Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:41, курсовая работа
Основными направлениями деятельности центров по охране труда являются:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сертификация работ по охране труда в организациях;
- обеспечение предприятий и организаций нормативно-технической литературой по охране труда;
- обучение руководителей и отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда и трудового законодательства в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Аналитическая информация
о состоянии охраны труда в субъектах Российской Федерации по итогам I полугодия 2007 года
В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
По решению президиума
Совета при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике
(протокол от 28 марта
2007 г. № 17) Минздравсоцразвития России
разрабатывается программа действий по
улучшению условий и охраны труда, включая
проведение аттестации рабочих мест по
условиям труда.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить собственные мероприятия по снижению смертности населения от предотвратимых причин.
На запрос Минздравсоцразвития России (№ 169-МЗ от 28.06.07) из 78 регионов были получены материалы о подготовке соответствующих программ по улучшению условий и охраны труда, снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По информации субъектов Российской Федерации, практически во всех регионах приняты и реализуются целевые программы улучшения условий и охраны труда. В качестве приоритетных целей данных программ определены: повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основными задачами программ являются:
- формирование экономических
и организационных принципов,
обеспечивающих и
- развитие государственной
системы управления охраной
- снижение уровня
- совершенствование организации обучения в области охраны труда;
- совершенствование социального
партнерства в области охраны
труда субъектов социально-
Мероприятиями региональных программ предусмотрено совершенствование государственного управления охраной труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, государственной экспертизы условий труда, обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В программах ставятся следующие целевых показатели (индикаторы):
- снижение процента работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам от общей численности работников в экономике;
- сокращение количества пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих и профзаболеваемости в расчете на 10 тысяч работающих;
- численность пострадавших от несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих;
- число дней нетрудоспособности в расчете
на одного пострадавшего в связи с производственными
увечьями и травмами
(чел./дней);
- численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.);
- снижение численности работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;
- увеличение количества аттестованных рабочих мест;
- удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
- удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом.
Ожидаемые конечные результаты реализации программ (индикаторы оценки результата) и показатели социально-экономической эффективности:
- снижение производственного
травматизма и
- снижение численности пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих;
- снижение удельного веса рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
- улучшение условий и охраны труда;
- повышение эффективности
профилактики
Социальный эффект от реализации программных мероприятий выражается в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении уровня безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работника, в усилении внимания к вопросам охраны труда всех участников этого процесса.
Экономический эффект от реализации программ обусловлен снижением затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью, повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени, снижением затрат на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны труда в субъектах Российской Федерации действуют центры по охране труда, которые специализируются на оказании услуг в сфере труда.
Основными направлениями деятельности центров по охране труда являются:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сертификация работ по охране труда в организациях;
- обеспечение предприятий и организаций нормативно-технической литературой по охране труда;
- обучение руководителей и отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда и трудового законодательства в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В I полугодии 2007 г. вопросы улучшения условий и охраны труда рассматривались на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Во всех региональных соглашениях предусмотрен раздел «Охрана труда», в котором определены совместные обязательства сторон по вопросам защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также предусмотрены дополнительные меры по улучшению условий и охраны труда.
В коллективные договоры также включены разделы по охране труда, в которых предусматривается обязанность работодателей по обеспечению охраны труда в организациях, включающая в себя дополнительные отпуска за вредные условия труда; ненормированный рабочий день; своевременную выплату льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда; обучение и инструктаж, проверку знаний работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях; приобретение и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; выдачу молока и др. равноценных продуктов питания лицам, занятым во вредных условиях труда и др.
В отчетном периоде координация взаимодействия по вопросам охраны труда в субъектах Федерации осуществлялась межведомственными комиссиями и координационными советами по охране труда, деятельность которых была направлена на рассмотрение вопросов и подготовку предложений по реализации государственной политики в сфере охраны труда.
По информации органов по труду субъектов Федерации, на заседаниях комиссий в I полугодии 2007 года были рассмотрены следующие вопросы:
- о состоянии условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях в 2006 году и мерах по их улучшению;
- о состоянии охраны
труда и производственного
- о соблюдении законодательства об охране труда;
- о соблюдении требований
пожарной, промышленной и
- об итогах работы
по проведению дополнительных
медицинских осмотров
- об итогах смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- о Всемирном дне охраны труда;
- о состоянии и мерах
по повышению эффективности
Приложение
Охрана труда в субъектах Российской Федерации
Центральный федеральный округ
В Белгородской области с учетом задач, обозначенных в п. 5 Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 марта 2007 года № 17 реализуется Программа улучшения условий и охраны труда в Белгородской области на 2006-2010 годы.
Программой предусмотрено развитие нормативной базы в сфере охраны труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда работодателей, специалистов, отдельных категорий застрахованных, информационное обеспечение охраны труда, аттестация рабочих мест по охране труда с последующей сертификацией работ по охране труда. На реализацию программы запланировано около 252 млн. руб.
Аналогичные программы приняты и реализуются в городском округе и всех муниципальных районах области.
В части реализации мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от предотвратимых причин в области сформирована рабочая группа для разработки на 2008 год территориальной программы неотложных мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений.
В Брянской области ведется работа по подготовке ведомственной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2008-2010 годы». В числе основных мероприятий программы: совершенствование нормативной правовой базы охраны труда; обеспечение взаимодействия с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей в проведении государственной политики в области охраны труда; осуществление анализа информации о состоянии условий и охраны труда; участие управления труда в проведении сертификации работ по охране труда, в расследовании несчастных случаев на производстве.
Одной из профилактических мер по предупреждению нарушений требований норм и правил охраны труда, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний является обязательное прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда всеми работниками организации, в т.ч. ее руководителем.
Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях области основаны на разработке и внедрении в организациях области системы управления охраной труда (СУОТ). Внедрение СУОТ, соответствующей новой модели стандарта по управлению охраной труда базируется на принципиально новых подходах к формированию корпоративной культуры охраны труда.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда являются важнейшими техническими мероприятиями Программы, результаты которых используются для улучшения условий и охраны труда работников и приведения в соответствие с требованиями норм охраны труда рабочих мест в организациях.
Реализация мероприятий
В Воронежской области программой «Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2007-2010 годы» предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работающего населения, которые реализуются на 8755 объектах социально-трудовой сферы.
В разделах программы: «Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда», «Развитие системы санаторной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве», «Совершенствование системы оказания организациям области комплекса услуг по оценке производственных рисков, обеспечению безопасности производства, обучения персонала по охране и безопасности труда, оказанию первой помощи при травмах и неотложных состояниях» содержится комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение производственного травматизма, сокращение рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, усиление корпоративной социальной ответственности за формирование системы управления профессиональными рисками.
Особое внимание уделяется развитию социального партнерства между субъектами социально-трудовых отношений, развитию системы оказания учреждениями здравоохранения области профпатологической помощи, системы медицинской реабилитации пострадавших на производстве от профессиональных заболеваний.
В области формируется система поэтапной реабилитации пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, которая позволит оценивать эффективность и качество реабилитационных мероприятий, своевременно проводить их коррекцию. Участниками этой системы являются государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, отделение профпатологии ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница №1», санаторно-курортные учреждения, ФГУП «Воронежское протезно-ортопедическое предприятие», Областной модельный центр профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
Создан и ведется реестр профессиональных заболеваний, создана база данных для проведения социально-гигиенического мониторинга по условиям труда и профессиональной заболеваемости работающих на промышленных и сельскохозяйственных объектах.