Общая информация по логистике складирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значения складов в логистической системе и, в связи с этим, выбор оптимального месторасположения склада.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ понятия «склад»;
2. рассмотреть основные типы складов;
3. выявить функции и задачи складов в логистической системе;
4. проанализировать факторы, влияющие на выбор местоположения складов;
5. на основании различных методов обосновать выбор оптимального местоположения склада.

Содержание работы

Введение .....……………………………………………………………….......3
1. Значение склада в логистической системе .................................................4
1.1. Определение и виды складов ...................................................................4
1.2. Основные задачи и функции складов....................………………….......7
2. Выбор оптимального месторасположения склада ...................................10
2.1. Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада ........10
2.2. Методика выбора месторасположения склада ......................................13
2.3. Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы ..................17
3. Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс» ....................21
3.1. Расчет координат склада методом центра тяжести ..............................21
3.2. Оценка выбора месторасположения склада ..........................................23
Заключение ………………………………………………….......…………...25
Список использованных источников …………………......................……..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.3. Функции складов

 

 

 

Совокупность работ, выполняемых  на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в  разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

 

♦ временное размещение и хранение материальных запасов;

 

♦ преобразования материальных потоков;

 

♦ обеспечение логистического сервиса  в системе обслуживания.

 

Любой склад обрабатывает, по меньшей  мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

 

Наличие входного потока означает необходимость  разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость  погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада.

 

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ  по размещению грузов на хранение, обеспечению  необходимых условий хранения, изъятию  грузов из мест хранения.

 

Преобразование материальных потоков  происходит путем расформирования  одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это  означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

 

Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

 

Рассмотрим функции различных  складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного  потребителя.

 

На складах готовых изделий  предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

 

 

 

Склады сырья и исходных материалов предприятий- потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

 

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции  производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют  также следующие функции:

 

обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими  партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых  посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

 

Склады торговли, находящиеся в  местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют  и отправляют крупные партии товаров  оптовым покупателям, находящимся  в местах потребления.

 

Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

 

Вопросы для контроля знаний

 

 

 

1. Дайте определение понятию  склад, покажите место складов в логистических процессах.

 

2. Приведите классификацию складов  по признаку места в общем  процессе движения материального  потока от первичного источника  сырья до конечного потребителя  готовой продукции. 

 

3. Охарактеризуйте функции различных  складов, которые материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.

 

 

 

 

 

Глава 19. Склад, как элемент логистической  системы

 

 

 

19.1. Выбор оптимального варианта  складской подсистемы

 

 логистической системы

 

 

 

Функционирование логистических систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.

 

Следует отметить, что складская  сеть является значимым элементом логистических  систем. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

 

Перечислим задачи, наиболее часто  возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:

 

♦* сколько складов иметь в  логистической системе,

 

♦* где разместить склады;

 

♦* иметь  собственный склад, или пользоваться наемным;

 

♦ какие функции возлагаются  на склад в проектируемой логистической  системе.

 

 

 

Наряду с перечисленными задачами, при организации складской подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и  складского оборудования, согласовывают  схемы механизации ПРТС работ  по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.

 

В соответствии с методом системного подхода, решения по складской подсистеме принимаются в результате последовательности. действий, приведенной в табл. 17.

 

Для того чтобы из множества вариантов  выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

 

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Зn — приведенные затраты по варианту;

 

n — число принимаемых во внимание статей издержек;

 

С1 — годовые эксплуатационные расходы;

 

С2 — годовые транспортные расходы;

 

С3 — годовые  расходы на управление складской системой;

 

С4 — годовые  расходы на содержание запасов;

 

С5 — прочие расходы и потери, связанные с  функционированием логистической  системы и принимаемые во внимание при принятии решения по созданию складской подсистемы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К — полные капитальные вложения в строительство  и оборудование складов, приведенные  по фактору времени по норме дисконта;

 

Т — срок окупаемости варианта. Для реализации принимается тот вариант логистической  системы, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

 

В процессе проектирования логистических систем на базе информации о схеме потоков  и о планируемых запасах определяется оптимальное количество и мощность складов, разрабатывается их рациональная дислокация в регионе контролируемого потока,

 

 

 

19.2. Определение оптимального количества

 

 складов в зоне обслуживания

 

 

 

Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа  полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих  при изменении количества складов в логистической системе.

 

Рассмотрим модель системы распределения  материального потока, представленную на рис. 97. Допустим, что предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными.

 

На рисунке представлено три  варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести  складов (соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.

 

Как видим, при изменении количества складов в системе распределения  часть издержек, связанных с процессом 

 

 

 

доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть  снижается. Это позволяет ставить  и решать задачу поиска оптимального количества складов. Рассмотрим графический метод решения данной задачи.

 

Выберем в качестве независимой  переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:

 

♦ транспортные расходы;

 

♦ расходы на содержание запасов;

 

♦ расходы, связанные с эксплуатацией  складского хозяйства;

 

♦ расходы, связанные с управлением  складской системой;

 

♦ потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.

 

Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе  всей системы распределения оценить, как в зависимости от изменения  N изменяются те или иные расходы и потери.

 

Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.

 

1. Зависимость величины затрат  на транспортировку от количества  складов в системе распределения  (функция f1, рис. 98).

 

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

 

♦ расходы, связанные с доставкой  товаров на склады системы распределения, т.е. расходы на так называемые дальние  перевозки (функция f1', рис. 98),

 

♦ расходы по доставке товаров  со складов потребителям, т. е. расходы на так называемые ближние перевозки (функция f1", рис. 98).

 

Зависимость затрат на транспортировку  от числа складов рассмотрим для  каждой группы.

 

При увеличении количества складов  в системе распределения стоимость  доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.

 

Другая часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров  со складов потребителям, с увеличением  количества складов снижается. Это  происходит в результате резкого  сокращения пробега транспорта.

 

Суммарные транспортные расходы (функция  f1 , рис. 98) при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают.

 

2. Зависимость затрат на содержание  запасов от количества складов  в системе распределения (функция  f2, рис. 99).

 

 

 

 

 

Увеличение количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.

 

Первая причина — необходимость  содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой  запас, в общем случае, необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концентрацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью закона квадратного корня, согласно которому размер страхового запаса, а, следовательно, и сумма издержек по его содержанию, возрастает пропорционально корню квадратному из числа складов.

 

Другая причина возрастания  суммарного запаса заключается в  том, что потребность складов  в некоторых группах товаров  при уменьшении зоны обслуживания может  оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем потребность, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.

 

3. Зависимость затрат; связанных  с эксплуатацией складского хозяйства  от количества складов в системе  распределения (функция f3, рис. 99).

 

При увеличении количества складов  в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с т.н. эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. м2 до 1,5 тыс. м2, то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же — 10,5 тыс. м2), в этом случае, повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза.

 

Примерная зависимость величины удельных эксплуатационных расходов от размера  склада (сфера торговли товарами народного  потребления) приведена в табл. 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Зависимость затрат, связанных  с управлением распределительной  системой от количества входящих  в нее складов (функция  f4 , рис. 99).

Информация о работе Общая информация по логистике складирования