Когнитивный аспект колоративных композит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Традиционно приоритетными для композитологии считались синтактико-ориентированное, семантико-ориентированное и функционально- ориентированное направления исследования сложных слов. Постепенное изменение приоритетов в сторону анализа ментальных и речевых процессов порождения композиты расширяет круг проблематики учения о сложном слове, определяя тем самым ономасиологический ориентированное направление композитологическихисследований3.

Содержание работы

Введение
Глава I. Исходные теоретические положения
Словообразование на современном этапе лингвистики.
Структурные особенности сложных слов
Ономасиологические особенности сложного слово
Выводы по главе I
Глава II Сложное слово как способ цветообозначения
Цветообазначения в английском языке
Сложно слово как компонент языковой картины мира
Колоративная композита как единица номинации
Выводы по главе II

Глава III Когнитивный аспект колоративных композит
3.2. Принципы когнативного анализа производных слов
3.3. Когнитивный анализ колоративных композит

Выводы по главе III

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Dissertation Nazima.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Глава I.      Исходные теоретические положения

    1. Словообразование на современном этапе лингвистики.
    2. Структурные особенности сложных слов
    3. Ономасиологические особенности сложного слово

Выводы по главе  I

Глава II     Сложное слово как способ цветообозначения 

    1. Цветообазначения в английском языке
    2. Сложно слово как компонент языковой картины мира
    3. Колоративная  композита как единица номинации

Выводы по главе II

 

Глава III    Когнитивный аспект колоративных композит

3.2.     Принципы когнативного анализа производных слов

     3.3.     Когнитивный анализ колоративных композит

 

Выводы по главе III

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введения

В своём Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» подчеркнул следующее: - «Хотел бы ваше внимание обратить на очень важный момент. В системе нашего образования мы придаем большое значение овладению учащимися не только широкими знаниями и профессиональными навыками, но и обязательному изучению иностранных языков как важнейшему условию активного общения со своими сверстниками из зарубежных стран, широкому познанию всего того, что происходит в современном мире, овладения огромным мировым интеллектуальным богатством.»1

Цвет имеет огромное значение в жизни человека. Зачастую от него напрямую зависит настроение, эмоции и даже физическое самочувствие людей. Понятно, почему столь популярны исследования в области цвета у психологов. Окружающий нас мир всегда окрашен тем или иным способом и естественно, что возникает необходимость употреблять термины цветообозначения.

Феномен цвета является объектом изучения различных наук: физики, психологии, медицины, этнологии, культурологии, философии, эстетики и лингвистики, что свидетельствует о сложности и многомерности названного явления. Номинации цветового спектра давно изучаются и языковедами. Исследованию слов-цветообозначений с различных позиций и на материале разных языков посвящено большое количество лингвистических работ.

 

Языковеды, типологи и этимологи исследовали десятки языков и пришли к выводу, что существует ряд универсальных черт в системе цветообозначения. Кроме того, различные отношения к тому или иному оттенку отражается в образных выражениях, идиомах и поговорках, существующих в языке. Ведь они аккумулируют социально-историческую, интеллектуальную, эмоциональную информацию конкретно национального характера.

Научная парадигма последних десятилетий диктует необходимость интегративного подхода к изучению категории цвета. Сложность функционирования цветового образа в сознании индивида обусловливает синтез лингвистических методов исследования цветовых номинаций с методами других наук. Изучение лексики со значением цвета отмечено существенным количеством психолингвистических работ [25; 26; 27] и лингвокультурологических исследований.2

 

Данная магистерская диссертационная работа посвящена исследованию ономасиологические и когнитивные особенности колоративных композит в английском языке с целью объяснения связи между ономасиологической структурой языковой единицы, ее значением и соответствующим концептом с позиций гносеологической природы номинации.

Традиционно приоритетными для композитологии считались синтактико-ориентированное, семантико-ориентированное и функционально- ориентированное направления исследования сложных слов. Постепенное изменение приоритетов в сторону анализа ментальных и речевых процессов порождения композиты расширяет круг проблематики учения о сложном слове, определяя тем самым ономасиологический ориентированное направление композитологическихисследований3.

Под колоративнойкомпозитой в работе понимается цельнооформленная лексема, состоящая из двух компонентов цветонаименования и коррелята полнозначной лексемы, представленных в виде ономасиологической структуры, которая репрезентирует связь концепта, значения и формы языкового знака. В диссертационном исследовании концепт рассматривается как единица ментальных и психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека (Е.С. Кубрякова)

Наличие в композите цветонаименования а в особенности той психологической (А.П. Василевич, Р.М. Фрумкина, Е.Р. Heider),    культорологической  и лингвофилософской нагрузки, которую может нести колоративный компонент, фиксирует в семантике английской колоративной композиты фрагмент концептуальной цветовой картины мира. Когнитивно- ономасиологический анализ английских лексем на обозначение цвета раскрывает особенности формирования цветового концепта, способствуя эффективному решению проблем цветовой категоризации в языке сквозь призму композитной номинации.

В аспекте современного подхода к лексической номинации исследования в сфере комозитологии предусматривают установление лингвокогнитивных моделей, на основе которых раскрываются глубинные механизмы образования и функционирования сложного и сложнопроизводного слова.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена антропоцентричной направленностью современной лингвистической парадигмы в изучении языковой номинации, тенденцией к углубленному анализу номинативных процессов и их результатов. Осмысление проблем семантики колоративной композиты с позиций когнитивной лингвистики позволяет установить ментальные факторы образования композиты с колоративным компонентом, составить представление о структуре знаний, объективированной в сложном слове с точки зрения выполнения им номинативной функции..

Целью работы является установление когнитивно – ономасиологических особенностей английской композиты с колоративным компонентом, раскрытие связи номинативной структуры колоративной композиты с соответствующим значением и концептом, представленным сложным словом. Поставленная цель достигается путем решения таких конкретных задач:

  • 3 Уточнение содержание понятия «цветовой концепт» с учетом особенностей композитной номинации;
  • Установление факторов и путей формирования сложного слова в английском языке;
  • Вскрытие особенностей семантической структуры английской композиты с колоративным компонентом;
  • Уточнение содержание понятия «цветовой концепт» с учетом особенностей композитной номинации;
  • Проведение когнитивного анализа английских композит с колоративным компонентом;
  • 5 Выявить роль английской композиты с колоративным компонентом создании языковой картины мира.

Объектом исследования является английские сложные слова как номинативныеединицы языка.

Предметом исследования являются когнитивно ономасиологические особенности колоративной композиты в английском языке.

Методологическую основу исследования

Для достиженияпоставленной в работе цели использовались такие методы исследования: метод когнитивно – ономасиологического анализа (Е. А. Селиванова) – с целью реконструкции  ономасиологической структуры композиты в проекции на ее семантику и фреймовый анализ; семныйанализ ( О.Д. Мешков) – для установления особенностей формирования смысловой структуры композиты с колоративном компонентом посредством семантического вклада ее компонентов; словообразовательный  анализ.

Материал исследованияданной магистерской диссертации послужили лингвистические словари и художественный текст.

Научная новизна работы состоит в новом подходе  к изучаемому явлению иболе глубоком анализе и описании колоративных композит в современном английском языке.  Было Установлены лингвокогнитивные факторы образования английской колоративной композиты. Определены особенности семантической структуры английского сложного исложнопроизводного слова с колоративным компонентом. Было уточнено содержание понятия "цветовой концепт" и Рассмотрены особенности когнитивной структуры анализируемых единиц.с преломлением их в   особенностей композитной номинации.

Теоретическое значениеработы заключается в новом осмыслении традиционных проблем композитной номинации, а также в теоретическом толковании когнитивно - ономасиологических особенностей становления сложного и сложнопроизводного слова с колоративным компонентом в английском языке. Диссертационное исследование способствует дальнейшей разработке проблем композитологии в аспекте ономасиологии и когнитологии.

Практическое значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов ; в курсе лексикологии английского языка (разделы "Словообразование". "Полисемия и омонимия", "Семантические связи слов в лексической системе языка"), при создании спецкурсов по когнитивной лингвистике и английской композитологии, а также на практических занятиях по английскому языку. Использование материала в практике поможет при составлении словарей-справочников лексем структуры.

Структурадиссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов с выводами к каждому из них, заключения и списка использованных источников научной и художественной литературы.

 

 

Глава I.      Исходные теоретические положения

    1. Словообразование на современном этапе лингвистики.

К настоящему времени в ходе развитие теории словообразования были накоплены  данные относительно принципов структурно-семантической организации главных средств словообразования и закономерностей словопроизводство.

Некоторые проблемы словообразования продолжают оставаться в центре научных дискуссий. По словам Ю.С.Маслова,  термин «словообразование» вовсе не обозначает «образование слова, слова вообще». Значение термина намного уже: это образование новых слов от уже существующих слов - и название соответствующего раздела науки. Таким образом оказывается, что раздела науки, рассматривающего происхождение слов, не образованных ни от каких других, ранее существовавших слов, то есть слов самых первых, первообразных, не существует. Кроме этого, Ю. С. Маслов объясняет: «В принципе можно сказать, что каждое слово было раньше или позже образовано от какого-то слова или словосочетания, т.е. является в диахроническом смысле производным, но установить конкретный факт производности удается только для некоторой части слов».

Не все лингвисты, обсуждая проблему словообразования, ставят вопрос таким же образом, как Ю. С. Маслов. Так, И. В. Арнольд пишет: «... выясняя мотивировку одного слова или целой группы слов, мы в конце концов доходим до простого коренного слова, которое никак не мотивировано. Вопрос о том, как возникли такие совершенно немотивированные для нас наименование, упирается в вопрос о том, как вообще возникли первые слова. Эта последняя проблема до сих пор не решена, хотя было предложено немало теорий»4. Итак, «первые слова» все-таки как-то возникли, а не даны были человеку в готовом виде.

Освещая факты эволюционной теории происхождения и развития человека, вопрос о происхождении первых наименований, первых фонаций, которые называются словами, имеет прежде всего биологическую основу. Помимо непременного развития соответствующих зон мозга, у наших предков должно было выработаться определенное устройство речевого аппарата, а именно его фарингальной полости, для обеспечения членораздельности речи. Это заставляет предположить, что первые значащие фонации были чрезвычайно примитивны по своему фонетико-артикуляционному составу и весьма диффузны по своей семантике.древние формы, восстановленные с достаточной долей доказательности, относятся ко времени, весьма далеко отстоящему от появления первых значащих фонаций(Бродович О.И).Но это не значит, что мы не можем основывать теории о том, каковы были психолингвистические закономерности, которые управляли формированием первых наименований.Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного словазначениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, сформированное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение5.

Очень важно уточнить вопроса мотивированности инемотивированности выбора того или иного звукового материала для построения наименования и возможности выявить виды звучаний или артикуляций, соответствующих тем или иным примитивным значениям. Здесь очень интересна следующая цитата из Ю. С. Маслова: «без мотивировки слово, собственно, не может и возникуть»6 Это сказано применительно к процессу словообразования, т.е. к процессу образования слов от других слов - но неясно, почему это утверждение может вдруг оказаться несправедливым по отношению к словам, образованным из нового фонетического материала. Непременнов случае со вторичной номинацией мотивировка нам дана в готовом виде:blackcock,background,redbreast , и т.п. - даже если этот «готовый вид» мы приобретаемв ходе этимологического анализа. А вот в случае с первичной номинацией мотивированность формы значением не очевидна. Примерная мотивированность - феномен, подлежащий изучению, но это не значит, что ее нет или, тем более, что ее не может быть7.

Коммуникативной лингвистики и характеризуемого самыми разнообразными концепциями и направлениями (лингвистика текста, лингвопрогматика, теория речевых актов, неориторика и т.д.). Несмотря на их значительные отличия, которые непосредственно касаются выделения предмета наблюдения, центральных категорий и единиц анализа, общим для них является мнение о языке как о средстве общения, осуществляемого человеком в назначенных социальных имежличностных условиях с определенными мотивами и целями, с использованием определенных языковых средств.8Словообразование анализируется как часть ономасиологии со стороны большинство  лингвистов, так как, это наука о созданий как мотивированных однословных знаков языка.Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Существует два вида словообразование: синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализимеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами9. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Информация о работе Когнитивный аспект колоративных композит