Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:42, дипломная работа
Предмет выпускного квалификационного исследования является процесс взаимодействия PR-специалистов со СМИ в ходе проведения PR-компаний.
Цель выпускной квалификационной работы является исследование роли и места средств массовой информации в системе ПР-коммуникации.
Обозначенная нами исследовательская цель реализуется посредством решения следующих основных задач:
- всесторонне изучить понятие и функции средств массовой информации;
- рассмотреть классификацию средств массовой информации;
- проанализировать общие принципы взаимодействия связей с общественностью и средств массовой информации;
- рассмотреть использование в медиа-рилейшнз пресс-релиза и других медиадокументов;
- определить организацию работы пресс-службы;
Организаторские
возможности СМИ демонстрируют при проведении
пропагандистских кампаний или распространении
правовых знаний (социально-педагогическая
функция). Но кроме таких форм проявления
организаторской функции СМИ, есть все
основания говорить о непосредственно-
Рекреация-отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Отношение к этому роду деятельности СМИ было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают некоторые новые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды. Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это работа. Читать прекрасную литературу - это наслаждение. Но одновременно - напряженный труд мысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Есть серьезная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и пр.
Радио - слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. Телевизор - смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы - отдых.
В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Однако развлечение и развлечению рознь. Даже «Поле чудес» имеет некий познавательный оттенок. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
Общеизвестна просветительская деятельность российского радио, где большой популярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы и рекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т. д. На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи: «В мире животных», «В поисках приключений». Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Не случайно телекритика в газетах и журналах забила тревогу при появлении на экране множества малокультурных, маргинальных ведущих - самодовольных, высокомерных, бесцеремонно перебивающих собеседника. К счастью, протест зрителей и критиков оказался так силен, что телекомпании стали требовать от своих работников следования элементарным нормам вежливости, правильного употребления слов. 11
Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы, в том числе особый канал «Культура» на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е гг. создавались и дидактические циклы, цель которых - систематическое образование.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана (как в целом в тележурналистике, так и в передачах культурно-просветительского направления в особенности) есть важнейший признак профессионализма.
Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом, например: изучение английского языка при помощи публикаций в журналах «Англия» и «Америка»; инструктивные публикации в газетах на темы: «Как стать рекламным агентом», «Как работать секретарем-диспетчером на домашнем телефоне». 12
В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом органе массовой информации и всей системе средств массовой информации. Эта функция - главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. Каждая редакция в полной мере должна осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т. д. 13
Как видим, современным СМИ присущ широкий спектр различных функций, каждая из которых в тот или иной период исторического развития либо увеличивает свою значимость, либо приглушает ее, либо вообще исчезает. Именно в силу подвижности, динамизма функционирования журналистики мы наблюдаем некоторые разночтения у разных авторов, излагающих теорию общественных функций СМИ. Так, нередко называются: функция выражения и формирования общественного мнения, общения, эстетическая функция. Это не совсем справедливо, поскольку во всех этих случаях речь идет о природных, сущностных свойствах, качествах, характеристиках СМИ, без которых журналистика попросту не существовала бы как отдельный род человеческой деятельности. Ведь журналистика как раз и есть средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации), а в ряде случаев - способ эстетического осмысления реальной действительности. Не стоит выделять в особую функцию СМИ - воспитательную, как это делается в некоторых учебниках. Да, журналистика воспитывает на положительных (и отрицательных) примерах, на сумме знаний, которую содержат ее материалы. Но это, так сказать, побочный, хоть и очень важный и, безусловно, полезный эффект. В конце концов, сама жизнь, накопленный опыт воспитывают каждого из нас, а СМИ - часть современной жизни. 14
Таким образом, можно сделать вывод, что знание функций СМИ, их потенциальных возможностей необходимо для того, чтобы точнее определять цель работы специалиста по связям с общественностью. В перечне профессиональных качеств PR-специалиста важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов воздействия СМИ на массы людей.
Отличительными чертами СМИ являются:
- публичность, т. е. массовый, практически неограниченный круг потребителей информации;
- наличие специальных технических приспособлений, аппаратуры для передачи информации;
- наличие специалистов, готовящих и осуществляющих выпуск информации (журналисты, редакторы, издатели и др.);
- непрямое, разделенное во времени и пространстве взаимодействие коммуникационных партнеров;
- однонаправленность информационного воздействия, невозможность перемены ролей коммуникатора и реципиента;
- непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
Функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций-рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием для их моральной и политической независимости. Коммерческое начало, которое лежит в основе большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике.
Таким образом, средства массовой информации это система сообщения населению информации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств.
Средства массовой информации обладают функциями: информирования, образования, развлечения, формирование массового общественного сознания.
Средства массовой информации можно классифицировать по такой типологии: телевидение, радио, пресса.
PR-специалист
при работе со СМИ должен
принимать во внимание
В советский период телевидение делилось на центральное и местное вещание, а с середины 90-х гг. XX в. российское телевидение классифицировалось по разнообразным и сложным категориям:
1. По способу трансляции:
- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала - от телевышки до телесистемы потребителя);
- спутниковое;
- кабельное.
2. По типу деятельности:
- вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ;
- программопроизводящие компании (продюсерские фир-мы);
- дистрибьюторы.
3. По охвату аудитории:
- общероссийские;
- региональные;
- местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
4. По форме собственности:
- государственные;
- негосударственные;
- смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.16
Также произошло разделение и профилирование телевизионных каналов:
- по тематическому признаку (отечественный кинематограф; «Мир кино» - зарубежные фильмы; «Спорт», «Футбол» - спортивные программы; «Детский мир» - программы для детей и т. п.);
- по аудиторному признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т. д.;
- по учредителю (президентский канал, канал творческих сою-зов);
- по национальному признаку (республиканская программа, программа для национальных групп населения);
- по территориальному признаку - общегосударственная, местная, межгосударственная;
- по источнику финансирования:
- государственный (бюджетный) телеканал;
- платный (функционирует за счет абонентской платы телезрителей либо подписной по аналогии с печатной периодикой);
- общественный;
- коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;
- арендный (политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендуют время у вещательной организации).17
Но пользоваться такими услугами может в основном городская аудитория.
Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент современной жизни очень короткий, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения.
Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Появление телевидения на политической арене вызвало среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. В 70-80-х гг. ХХ в. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. Телевидение в индустриально развитых странах в наши дни обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Главное преимущество телевидения состоит в самой его природе: это наличие «картинки», демонстрация движущегося видеоряда. Именно это уникальное свойство придает телевизионному воздействию ни с чем несравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, движении, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе современной массовой коммуникации.
Г.Г. Почепцов подчеркивает: людям удается увидеть по телевидению гораздо больше, чем это позволяет сделать газета. По его данным, 69 % получаемой с телеэкрана информации не дублируется словами.
Конечно, телевидение имеет объективные недостатки. Оно не столь оперативно, как радио, - телевизионная съемка, транспортировка кассет, монтаж требуют времени. В техническом плане телевидение менее доступно, также в территориальном, и в финансовом отношении. Обратную сторону имеет и супер эмоциональность телевидения: обычно она идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ.
С появлением телевидения произошла очередная смена основного канала политической коммуникации. Изначально таким каналом был визуальный (личные контакты политиков с людьми), затем его сменил звуковой (радио).
Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм распространения информации, сделав возможным передачу информации через государственные границы и на дальние расстояния. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать только стремительно набиравшему силу телевидению. 18
Преимущество радио воздействия заключается в максимальной оперативности, а также технической простоте формирования и распространения информационных сообщений. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой коммуникации. Оно выигрывает в оперативности донесения сообщений до аудитории.
Информация о работе Роль и место средств массовой информации в системе ПР-коммуникации