Роль и место средств массовой информации в системе ПР-коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:42, дипломная работа

Описание работы

Предмет выпускного квалификационного исследования является процесс взаимодействия PR-специалистов со СМИ в ходе проведения PR-компаний.
Цель выпускной квалификационной работы является исследование роли и места средств массовой информации в системе ПР-коммуникации.
Обозначенная нами исследовательская цель реализуется посредством решения следующих основных задач:
- всесторонне изучить понятие и функции средств массовой информации;
- рассмотреть классификацию средств массовой информации;
- проанализировать общие принципы взаимодействия связей с общественностью и средств массовой информации;
- рассмотреть использование в медиа-рилейшнз пресс-релиза и других медиадокументов;
- определить организацию работы пресс-службы;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

 

 

             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

ФГБОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В г. БРАТСКЕ

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Роль и место средств массовой информации в системе  
ПР-коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Связи с общественностью - «паблик рилейшнз» (РR) - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о РR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления, в работе правительств и государственных служб, а так же в формировании общественного мнения. РR - это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности. Общие принципы РR универсальны как в государственном, так и в коммерческом секторе, но, безусловно, у каждой из них есть специфические особенности.

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово «обмен» в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share).

Коммуникация всегда играла и продолжает играть фундаментальную роль в жизни и деятельности людей на протяжении всей истории развития цивилизации. Ее можно представить как передачу той или иной информации от одного сознания (массового или индивидуального) к другому. В английском языке термин «communication» имеет несколько значений: общение, контакт, сообщение, связь, средство связи, создание и передача смыслов. Вместе с тем большинство авторов определений этого понятия трактуют коммуникацию как взаимодействие в процессе общения и передачи информации. Конкретизируя эту трактовку, можно дать следующую формулировку этого понятия. Коммуникация-это вид социальной связи на основе направленной передачи информации, позволяющий осуществить социально-культурные взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей и институтов.

Важнейшим инструментом установления необходимых связей с общественностью, а соответственно  формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

В современных российских условиях привычные когда-то монополистические формы пропаганды «сверху вниз» оказались не только недейственными, но и вызывающими протест. Изменилась и роль СМИ как инструмента установления связей с общественностью. В частности, в последние годы появились новые СМИ, зачастую альтернативные. Свои издания и эфирное время имеют Президент и Правительство, парламент и профсоюзы, политические партии и коммерческие структуры. Все они борются за свою аудиторию, а потому создали собственные подразделения РR. Можно даже говорить о появлении первого российского опыта в названной области. Многие принципы РR в своей совокупности представляют одну из форм политических технологий, адаптированных к современным требованиям.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области PR.

Объектом  выпускного квалификационного исследования  являются средства массовой информации, как основной канал воздействия PR-технологий.

Предмет  выпускного квалификационного исследования  является процесс взаимодействия PR-специалистов со СМИ в ходе проведения PR-компаний.

Цель выпускной квалификационной работы является исследование роли и места средств массовой информации в системе ПР-коммуникации.

Обозначенная  нами  исследовательская  цель реализуется посредством решения следующих основных задач:

  -  всесторонне  изучить понятие и функции средств массовой информации;

-  рассмотреть  классификацию средств массовой  информации;

-  проанализировать  общие принципы взаимодействия  связей с общественностью и средств массовой информации;

-  рассмотреть  использование в медиа-рилейшнз  пресс-релиза  и других медиадокументов;

- определить  организацию работы пресс-службы;

- рассмотреть проведения мероприятий для прессы;

- определить роль СМИ в ПР-коммуникации.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании темы. Изложенный материал и его анализ в будущем поможет исследователям осознать сущность PR и СМИ, выделить особенности взаимоотношений.

Методологической основой является диалектические принципы объективности, взаимосвязи и развития. Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования в процессе подготовки будущих специалистов для сферы связей с общественностью.

В своем анализе автор работы применяет такие категории, термины  и понятия профессиональной сферы ПР, как СМИ, пресс - конференция, пресс-релиз, интервью, и другие.

Вопросам СМИ И PR как в зарубежной, так и в отечественной литературе уделено недостаточно внимания. По данной проблеме до сих пор не существует полноценной монографии, полностью посвященной данной теме. Но, несомненно, исследуемая тема нашла частичное освещение в трудах ряда зарубежных и российских ученых - теоретиков и практиков в области управления. Автор опирается, в свою очередь, на научные труды и учебную литературу таких исследователей - теоретиков и практиков в области стратегических коммуникаций как Алешина И. В., Блажнов Е. А., Игнатьев Д., Королько В.Г., Федотова Л. Н.,  и другие.

Настоящая выпускная квалификационная работа позволила автору глубоко и системно изучить зарубежный и российский опыт взаимоотношения PR и СМИ, определить наиболее оптимальные пути для применения теоретических знаний на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИчеСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ

 

    1. Понятие и функции средств массовой информации

 

Средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

По мнению Алешиной И. В., отличительные черты средства массовой информации:

- публичность, т.е. неограниченный и над персональный круг потребителей;

- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;

- непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров, однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

- непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.1

Как считает Дороти Д., к средствам массовой информации относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).2

Многие небольшие по территории государства и города в качестве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и религиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая для передачи информации лошадей, а затем и другой транспорт.3

С точки зрения Федотовой Л. Н., функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.4

Выдели, что средства массовой информации являются одним из наиболее ёмких и эффективных каналов связи между органами государственной власти и обществом. Это объясняется широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные.

Варакута С.А., Егоров Ю.Н., в качестве важнейшей следует, выделяют информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.5

Отмети, что это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача, стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

Программа «Время» первого канала, или «Вести» Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы «Сегодня» НТВ - это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Задача выпусков - максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день, сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций - задача других передач (например, «Вести за неделю» РТР, «Итоги» НТВ) и других журналистов. Не возможно, видеть в репортере роботизированного субъекта, равнодушного к добру и злу, благородству и подлости. При всей репортерской беспристрастности читатель, радиослушатель или телезритель видит событие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовой информации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец их отбор, определяет отнюдь не потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станут достоянием информационного выпуска, отбирают журналисты. Стало быть, говорить об их полной отстраненности от процесса информирования аудитории не приходится. Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органу массовой информации навязывать аудитории свое мнение. А у читателя, радиослушателя, телезрителя никто не может отнять право выбора источника информации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериям профессионализма журналистов.6

Отметим, что основная суть пропагандистской функции СМИ понимается как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей. Пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы. И суть ее не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например социально-педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям - важнейшая социально-педагогическая задача СМИ. 7

Сидоровская И. В. считает, что фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая - в социально-педагогическую. 8

И все же представляется рациональным выделить социально-педагогическую как самостоятельную функцию, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властными структурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание, а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей - привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества. Таким образом, СМИ, информируя общество, одновременно берут на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) звучит так: «Информировать. Поучать. Развлекать». Сообщение так относится к поучению, как новость - к ее комментированию. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественное разделение отделения фактов от мнений и соответственно, информационной функции от пропагандистской.

Отметим, что было бы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на универсальный девиз Би-Би-Си. Но лучше из каждой «триады» извлечь рациональное зерно. СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции.

Организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других «обязанностей» журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях - и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ.9

Информация о работе Роль и место средств массовой информации в системе ПР-коммуникации