Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

1. Введение о БЖД
2. Теоретические основы и практические цели БЖД
3. БЖД и производственная среда
4. Промышленная безопасность
5. Электробезопасность

Файлы: 8 файлов

Lesson 1-3 введение.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Риск — вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований.

При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле

R = (Nчс/Nо) ≤ Rдоп  ,  

где R — риск;  Nчс — число чрезвычайных событий в год;  Nо — общее число событий в год;  Rдоп — допустимый риск.

В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности один из элементов производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риск.

Индивидуальный  риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.

Коллективный  риск — это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Приемлемый  риск. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3, приемлемый — менее 10-6. При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значений риска.

Существует  четыре методических подхода к определению риска:

    1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчёт частот, вероятностный анализ безопасности.
    2. Модельный подход, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.
    3. Экспертный подход, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
    4. Социологический подход, основанный на опросе населения.

Применять эти  методики необходимо в комплексе, поскольку  они отражают разные аспекты риска.

2.3. Понятие безопасности. Системы безопасности

Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Все опасности  тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п.

Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, разделяются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности.

Для обеспечения  безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):

  • Первое — осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.
  • Второе — разрабатываются эффективные меры зашиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.
  • Третье — разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Также Безопасность можно рассматривать как— состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Таким образом, стремление человека к достижению высокой  производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в  интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа  задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».

3. БЖД и производственная  среда

 

3.1. Характеристики  основных форм деятельности человека

Деятельность  человека носит самый разнообразный  характер. Несмотря на это, ее можно  разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций (физиологическая классификация трудовой деятельности): физический труд, механизированный труд (форма физического труда в системе «человек — машина») и умственный труд.

 

3.1.1. Физический  труд

Физическим  трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая  работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

 Динамическая  физическая работа, при которой  в процессе трудовой деятельности  задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая  тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие  физические работы (категория I) подразделяются на две подкатегории: I а, при которой энергозатраты составляют до 139 Дж/с, работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием; I 6, при которой энергозатраты составляют 140—174 Дж/с, работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические  работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175—232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II 6, при которой энергозатраты составляют 233—290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы  (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

 

3.1.2. Механизированный труд (форма физического труда в системе «человек — машина»)

Человек выполняет  умственные и физические функции. Деятельность человека (далее человека-оператора) происходит по одному из процессов: детерминированному — по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, технологическому графику и т. п.; недетерминированному — когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия в выполняемом процессе (расписаны правила, инструкции и т.п.).

Различают несколько  типов операторской деятельности в технических системах.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь четко регламентирующими инструкциями. Это — операторы технологических процессов, автоматических линий и пр.

Оператор-манипулятор (машинист). Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени — понятийного и образного мышления. К числу выполняемых им функций относится управление отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель, контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей.

Оператор работает как в режиме немедленного, так  и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В его деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт. Физическая работа здесь играет несущественную роль.

 

3.1.3. Умственный  труд (интеллектуальная деятельность)

Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).

Операторский  труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий  труд — определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий  труд — требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд  преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения, — это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд  учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.

При интенсивной  интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15...20% от общего объема в организме. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Так, при чтении вслух расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией — на 94 %. у операторов вычислительных машин — на 60 — 100 %.

Выполнение человеком умственной работы сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, сдвигами в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.

При эксплуатации технических систем в любой области  среды обитания человек-руководитель управляет не техническими компонентами системы или отдельной машиной, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и опосредованно — через технические средства и каналы связи.

 

3.2. Тяжесть и напряженность труда

Тяжесть труда является количественной характеристикой физического труда.

Напряженность труда — количественная характеристика умственного труда. Она определяется величиной информационной нагрузки.

На производстве (в соответствии с гигиенической  классификацией труда Р.2.2.013— 94) различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

  1. комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;
  2. относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
  3. экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;
  4. сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

Lesson 10 охрана труда.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 4 промыш.безопасность.doc

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 5 электробезопасность.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 6 пожарная безопасность.doc

— 85.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 7 производст.травматизм.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 8 ЧС понятия 21 стр.doc

— 115.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 9 правовые основы БЖД.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"