Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:13, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.
Понятие массовой информации.Массовая Информация"предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".Особенности и элементы массовой информации.Массовая информация удовлетворяет потребность современного общества в формировании массового сознанияСуществует два слоя массовой информации: спонтанный - порождают сами массы,
Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.
Понятие массовой информации.Массовая Информация"предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".Особенности и элементы массовой информации.Массовая информация удовлетворяет потребность современного общества в формировании массового сознанияСуществует два слоя массовой информации: спонтанный - порождают сами массы,
непосредственно производимый специалистами и распространяемый по каналам, специально созданными для этого.Средства массовой информации - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.Массовая информация, прежде всего, характеризуется:наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность социальной значимостью информации;массовостью аудитории;многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.Основными функциями, которые выполняет массовая информация в обществе, являются:информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение);развлечение
элементы системы массовой коммуникации: реальность-общество, отправитель-коммуникатор, сообщение-текст, канал-средство, получатель-массовое общество, эффект-цель.
Основные подходы к исследованию массовой информацииНачало исследований массовой информации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он обосновал необходимость изучения прессы в социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Методы исследования: 1.Теоретические. Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция.2. Практически-прикладные. Наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.Исследование массовой информации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК -- из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами -- из социолингвистики и др.
Вопрос 2. Медиавоздействие: основные социальные проблемы. СМИ, общество, власть: традиции и современные тенденции взаимодействия. Роль СМИ в идеологических процессах государства и общества.
Медиавоздействие: основные социальные проблемы
В качестве примера модель медиазависимости, разработанная М.Л. Де Флером и С. Болл-Рокешем). Предмет модели отношения между масс-медиа (информационной системой) и обществом (социальной системой). Модель предполагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса. В критической ситуации люди обращаются к СМИ как источнику информации и даже психологического комфорта. Зависимость индивидуальных членов общества от масс-медиа в таких ситуациях возрастает.
СМИ, общество, власть: традиции и современные тенденции взаимодействия. То, что СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомненй. В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов.В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц.
СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:- природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;- государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;- государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
- государство
в целях защиты информационных
прав граждан, интересов государства
и разрешения конфликтов между
различными СМИ может
Роль СМИ в идеологических процессах государства и обществаВ тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:
а) пропаганду официальной идеологии;б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине;в) критику идеологических противников.
В обществе с демократией СМИ как мощное орудие власти. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;б) адекватно отражать общественное мнение.
Вопрос № 3. Система СМИ: основные подсистемы. Инфраструктура СМИ. Информационные агентства: специфика, типы.
Система СМИ: основные подсистемы.
Система СМИ печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари; аудиовизуальные СМИ — радио, телевидение (эфирное и кабельное), Интернет-СМИ, документальное кино, видео;информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
Основные
подсистемы СМИ: Печать- изобразительный элемент
печати – слово и фотоиллюстрации.
1) процесс чтения требует большого интеллектуального
напряжения, активизирует работу мозга.
2)читатель имеет возможность оторваться
от газетной страницы, в случае сомнения
сравнить ее с имеющимся материалом,
значит меньшие возможности для манипуляции
сознанием читателя. Кроме того, газеты
и журналы легко и удобно хранить, к ним
можно вернуться в любое время для повторного
изучения.Телевидение-– синтез изображения
и звука. Телевидение способно транслировать
события в тот самый момент, когда они
происходят, делая зрителя соучастником
этого события. Живая, образная речь легко
воспринимается аудиторией, не требуя
значительных умственных усилий. Отсюда
– как его достоинства, так и недостатки.
Радио- преимущества оперативность, доступностью
для самых широких слоев, техническоя
простота и дешевизной. Выразительные
средства радиожурналистики — живой голос,
шумы, музыка, обеспечивают так называемый
«эффект присутствия» позволяют прослушивать
радио в «фоновом» режиме, занимаясь при
этом повседневными делами.Интернет(сетевые)
Инфраструктура СМИ.Инфраструктура СМИ — секторы производства содержания, которое впоследствии распространяется посредством каналов СМИ. Информационные агентства собирают и распространяют новости. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты, компакт-диски — основу программ для большинства радиостанций. Производители телепрограмм, видео- и киностудии — это своего рода фабрики производства содержания для телевизионных каналов.
Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, — рекламные агентства и ПР-агентства. То есть сектор привлечения финансов.
Информационные агентства: специфика, типы.Информационные службы поставляют средствам массовой информации свежие новости, используя СМИ как посредника для контакта с аудиторией. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.Родоначальником информационных агентств считают Шарля Гаваса, который в начале XIX в. первым стал продавать газетам добытые ими факты через представительства в разных населенных пунктах.Наиболее опасными конкурентами традиционных информационных агентств являются информационные онлайновые службы. Их главным преимуществом является оперативность и дешевизна новостей.Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации.
Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник информации; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Такая схема облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом.
Информационные агентства. Ø крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»); специализированные агентства; региональные агентства; сетевые агентства.Наряду с национальными и региональными существуют мировые агентства.
Вопрос № 4. Средства массовой коммуникации (СМК). Особенности печатных, радио и электронных СМК.
Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Особенности печатных, радио и электронных СМК
Пресса -изобразительный элемент печати – слово и фотоиллюстрации. 1) процесс чтения требует большого интеллектуального напряжения, активизирует работу мозга. 2)читатель имеет возможность оторваться от газетной страницы, в случае сомнения сравнить ее с имеющимся материалом, значит меньшие возможности для манипуляции сознанием читателя.
Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Различаются: 1)по периодичности выхода (ежедневные (утренние/вечерние); воскресные; еженедельные);2) по масштабам (центральные, или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, университетов);3) по профилю (массовой ориентации; специализированные -- профессиональные).
Плюсы печати:· возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;· возможность отложенного чтения - до удобного времени;· возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).
Минус печати:· недостаток оперативности;· отсутствие непосредственной интерактивности;· дороговизна.
Радио - это массовое аудиальное СМИ. Радио- преимущества оперативность, доступностью для самых широких слоев, техническоя простота и дешевизной. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка, обеспечивают так называемый «эффект присутствия» позволяют прослушивать радио в «фоновом» режиме, занимаясь при этом повседневными делами.
Современное радиовещание можно разделить на· частные радиостанции;· общественные вещательные радиостанции и корпорации;· государственное вещание;· международное вещание.
Телевидение - это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.Для зрителя, наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» -- больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Зритель знает, что передачу одновременно с ним смотрят миллионы людей, и тем не менее воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему.
1. По способу трансляции:· эфирное · спутниковое;· кабельное)2. По типу деятельности:· вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);· программопроизводящие (продюсерские фирмы);· дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).