Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:02, дипломная работа
Тема управления запасами со второй половины 1920-х годов XX в. постоянно вызывает практический интерес. До начала развития профессиональной логистики в 1970-х годах в этой сфере деятельности были детально проработаны ставшие классическими методики управления запасами. Прежде всего, эти разработки велись в сугубо математическом плане. В частности, теория управления запасами, как известно - отрасль математики. Именно благодаря этой науке современный менеджмент имеет описанную логику движения запаса и возможность моделирования состояния запаса.
Введение
Тема управления запасами со второй половины 1920-х годов XX в. постоянно вызывает практический интерес. До начала развития профессиональной логистики в 1970-х годах в этой сфере деятельности были детально проработаны ставшие классическими методики управления запасами. Прежде всего, эти разработки велись в сугубо математическом плане. В частности, теория управления запасами, как известно - отрасль математики. Именно благодаря этой науке современный менеджмент имеет описанную логику движения запаса и возможность моделирования состояния запаса.
Актуальность темы моей дипломной работы состоит в постоянной необходимости рационального управления запасами на предприятии, поскольку все торговые компании ведущие бизнес имеют запасы продукции. Логистика запасов тесно связана с другими элементами логистики, и входит в интегрированную цепь поставок, то есть запас формируется фактически на всех стадиях движения материального потока.
Анализ складской логистики
и логистики запасов, решает множество
вопросов касающихся, определения размера
затрат связанных с запасами и
их минимизация. С одной стороны
уменьшение запасов ведет к минимизации
отдельных затрат, в основном затрат
связанных с хранением запасов,
и экономии денежных средств, связанных
с оплатой труда персонала
склада, с другой стороны при возникновении
различных проблемных ситуаций на рынке,
колебания спроса, задержки поставки,
это может повлечь за собой
высокие расходы. Увеличение запасов,
необходимо, поскольку это ведет
также к снижению определенных затрат,
таких как, например, затрат связанных
с доставкой продукции и затрат
связанных с производством
Логистика запасов ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.
Объектом исследования является склад, строительной организации СП-8 «Промстрой» ведущей торговлю строительными материалами.
Предметом исследования выступает процесс управления запасами на складе СП-8 «Промстрой».
Целью данной работы является применение оптимизационных методов управления запасами, сравнение эффективности внедрения каждого из них и повышения продуктивности работы складской системы в целом.
Реализация данной
цели будет достигаться за
счет выполнения следующих
- проведение анализа основных
показателей управления
- применение методов
- выбор и применение моделей управления запасами;
- определение размера общих затрат по управлению запасами;
- применение оптимизационных методов в работе склада.
Число изданий на тему логистики и управления запасами существенно увеличилось. Только за последнее десятилетие в мире опубликовано более сотни учебников, учебных пособий, руководств и инструкций по управлению запасами.
В России в последнее десятилетие
вышло несколько
Вклад в развитие отечественной
практики управления запасами как одного
из элементов логистической
Бестселлеры иностранной литературы по логистике – издания Дж. Джонсона, М.Р. Линдерса, Е.Ф. Харольда, Дж. Стивенсона, Р.Б. Чейза и др. – доступны теперь на русском языке. Очень полезна для практики книга Дж. Шрайбфедера, раскрывающая приемы эффективного управления запасами.
В России логистика только развивается и находится на стадии становления. Применение логистики, как свидетельствует зарубежный опыт, позволяет сократить запасы на 30-70%.
1. Управление запасами в системе складской логистики.
1.1. Понятие запаса, структура запаса и их роль в логистике.
1.1.1. Понятие материального запаса.
Согласно словарю С. И. Ожегова слово “запас” обозначает то, что приготовлено (запасено), собрано для чего-нибудь; то, что имеется для использования1.
Сформулируем понятие
Материальные запасы — это материальная продукция, ожидающая вступления:
Движение материальной продукции под действием спроса рынка аналогично течению реки под действием силы тяжести. Запасы в этой модели подобны запасам воды в цепи водохранилищ, устроенных по всей протяженности реки.
Запасы добытого сырья ждут своей очереди на отгрузку производственному потребителю. Поступив на завод, сырье, либо иные предметы труда или средства труда, кидают момента вступления в производственное потребление на складах материально-технического снабжения. Во время производства образуется незавершенная продукция, которая также накапливается в виде запаса, ожидая протяжения производственного процесса. Готовая продукция Форме сбытового запаса ожидает момента отгрузки оптовому покупателю. Далее, проходя цепь оптовых и розничных предприятий, готовая продукция в форме товарного запаса задерживается на складах торговых предприятий, ожидании момента продажи оптовым покупателям или конечным потребителям. Конечный потребитель, в свою очередь, также создает определенный запас, позволяющий ему стабилизировать процесс потребления.
Роль запасов в экономике заклю
Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов в среднем составляет 25 центов1. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты.
Например, если средний запас торговой компании составляет 100 млн руб., то это означает, что компания тратит примерно 25 млн руб. в год на содержание запасов2.
Проблему запасов на уровне государства показывает относительная доля запасов в валовом общественном продукте народного хозяйства страны, которая в 1990 г. в СССР составляла 32,5% (для сравнения, в США этот показатель в 1994 г. составлял 13,27%).
Следует отметить, что затраты на содержание запасов — единственный, но весьма существенный фактор, определяющий целесообразность сокращения последних.
Применение логистики, как свидетельствует зарубежный опыт, позволяет сократить запасы на 30—70%.
Ниже перечислены проблемы, связанные с управлением запасами.
Большое число факторов, влияющих на размер заказа:
Многообразие видов запасов:
Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами:
1.1.2. Состав запаса.
Для упорядочения решения задачи управления запасами в рамках заданной логистической системы или цепи поставки целесообразно разделять или классифицировать запас на составляющие части, которые принято называть видами запаса.
Имеется обширный ряд классификаций запаса, которые помогают детализировать принимаемые решения в сфере управления запасами. остановим внимание на наиболее популярных видах запаса, общая карта которых представлена на (рис 1.1.).
Прежде всего запасы можно разделить по видам товарно-материальных ценностей:
- сырье и материалы;
- незавершенное производство (задел, межоперационный запас);
- готовая продукция.
Запасы этих видов находятся
в рамках отдельного предприятия
или звена логистической
По месту нахождения запасы делятся на производственный и товарный.
Производственный запас
Товарный запас находится у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Товарный запас необходим для бесперебойного обеспечения потребителей товарно-материальными ценностями.
Рис. 1.1 Виды запаса по месту нахождения и товарно-материальным ценностям.
Запасы в каналах сферы
- на запас в пути;
- запас на предприятиях
Запас в пути (или транспортный запас) находится на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятии оптовой торговли. Запас в пути в общем виде рассчитывается по следующей формуле:
Zt = Pott,
где Zt – объем запаса в пути, единиц; Po – среднесуточный объем потребления, единиц/день; tt – время нахождения запаса в пути, дни.
Время нахождения запаса в пути tt включает:
- продолжительность выполнения различных маневровых операций;
- время передвижения;
- продолжительность
- время хранения грузов на
складах транспортных
Каждая организация в
1. По назначению (рис.1.2) запасы можно разделить на:
1.1) текущий
1.2) страховой (гарантийный);
1.3) резервный;
1.4) общий;
1.5) наличный;
1.6) располаемый.
1.2) Текущий запас (оборотный запас) обеспечивает непрерывность процесса потребления между двумя поставками. Его размер постоянно меняется.
Текущий запас представляет собой разницу между общим уровнем на складе и уровнем так называемого страхового или гарантийного запаса, который предназначен для обслуживания потребления при возможных, но нежелательных отклонениях от предусмотренных условий поставки или потребления. При отсутствии таких отклонений потребление обслуживает только текущий запас. Его состав постоянно обновляется за счет новых поставок, поэтому текущий запас также называют оборотным.
Текущий запас может быть измерен в натуральных единицах, единицах объема, длины, массы или днях обеспечения потребности.
Текущий запас может быть рассчитан по следующим формулам:
ZT = Zo – Zs,
где ZT – уровень текущего запаса, единиц; Zo – общий уровень запаса, единиц; Zs – уровень страхового запаса, единиц;
ZT = Pс * tmp,
где ZT – уровень текущего запаса, единиц; Pc – среднесуточный объем потребления, единиц/день; tmp – интервал времени между поставками, дни.
Среднесуточный объем
Информация о работе Совершенствование организации управления запасами в системе складской логистики