Общая информация по логистике складирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значения складов в логистической системе и, в связи с этим, выбор оптимального месторасположения склада.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ понятия «склад»;
2. рассмотреть основные типы складов;
3. выявить функции и задачи складов в логистической системе;
4. проанализировать факторы, влияющие на выбор местоположения складов;
5. на основании различных методов обосновать выбор оптимального местоположения склада.

Содержание работы

Введение .....……………………………………………………………….......3
1. Значение склада в логистической системе .................................................4
1.1. Определение и виды складов ...................................................................4
1.2. Основные задачи и функции складов....................………………….......7
2. Выбор оптимального месторасположения склада ...................................10
2.1. Факторы и критерии, влияющие на месторасположение склада ........10
2.2. Методика выбора месторасположения склада ......................................13
2.3. Нахождение оптимального месторасположения склада путем логистической экспертизы ..................17
3. Оценка оптимального месторасположения склада на примере ООО «Туссон-плюс» ....................21
3.1. Расчет координат склада методом центра тяжести ..............................21
3.2. Оценка выбора месторасположения склада ..........................................23
Заключение ………………………………………………….......…………...25
Список использованных источников …………………......................……..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

Любой распределительный центр, являясь  элементом некоторой логистической  системы, в свою очередь, сам разворачивается  в сложную систему. Складские  помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:

 

♦ административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения  для рабочих;

 

♦ пост охраны;

 

♦ устройства для сбора и обработки отходов.

 

            2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала, так и для клиентов.

 

3. Планы  местных властей. Выбирая участок,  необходимо ознакомиться с планами  местной администрации по использованию  прилегающих территорий и убедиться  в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

 

Кроме перечисленных  факторов при выборе конкретного  участка под распределительный  центр необходимо ознакомиться с  особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

 

В качестве примера учета различных факторов решения задачи определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются:

 

♦ размер зоны обслуживания, в границах которой  находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;

 

♦ наличие  развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали;

 

♦ возможность  расширения участка земли в связи  с ростом торговой активности рынка.

 

Например, при размещении тольятинского оптового рынка было оценено несколько  возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателя добираться до рынка в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее персонала. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров

 

4. Местное законодательство. Необходимо  учесть местные правила строительства,  безопасности, высоту зданий, ограничения  на типы зданий и, возможно, другие факторы. 

 

5. Строительные факторы. Следует  учесть общепринятые стандарты  для аналогичных сооружений, т.е.  расстояния между зданиями, подъезд  к ним и т.п. 

 

 

 

 

 

19.4. Принятие решения о пользовании

 

 услугами наемного склада

 

 

 

Логистическая, цепь может быть организована с использованием собственных складов, либо с применением складов общего пользования. В примере о рационализации товародвижения спиртных напитков говорилось о создании склада в республике поставщика. Стратегическая ориентация на длительное присутствие в регионе позволит экономически обосновать необходимость строительства собственного склада. Краткосрочность хозяйственных связи по данным поставкам послужит основанием аренды складских площадей, либо покупки услуг склада общего пользования.

 

Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу решений сделать или купить» (Make-or-Buy Problem). Методика принятия решения представлена на рис. 106.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линией Z на графике представлена зависимость затрат на хранение запасов на наемном складе от прогнозируемого размера грузооборота. Зависимость затрат на хранение запасов на собственном складе от размера грузооборота склада представлена линией F3.

 

Функция F3 определяется суммированием условно постоянных и условно переменных затрат собственного склада (функции F1 и F2 соответственно).

 

Функция F1 принимается линейной и определяется на базе расценок за выполнение логистических операций.

 

График функции F2 параллелен оси ОХ, так как постоянные затраты (С пост ) не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения (С аренд ), амортизация техники (Саморт ), оплата электроэнергии (Сэл ), заработная плата управленческого персонала и специалистов (Сзарпл ):

 

 

 

 

 

 

 

График  функции Z строится на основании рыночных тарифных ставок за хранение товаров на наемном складе.

 

Зависимость Z (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

 

 

 

 

 

 

 

где а — (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования  одного кв. метра грузовой площади  наемного склада;

 

365 — число дней хранения на  наемном складе за год. 

 

Sn — потребная площадь наемного склада, (м2), расчет которой выполняется по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

где З — размер запаса в днях оборота, дней;

 

Т — годовой грузооборот, тонн/год;

 

Д — число рабочих дней в году;

 

q — нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2.

 

График функции Z строится из предположения, что она носит линейный характер.

 

Вопрос об использовании услуг  наемного склада возникает, если объемы грузооборота выше Гб например, равны  Г1. Решение принимается на основе сопоставления разности затрат (ЛС) по использованию собственного и  наемного складов с капитальными вложениями (К), необходимыми для организации собственного склада. Срок их окупаемости (Т), определяемый по формуле (1) должен удовлетворять инвестора.

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для контроля знаний

 

           

 

1. Назовите и охарактеризуйте  методы оптимизации расположения складов на обслуживаемой территории.

 

2. Опишите порядок определения  места расположения распределительного  центра методом построения физической  модели материальных потоков  (метод определения центра тяжести).

 

3. Охарактеризуйте зависимость транспортных расходов системы распределения от количества входящих в нее складов.

 

4. Как меняются затраты на  содержание запасов в системе  распределения с изменением количества  складов на обслуживаемой территории?

 

5. Пользуясь рис. 106, докажите, что если грузооборот склада меньше "грузооборота безразличия", то целесообразно пользоваться услугами наемного склада.

 

 

 

Глава 20. Склад как самостоятельная  логистическая система

 

 

 

20.1. Принципы организации технологических  процессов на складах

 

 

 

Любой склад является достаточно самостоятельной  системой с четко определенными  задачами. Эффективность решения  этих задач определяется рациональностью  организации внутрискладского процесса.

 

Логистика создает принципиально  новые возможности рационализации складских процессов. Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. На этом этапе к нему формулируется ряд требований, которые затем ложатся в основу проекта собственно внутрискладского процесса.

 

Идея логистической оптимизации складского процесса заключается в проектировании внутрискладского процесса как единого целого.

 

Традиционная несогласованность  участников потоковых процессов, зачастую имеет место и внутри склада, открывая ресурс повышения эффективности  за счет применения логистики. В настоящей главе мы рассмотрим инструменты, позволяющие проектировать цепь операций с грузом внутри склада, т.е. внутрискладской технологический процесс как единое целое.

 

Технологический процесс на складах, основу которого составляют материальные потоки, должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса, обеспечивать сохранность товаров и экономичность затрат.

 

Скорость процесса (оборачиваемость) показывает, сколько раз в течение  одного периода продается и возобновляется имеющийся складской запас. Нормативная оборачиваемость товаров зависит от задач и выполняемых функций склада, условий поставки грузов и ряда других объективных факторов. Ускорение оборачиваемости в значительной мере обеспечивается уровнем производительности труда работников склада.

 

Сохранность потребительных свойств  товаров выражается в сравнительных  показателях размера товарных потерь, экономии естественной убыли и зависит  от технологического процесса, состояния  материально-технической базы склада, качества труда его работников. Вместе с тем существенное влияние на сохранность качества товаров оказывает производственная упаковка и начальное качество.

 

Экономичность технологического процесса на уровне склада выражается в показателях  издержкоемкости переработки единицы грузов. Однако оптимизировать этот показатель можно лишь в рамках оптимизации всей системы товародвижения, так как с точки зрения логистики, эффективность технологического процесса в любом звене логистической цепи определяется уровнем совокупных затрат на продвижение материального потока по всей цепи.

 

Условием выполнения перечисленных  требований является соблюдение следующих  принципов организации материальных потоков на складе: пропорциональность, параллельность, непрерывность, ритмичность, прямоточность, поточность.

 

Пропорциональность процесса означает, что все его части, операции, связанные  между собой, должны быть пропорциональными, т. е. соответствовать друг другу  по производительности, пропускной способности  или скорости. Нарушение этого принципа создает условия для возникновения узких мест, остановок и перебоев в работе. В соответствии с этим принципом планируются пропорциональные затраты труда в единицу времени на различных участках.

 

Параллельность  — одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях процесса. Разделение и кооперация труда работников склада, расстановка оборудования производятся в соответствии с основными стадиями технологического процесса. Параллельное выполнение работ способствует сокращению цикла работ, повышению уровня загрузки рабочих и эффективности их труда на основе его специализации, выработки профессиональных навыков, достижению определенной степени автоматизма движений.

 

Принцип параллельности организации процесса реализуется  в полной мере на крупных складах с интенсивными потоками товаров.

 

Ритмичность складского процесса выражается в повторяемости  всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. При  этом потоки могут быть равномерными и нарастающими (убывающими). Ритмичность  является предпосылкой постоянства в затратах энергии, времени, труда в течение рабочего дня (смены). Таким образом, она предопределяет надлежащий режим труда и отдыха работников, а также загрузки механизмов. Отсутствие ритмичности часто зависит не только от работы самого склада, но и от внешних факторов: неравномерности поступления грузов, транспортных средств. Необходимо добиваться ритмичности поступления товаров от поставщиков и соответствующей ритмичности их отпуска.

 

Непрерывность — устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе. Непрерывность складского процесса обеспечивается организационными мерами: сменной работой экспедиции, вычислительных подразделений, управления.

 

Прямоточность на складах предусматривается в  планировках складов и означает максимальное выпрямление технологических  маршрутов движения товаров, как  в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Прямоточность грузопотоков обеспечивает сокращение трудовых затрат при одинаковой мощности склада.

 

Поточность  представляет ведущий принцип современной  организации микрологистических систем, в соответствии с которым все  операции технологического цикла взаимосвязаны  и подчинены единому расчетному ритму.

Информация о работе Общая информация по логистике складирования