логистика.

4.3. Распределительная логистика.

4.4. Транспортная логистика.

4.5. Информационная логистика

4.1. Закупочная логистика.

Сущность закупочной логистики. Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т.е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.

Цель закупочной логистики –  это процесса обеспечения предприятий  материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок:

– отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;

– отдел закупок, являясь элементом  логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в  цепи снабжение – производство –  сбыт;

– отдел закупок – самостоятельная  система. Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять принципам логистики. Эффективная деятельность отдела во многом зависит от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.

Существует традиционный и логистический  подходы к организации службы снабжения.

При традиционном подходе затруднена реализация принципа системности при обеспечении предприятия ресурсами. Задачи закупочной логистики решаются различными подразделениями предприятия. Задачи, что закупить и сколько закупить, возложены на управление по материальным ресурсам и решаются дирекцией по производству. Они же занимаются выполнением работ по организации складирования приобретенных ресурсов.

Задачи же, у кого закупить и  на каких условиях, решаются управлением  по закупкам. Это управление по закупкам занимается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставки закупленных ресурсов. Такое разделение между различными службами сильно усложняет эффективную реализацию функций закупочной логистики.

Данный недостаток устранен при  логистическом подходе к организации службы снабжения. Все задачи логистики закупок возложены на дирекцию по материально-техническому снабжению. Она управляет тремя подразделениями, которые занимаются: управлением запасами (решение задач, что и сколько закупить), закупками (решение задач, у кого и на каких условиях закупить, заключение и контроль за исполнением договоров, организация доставки закупленных ресурсов). Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения материального потока в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Цели закупочной логистики достигаются  путем выполнения ряда задач, которые можно разделить на две части: информационные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят из следующих подзадач:

1. информационных:

– определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, – задача "сделать или купить";

– поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика;

2. задач реализации:

– соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;

– обеспечение точного соответствия между количеством поставок и  потребностями в них;

– соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.

Общей проблемой для большинства  компаний является определение порядка осуществления производственной программы: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задержки выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов.

Функции закупочной логистики:

– формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности  в них;

– получение и оценка предложений  от потенциальных поставщиков;

– выбор поставщиков;

– определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

– согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

– контроль за сроками поставки  материалов;

– входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

– доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

– поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Приведенные функции реализуются  отделом закупок, взаимодействующим  с другими отделами предприятия.

 

4.2. Производственная логистика.

Сущность производственной логистики. Производственная логистика занимается управлением материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологических процессах производства готовой продукции.

Основная особенность производственной логистики – отсутствие товарно-денежных отношений между участниками логистического процесса. Отношения между ними принято называть внутрипроизводственными.

Аналогично отношениям логистические  системы, с которыми работает производственная логистика, называются внутрипроизводственными. Их можно рассматривать:

– на микроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы состоят  из набора подсистем, целостно связанных между собой. Примерами таких систем служат закупка, склады, транспорт. Логистика должна обеспечивать согласованную работу звеньев, которые занимаются поставками, производством и сбытом продукции;

– на макроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы являются элементами макрологистической системы, а точнее источниками материальных потоков. Из этого следует, что внутрипроизводственные системы должны иметь возможность быстро адаптироваться к экономической ситуации, изменять номенклатуру производства, количество выпускаемой продукции. В противном случае макрологистическая система, в которую входит данная внутрипроизводственная система, не сможет эффективно функционировать.

Задачи производственной логистики:

– планирование и диспетчирование  производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов  потребителей;

– разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;

– разработка графиков запуска-выпуска  продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

– установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

– оперативное управление производством  и организация выполнения производственных заданий;

– контроль за количеством и качеством  готовой продукции;

– участие в разработке и реализации производственных нововведений;

– контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Функции производственной логистики:

– координация действий участников логистического процесса, т.е. формирование  и доведение целей и задач  до участников логистического процесса, координирование этих целей с  общими целями всей производственной системы, обеспечение согласованности действий всех элементов логистической цепи;

– организация движения материальных потоков в производстве, т.е. создание системы управления материальными потоками на предприятии, формирование этих материальных потоков;

– планирование:

1) прогнозирование (подразделяется  на научно-техническое и экономическое):

– технического развития – прогнозирование  создания новых видов продукции, материалов, технологии производства;

– изменения спроса – прогнозирование  с целью изменения номенклатуры или количества выпускаемой продукции;

– изменения цен на материалы  – прогнозирование с целью  создания запасов материалов, подорожание которых ожидается;

– размеров запасов – прогнозирование  необходимых размеров запасов, учитывающих возможное изменение номенклатуры и количества выпускаемой продукции;

2) разработка программы действий  – определение календарного графика  выполнения работ;

3) детализация планов – конкретизация  разработанной программы действий, например распределение ресурсов между функциональными подразделениями предприятия;

– контроль движения материального  потока – наблюдение за товародвижением  на предприятии, сбор и обработка  информации о движении материального  потока, определение отклонений от планов, степени решения поставленных задач;

– регулирование хода выполняемых  работ – анализ отклонений, выявленных при контроле, определение причин, вызвавших эти отклонения, разработка мер по устранению этих отклонений, осуществление этих мер.

 

4.3. Распределительная логистика.

Сущность распределительной  логистики. Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Цель распределительной логистики  – доставка товаров в нужное место  в нужное время с минимальными затратами. Распределительная логистика  занимается удовлетворением спроса, который определяется и стимулируется маркетингом.

Распределительная логистика также  рассматривается на макро- и микроуровнях.

На микроуровне распределительная  логистика занимается отгрузкой  готовой продукции со складов поставщика и решает следующие задачи:

– планирование процесса реализации;

– организация получения и обработки  заказа;

– выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

– организация отгрузки продукции;

– организация доставки и контроля за транспортированием;

– организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне спектр деятельности распределительной логистики более  широкий. в сферу ее деятельности входит весь процесс движения материального потока от момента окончания производства до поступления на склад потребителя. К задачам распределительной логистики на макроуровне относятся:

– выбор схемы распределения  материального потока;

– определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

– определение  оптимального места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Основные функции распределительной  логистики:

– определение  покупательского спроса и организация  его удовлетворения;

– установление хозяйственных связей по поставкам  товаров, оказанию услуг потребителям;

– построение организационной  структуры распределительных каналов  и сетей;

– накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;

– транспортировка  готовой продукции, возвратной тары и отходов;

– управление запасами, консолидация и рассредоточение  товаров;

– выбор рациональных форм товародвижения и организация  торговли;

– поддержание  стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;

– мониторинг и  информационная поддержка распределения.

 

4.4. Транспортная логистика.

Сущность транспортной логистики. Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Транспортная логистика делится на:

– внутреннюю, занимающуюся внутрипроизводственными перевозками;

– внешнюю, которая  занимается снабжением предприятия  и сбытом продукции.

Транспорт – объект транспортной логистики, занимается перевозками людей и грузов. Делится на две группы:

– транспорт  общего пользования – удовлетворяет  потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный);

– транспорт  необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

При организации  логистической системы следует  обращать внимание на обеспечение ее целостности. Это относится и к транспортным логистическим системам. Их основная задача – обеспечение таких видов сопряженности участников транспортного процесса, как:

Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"