Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:13, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.
Понятие массовой информации.Массовая Информация"предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".Особенности и элементы массовой информации.Массовая информация удовлетворяет потребность современного общества в формировании массового сознанияСуществует два слоя массовой информации: спонтанный - порождают сами массы,
Теория значения Ч. Осгуда.Любое реальное действие может вызывать приятные и неприятные реакции, оценки, ассоциации, т. е. коннотации. Ч. Осгуд пытался объяснить, из чего эти коннотации состоят и как они возникают.
Коннотация возникает не только при восприятии физических объектов. Мы формируем значения и для знаков объектов (слов, жестов), исходя из внутренних предпочтений. Здесь не обязателен даже физический контакт, например, когда мы воспринимаем рекламу или ПР-материалы.Метод семантического дифференциала.Метод семантического дифференциала был предложен Ч. Осгудом в 1957 г американский психологОсгуд разработал метод измерения значений, называемый семантическим дифференциалом. Метод относительности прост и включает три стадии.- Вначале надо выявить характеристики, которые требуются исследовать и выразить их в виде бинарно противопоставленных понятий на пяти-семичленной шкале. Обычный набор включает 8-15 ценностей.- затем проводится опрос группы.- далее подсчитываются средние величины.При изучении восприятия рекламы с помощью семантического дифференциала могут оцениваться ее цвет (яркость-невзрачность), композиция (четкая - хаотичная), цель (ясная – неясная), оригинальность, информативность, эстетичность и другие характеристики. Аналогичное место может использоваться при оценке акций ПР.
Вопрос 20. Коммуникация как дискурс. Виды дискурсов. Конверсационный анализ.
Коммуникация как дискурс
Дискурс (речь+действие) препод и студент «хвосты». Коммуникация как дискурс
Коммуникация, в основном, состоит из комплексных актов, формирующих сообщения, что и составляет содержание дискурса. Одно из важнейших условий хорошего дискурса связано с использованием знаков и языка когерентным, согласованным образом.
Дискурсный анализ позволяет увидеть, как сообщения создаются, используются и понимаются.
Скотт Якоб выявляет три типа проблем в дискурсном анализе:
Виды дискурсов.
В широком смысле дискурс – это коммуникативное действие, явление, представляющее собой речь, диалог, стиль, язык, прошедшие через призму экстралингвистических факторов – знаний о мире, установок, мнений, культурных традиций, исторических фактов и идеологических установок, знание о которых необходимо для полного понимания вышеуказанных речи, стиля, диалога.
Рассматривая дискурс с позиции отношения между участниками коммуникации, В.И. Карасик выделяет личностно-ориентированное и статусно-ориентированное (институциональное) общение.
Личностно-ориентированный дискурс представлен в двух основных разновидностях: бытовой и бытийный, статусно-ориентированный дискурс – в нескольких типах институционального общения, выделяемых на основании функционирующих в обществе социальных институтов.
В.И. Карасик выделяет следующие виды институционального дискурса:
· политический,· дипломатический,· административный,· юридический,· военный,· педагогический,· религиозный,· мистический,· медицинский,· деловой,· рекламный,· спортивный,· научный,· сценический,· массово-информационный.
Институциональный дискурс, по мнению В.И. Карасика, «есть специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума».
Конверсационный анализ.
Конверсационный анализ — это детальный анализ разговора, который происходит в естественных ситуациях.
Вопрос № 21. Психогеометрические характеристики личности. Личностный образ коммуникатора. Основные репрезентативные системы и способы "подстройки" к партнеру. Соционическая классификация личности.
ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Психогеометрия - система анализа личности, которая была разработана в США. Её автор - доктор психологии Сьюзен Деллингер (Susan Dellinger). Эта система, позволяющая проанализировать типологию личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочтения определенной геометрической фигуры.
КвадратКвадраты могут ясно излагать свои идеи. Однако они почти никогда не бывают хорошими ораторами, способными увлечь аудиторию. Аналитичность мышления и пристрастие к деталям утяжеляют речь. Квадрат - это очень хороший исполнитель, который делает всё, как надо. Хороший пример этого типа личности - военный.
ТреугольникРечь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной быстрой и четкой. В психогеометрии треугольник - это лидер. Для треугольника присущи такие качества, как целеустремленность, движение к цели и уверенность.
КругИх речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями от главной темы. Она бывает, как правило, эмоциональной, плавной и несколько замедленной. Они – хорошие коммуникаторы, отличаются эмпатией, доброжелательны, щедры, уступчивы.
ПрямоугольникРечь: неуверенная, сбивающаяся, очень эмоциональная. Часто встречаются «паузы нерешительности», скороговорка, слова-междометия и паразиты. По психогеометрии прямоугольник - это неусточивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди-прямоугольники - это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни.
ЗигзагРечь: яркая, быстрая, с богатой лексикой, часто используется жаргон, много юмора.
Единственная разомкнутая фигура в психогеометрии - зигзаг. Основные качества у него - креативность, неожиданность, интуитивность. Зигзаг - непредсказуем, не любит чётких и вообще любых границ. Его носит из стороны в сторону за счёт чего получается очень хорошо генерировать новые идеи. У истинных зигзагов логика отсутствует напрочь, а есть широкий полёт фантазии.
ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗ КОММУНИКАТОРА
Коммуникатор – специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде. Коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории.
Значимые индивидуально-личностные характеристики коммуникатора:
а) характеристики внешности (физические данные и оформление внешности),
б) коммуникативные характеристики (тембр голоса, дикция, манера говорить и т.п.),
в) внутренние, личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности и т. п.).
В 80-е гг. в американских исследованиях МК была предложена «харизматическая» модель коммуникатора применительно к исследованию ведущих на ТВ. Под «харизмой» понимается «личный магнетизм», лидерство, которое проистекает от личности. Выделены 3 типа «харизматической личности»:
1) герой — идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим»; пример – Джон Кеннеди;2) антигерой — «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно»;3) мистическая личность — чужой нам, необычен, непредсказуем.
У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль» - это привычный устойчивый способ поведения, присущий данному человеку, который он использует при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми.
ОСНОВНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ "ПОДСТРОЙКИ" К ПАРТНЕРУ
Одним из ключевых элементов эффективного общения является психологическое присоединение (подстройка) к партнёру.
Структура психологического присоединения (подстройки) к партнёру.
1. Принимайте
позы, сходные с позами собеседника.
Не прибегайте к явному
2. Внимательно изучите жесты собеседника, ритм его движений. Повторяйте те же жесты и движения, действуйте в таком же ритме.
3. Проанализируйте в своей речи такие же темп, громкость, интонации, тембр. Соблюдайте те же принципы, что и в предыдущих случаях. Отмечайте особенности и нюансы, но не передразнивайте детали.
Данная структура присоединения (подстройки) определяется как структура первого порядка.
Структура подстройки второго порядка. Здесь вы:определите основную репрезентативную систему партнёра (визуальная, аудиальная, кинестетическая);выявляйте его ведущую систему;используйте характерные для него речевые обороты;повторяйте за ним движения глаз;
дышите так же, как ваш партнёр по общению: с теми же ритмом, глубиной и частотой.
СОЦИОНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — это тип психики человека, который определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком о разных аспектах мира. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны.Соционика делит людей на 16 типов. Типология имеет двойственные названия типов — первое просто составлено из вариантов характеристик (данное Карлом Густав Юнгом, например, интуитивно-логический экстраверт); второе (данное Аушра Аугустинавичюте для легкости запоминания и понимания типа) — имя яркого представителя истории или литературы, принадлежащего к данному типу (Гексли, Дюма, Гамлет). Кроме того, бывают и третьи варианты — по профессиям (журналист, актер и т.п.).
Вопрос № 22. Манипулятивные классификации личности.
Манипуляция - скрытое психологическое воздействие. Манипулятор - личность, использующая других людей для достижения своих собственных целей, чьим главным инструментом является соответственно манипуляция.
В зависимости от характера манипуляции, можно выделить определенные манипулятивные характеры. три типа характера:
«Душка» ведет себя мягко, по-доброму, в основном вызывая положительные эмоции у объекта манипуляции. Манипуляции «Душки»: Комплименты: "Вы великолепно выглядите!"; Обаяние тактичности, «Волшебные слова»:;Благодарность: ";Соблазнение.
«Силовик» рассчитывает на свою силу и старается подавлять объект манипуляции. Манипуляции «Силовика»:Настаивание; Давление понтами: Давление авторитетом: "А генерал сказал, что бегемоты летают"; Давление на жалостьА также давление виной, страхом, чувством долга, обидой и т.д.
В отличие от «Силовика» и «Душки», «Тактик» не влияет напрямую на человека. Он старается создать определенные условия, из которых нужные действия вытекают сами собой. Манипуляции «Тактика»:Выстраивание ситуации: лежачие полицейские на дороге - они водителей не уговаривают и не запугивают, но лежат так, что водители сами понимают ситуацию и сами принимают нужное решение; Выбор без выбора: "Ты какую кашу будешь: рис или гречку"" Обман; Отвлечение или переключение внимания; Вовлечение; Внушение.
Манипулятивные характеры по Э. Шострому
Американский психолог Эверетт Л. Шостром. разделял всех манипуляторов на группы -В разные моменты жизни человек может вести себя по-разному, но в каждом человеке преобладает какой-то один, характерный для него тип манипулятора.
1) «Диктатор». Демонстрирует власть и силу, чтобы управлять своими жертвами. Надзиратель, Большая Шишка.
2) «Тряпка». Он демонстрирует свою чувствительность и ранимость, все забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. Разновидности Тряпки: Уступчивый, Застенчивый.
3) «Калькулятор». Стремится, во что бы то ни стало, просчитать и проконтролировать все вокруг себя. Он обманывает, запутывает.Соблазнитель, Мошенник, Шантажист.
4) «Прилипала ищет заботу и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Разновидности Прилипалы: Нытик.
5) «Хулиган». Демонстрирует агрессивность, жесткость и недоброжелательность. Он управляет окружающими с помощью угроз
6) «Славный Парень». Демонстрирует сердечность, заботливость, внимательность.
7) «Судья». Подчеркнуто критичен и скептичен. Он никому не доверяет, постоянно осуждает и негодует, обидчив и злопамятен. РазновидностиОценщик, Мститель.