Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Основными направлениями деятельности центров по охране труда являются:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- сертификация работ по охране труда в организациях;
- обеспечение предприятий и организаций нормативно-технической литературой по охране труда;
- обучение руководителей и отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда и трудового законодательства в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Файлы: 1 файл

_docs_agreements_15_analiz_oxrani_tryda.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)


Аналитическая информация

о состоянии  охраны труда в субъектах Российской Федерации по итогам I полугодия 2007 года

 

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

По решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 28 марта  
2007 г. № 17) Минздравсоцразвития России разрабатывается программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить собственные мероприятия по снижению смертности населения от предотвратимых причин.

На запрос Минздравсоцразвития России (№ 169-МЗ от 28.06.07) из 78 регионов были получены материалы о подготовке соответствующих программ по улучшению условий и охраны труда, снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

По информации субъектов  Российской Федерации, практически во всех регионах приняты и реализуются целевые программы улучшения условий и охраны труда. В качестве приоритетных целей данных программ определены: повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основными задачами программ являются:

- формирование экономических  и организационных принципов,  обеспечивающих и стимулирующих  создание работодателем здоровых и безопасных условий труда;

- развитие государственной  системы управления охраной труда;

- снижение уровня производственного  травматизма, профессиональных заболеваний,  улучшение состояния условий и охраны труда;

- совершенствование организации обучения  в области охраны труда;

- совершенствование социального  партнерства в области охраны  труда субъектов социально-трудовых  отношений.

Мероприятиями региональных программ предусмотрено совершенствование государственного управления охраной труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, государственной экспертизы условий труда, обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В программах ставятся следующие целевых показатели (индикаторы):

- снижение процента работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам от общей численности работников в экономике;

- сокращение количества пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих и профзаболеваемости в расчете на 10 тысяч работающих;

- численность пострадавших от несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих;

- число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами 
(чел./дней);

- численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.);

-  снижение численности  работников, занятых на работах  с вредными, тяжелыми и опасными  условиями труда;

- увеличение количества аттестованных рабочих мест;

- удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

- удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программ (индикаторы оценки результата) и показатели социально-экономической эффективности:

- снижение производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний;

- снижение численности  пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих;

- снижение удельного веса рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;

- улучшение условий  и охраны труда;

- повышение эффективности  профилактики производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости работающих, сокращение  вследствие этого государственных расходов и непроизводственных затрат работодателей.

Социальный эффект от реализации программных мероприятий выражается в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении уровня безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работника, в усилении внимания к вопросам охраны труда всех участников этого процесса.

Экономический эффект от реализации программ обусловлен снижением  затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью, повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени, снижением затрат на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.

В целях обеспечения  реализации государственной политики в сфере охраны труда в субъектах Российской Федерации действуют центры по охране труда, которые специализируются на оказании услуг в сфере труда.

Основными направлениями  деятельности центров по охране труда  являются:

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сертификация работ по охране труда в организациях;

- обеспечение предприятий и организаций нормативно-технической литературой по охране труда;

- обучение руководителей и отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда и трудового законодательства в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

 

В I полугодии 2007 г. вопросы улучшения условий и охраны труда рассматривались на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Во всех региональных соглашениях предусмотрен раздел «Охрана труда», в котором определены совместные обязательства сторон по вопросам защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также предусмотрены дополнительные меры по улучшению условий и охраны труда.

В коллективные договоры также включены разделы по охране труда, в которых предусматривается обязанность работодателей по обеспечению охраны труда в организациях, включающая в себя дополнительные отпуска за вредные условия труда; ненормированный рабочий день; своевременную выплату льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда; обучение и инструктаж, проверку знаний работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях; приобретение и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; выдачу молока и др. равноценных продуктов питания лицам, занятым во вредных условиях труда и др.

 

В отчетном периоде координация взаимодействия по вопросам охраны труда в субъектах Федерации осуществлялась межведомственными комиссиями и координационными советами по охране труда, деятельность которых была направлена на рассмотрение вопросов и подготовку предложений по реализации государственной политики в сфере охраны труда.

По информации органов  по труду субъектов Федерации, на заседаниях комиссий в I полугодии 2007 года были рассмотрены следующие вопросы:

- о состоянии условий  и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях в 2006 году и мерах по их улучшению;

- о состоянии охраны  труда и производственного травматизма  в организациях по итогам 2006 года;

- о соблюдении законодательства об охране труда;

- о соблюдении требований  пожарной, промышленной и электробезопасности;

- об итогах работы  по проведению дополнительных  медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными  и (или) опасными производственными факторами за 2006 год и о ходе работы по проведению углубленных медицинских осмотров в 2007 году;

- об итогах смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- о Всемирном дне охраны труда;

- о состоянии и мерах  по повышению эффективности общественного  контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях.

 

Приложение

 

Охрана  труда в субъектах Российской Федерации

 

Центральный федеральный округ

 

В Белгородской области с учетом задач, обозначенных в п. 5 Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 марта 2007 года № 17 реализуется Программа улучшения условий и охраны труда в Белгородской области на 2006-2010 годы.

Программой предусмотрено  развитие нормативной базы в сфере  охраны труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации  обучения и проверки знаний по охране труда работодателей, специалистов, отдельных категорий застрахованных, информационное обеспечение охраны труда, аттестация рабочих мест по охране труда с последующей сертификацией работ по охране труда. На реализацию программы запланировано около 252 млн. руб.

Аналогичные программы приняты и реализуются в городском округе и всех муниципальных районах области.

В части реализации мероприятий  по снижению заболеваемости и смертности населения от предотвратимых причин в области сформирована рабочая  группа для разработки на 2008 год территориальной программы неотложных мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений.

В Брянской области ведется работа по подготовке ведомственной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2008-2010 годы». В числе основных мероприятий программы: совершенствование нормативной правовой базы охраны труда; обеспечение взаимодействия с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей в проведении государственной политики в области охраны труда; осуществление анализа информации о состоянии условий и охраны труда; участие управления труда в проведении сертификации работ по охране труда, в расследовании несчастных случаев на производстве.

Одной из профилактических мер по предупреждению нарушений требований норм и правил охраны труда, снижению уровня производственного травматизма  и профессиональных заболеваний  является обязательное прохождение  обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда всеми работниками организации, в т.ч. ее руководителем.

Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях области  основаны на разработке и внедрении  в организациях области системы  управления охраной труда (СУОТ). Внедрение СУОТ, соответствующей новой модели стандарта по управлению охраной труда базируется на принципиально новых подходах к формированию корпоративной культуры охраны труда.

Проведение аттестации рабочих  мест по условиям труда с последующей  сертификацией работ по охране труда являются важнейшими техническими мероприятиями Программы, результаты которых используются для улучшения условий и охраны труда работников и приведения в соответствие с требованиями норм охраны труда рабочих мест в организациях.

Реализация мероприятий Программы  позволит снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшить условия и  охрану труда в организациях области.

В Воронежской  области программой «Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2007-2010 годы» предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работающего населения, которые реализуются на 8755 объектах социально-трудовой сферы.

В разделах программы: «Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда», «Развитие системы санаторной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве», «Совершенствование системы  оказания организациям области комплекса услуг по оценке производственных рисков, обеспечению безопасности производства, обучения персонала по охране и безопасности труда, оказанию первой помощи при травмах и неотложных состояниях» содержится комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение производственного травматизма, сокращение рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, усиление корпоративной социальной ответственности за формирование системы управления профессиональными рисками.

Особое внимание уделяется развитию социального партнерства между субъектами социально-трудовых отношений, развитию системы оказания учреждениями здравоохранения области профпатологической помощи, системы медицинской реабилитации пострадавших на производстве от профессиональных заболеваний.

В области формируется система  поэтапной реабилитации пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, которая позволит оценивать эффективность и качество реабилитационных мероприятий, своевременно проводить их коррекцию. Участниками этой системы являются государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, отделение профпатологии ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница №1», санаторно-курортные учреждения, ФГУП «Воронежское протезно-ортопедическое предприятие», Областной модельный центр профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Создан и ведется реестр профессиональных заболеваний, создана база данных для  проведения социально-гигиенического мониторинга по условиям труда и профессиональной заболеваемости работающих на промышленных и сельскохозяйственных объектах.

Информация о работе Охрана труда