Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 19:12, курс лекций
1.1. Концепция еврологистики.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.
– обучающий;
– оптимизационный;
Информационные логистические системы можно подразделить на две группы: макро- и микрологистические. Микрологистические информационные системы работают на уровне отдельного предприятия. Их делят на три группы:
– плановые – создаются на высшем
уровне управления логистических систем
и служат для подготовки и принятия
решений стратегического
– диспозитивные, или диспетчерские,
системы – создаются для
– исполнительные, или оперативные, системы – создаются на базе тех или иных органов управления и решают задачи, связанные с оперативным управлением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещениями грузов и др.
8.2. Информационные технологии
Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя электронную вычислительную технику и средства связи ее между собой. основной частью технического обеспечения в этом случае является ЭВМ.
Широкое проникновение логистики
в сферу экономики в
Совершенствование количественных показателей микропроцессорной техники, таких, как быстродействие процессора, объем памяти, простота общения с компьютером, стоимость вычислительной техники и др., обеспечило качественную возможность интеграции различных участников в единую систему. При этом следует иметь в виду, что каждый из этих участников оперирует большими объемами информации.
В плановых и частично диспозитивных информационных системах обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или отделах на рабочих местах специалистов. Совокупность решаемых здесь задач зависит от роли участника в общем логистическом процессе.
В исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. Для этих систем особенно важно фиксировать т обрабатывать информацию в темпе прохождения материального потока. решение возникающих при этом задач зачастую возможно лишь при условии применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени.
ТЕМА 9
Транспортная логистика
9.1. Виды транспорта, используемые при перевозках грузов. Преимущества. Недостатки.
9.2. Транспортные тарифы.
9.1. Виды транспорта, используемые при перевозках грузов. Преимущества. Недостатки.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренцию железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего:
– из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок;
– большой дальности перевозок;
– отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автотранспорта:
– внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки;
– перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Преимущества автотранспорта:
– высокая маневренность и
– регулярность поставки;
– менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта;
– возможность использования
– возможность отправки груза малыми партиями.
Недостатки автомобильного транспорта:
– сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля);
– срочность разгрузки;
– возможность хищения груза;
– возможность угона
– сравнительно малая грузоподъемность;
– недостаточная экологическая чистота;
– зависимость от погодных и дорожных условий.
Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков.
Преимущества ж/д транспорта:
– сравнительно невысокая себестоимость перевозки;
– хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
– возможность доставки груза на большие расстояния;
– регулярность перевозок;
– возможность эффективной
– значительные скидки для транзитных отправок.
Недостатки ж/д/ транспорта:
– ограниченное число перевозчиков;
– большие капитальные вложения
в производственно-техническую
– высокая энергоемкость
– низкая доступность к конечным точкам продаж.
Морской транспорт – самый крупный перевозчик в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в т.ч. все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Значительна его роль в каботажных перевозках.
Преимущества морского транспорта:
– низкие грузовые тарифы;
– высокая провозная способность.
Недостатки морского транспорта:
– низкая скорость;
– жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
– малая частота отправок.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Преимущество внутреннего водного транспорта заключается в низких тарифах на перевозку грузов.
Недостатки внутреннего водного транспорта:
– малая скорость доставки;
– низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей;
– сезонность.
Воздушный транспорт по своим функциям также является узкоспециализированным, т.к. осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Преимущества воздушного транспорта:
– высокая скорость;
– возможность достижения отдаленных районов;
– наиболее короткие маршруты перевозок;
– высокая сохранность грузов.
Недостатки воздушного транспорта:
– высокие грузовые тарифы;
– зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.
В отличие от вышеперечисленных видов транспорта трубопроводный транспорт остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газа, нефти и нефтепродуктов.
Преимущества трубопроводного транспорта:
– высокая скорость доставки;
– наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.
Недостатки трубопроводного транспорта:
– узкая специализация;
– опасные последствия аварийных ситуаций;
– возможность хищений.
9.2. Транспортные тарифы.
Транспортные тарифы являются базой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:
– платы за перевозку грузов;
– сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
– правил исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория
– транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
– покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.
Поскольку стоимость перевозки – один из существенных факторов выбора перевозчика, борьба за клиентов в условиях конкуренции также вносит коррективы в транспортные тарифы. Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.
Для определения стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом используют тарифы:
– общие – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов;
– исключительные – устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды годы, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров;
– льготные – применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;
– местные – устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы включают размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов и действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:
– за хранение, взвешивание или проверку веса груза;
– подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;
– экспедирование грузов;
– ПРР и др.
Для определения стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом используют следующие виды тарифов:
– сдельные на перевозку грузов;
– на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
– за повременное пользование
– из покилометрового расчета;
– за перегон подвижного состава;
– договорные.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
– расстояние перевозки;
– масса груза;
– объемный вес груза, характеризующий
возможность использования
– грузоподъемность автомобиля;
– общий пробег;
– время использования
– тип автомобиля;
– район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
Тарифы на перевозки грузов речным транспортом, сборы за перегрузочные операции и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
Информация о работе Лекции по "Системы и технологии еврологистики"