Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:31, дипломная работа

Описание работы

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.

Содержание работы

Введение 11
1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 13
1.1 Основные положения подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 13
1.2 Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии 19
2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24
2.1 Общие положения по созданию и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 24
2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27
2. 3 Основные формы и порядок подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований 41
3 Основные направления совершенствования подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по ликвидации химической аварии 52
3.1 Уточнение направленности и содержания программы подготовки 53
3.2 Основные направления повышения эффективности и качества подготовки 57
3.3 Развитие имеющейся, создание и внедрение современной учебной материально-технической базы 61
3.4 Экономическое обоснование выбранных направлений совершенствования системы подготовки 62
Заключение 65
Список использованных источников 66
Список 68
Приложение А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70
Приложение Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71
Приложение В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72
Приложение Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73
Приложение Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80
Приложение Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85
Приложение К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86
Приложение Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87
Приложение М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90
Приложение Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92
Приложение П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94
Приложение Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95
Приложение С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96
Приложение Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97
Приложение У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98

Файлы: 1 файл

ВКР 2011 Алешиков.docx

— 3.25 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФГБОУ ВПО «БАЛТИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА»

 

ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

по теме:

 

ПОДГОТОВКА НЕШТАТНЫХ  АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ  ОБЪЕКТЫ, К ДЕЙСТВИЯМ ПО ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУП  КХ «ВОДОКАНАЛ»)

 

 

Допущен к защите

Заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях»

 

 

 _________________________________________  Ю.Е. Тихов

                                                                    подпись, дата

 

Руководитель: к.в.н., доцент_________________  А. А. Копылов

                                                                                              подпись, дата

 

Рецензент:_________________________________  М. Л. Цупа

                                                                                   подпись, дата

 

Исполнитель: студент_______________________ Д. И. Алешиков

                                                                                   подпись, дата

 

 

 

 

 

Калининград 2011

 

 

Задание на разработку дипломной работы

 

 

 

 

 

Диплом включает в себя 100 стр., 8 табл., 19 использованных источников, 15 прил.

ПОДГОТОВКА, СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ, НЕШТАТНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ.

Объект  исследования:

Система подготовки нештатного аварийно-спасательных формирований, на примере нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал».

Предмет исследования:

Формы и методы подготовки личного состава нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал», основные направления совершенствования системы подготовки.

Цель  дипломной работы:

На  основе анализа действующей системы  подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих  химически опасные объекты, к  действиям по ликвидации химической аварии оценить ее эффективность  и соответствие предъявляемым требованиям, определить и обосновать основные направления  ее совершенствования.

Методы  проведения работы:

- изучение  нормативно-правовой базы в области  подготовки личного состава нештатных  аварийно-спасательных формирований;

- анализ  системы подготовки нештатного  газоспасательного формирования  МУП КХ «Водоканал».

Полученные  результаты:

Разработана программа подготовки личного состава  нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически  опасные объекты к действиям  по ликвидации химической аварии.

 

 

Содержание

Введение 11

1 Основные  положения подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера. Требования законодательных  и нормативных правовых документов  по подготовке персонала объекта  к ликвидации химической аварии 13

1.1 Основные  положения подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера 13

1.2 Требования  законодательных и нормативных  правовых документов по подготовке  персонала объекта к ликвидации  химической аварии 19

2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвидации химической аварии 24

2.1 Общие положения  по созданию и подготовке нештатных  аварийно-спасательных формирований  организаций 24

2.2 Система подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций 27

2. 3 Основные  формы и порядок подготовки  нештатных аварийно-спасательных  формирований 41

3 Основные  направления совершенствования  подготовки нештатных аварийно-спасательных  формирований к действиям по  ликвидации химической аварии 52

3.1 Уточнение  направленности и содержания  программы подготовки 53

3.2 Основные  направления повышения эффективности  и качества подготовки 57

3.3 Развитие  имеющейся, создание и внедрение  современной учебной материально-технической  базы 61

3.4 Экономическое  обоснование выбранных направлений  совершенствования системы подготовки 62

Заключение 65

Список использованных источников 66

Список 68

Приложение  А - Система подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 70

Приложение  Б - Система подготоки нештатных аварийно-спасательных формирований 71

Приложение  В - Структура нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 72

Приложение  Г - Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (базовая подготовка) 73

Приложение  Д - Рабочая программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований города Калининграда (специальная подготовка) 80

Приложение  Ж - Систематическая подготовка членов НГСФ на химически опасных производственных объектах МУП КХ «Водоканал» 85

Приложение  К - График проведения тренировочных занятий и учебных тревог для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» на 2011 год 86

Приложение  Л - Упражнения в СИЗ на территории объектов и в газодымной камере для членов НГСФ МУП КХ «Водоканал» 87

Приложение  М - Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава МУП КХ «Водоканал» на курсах в УМЦ 90

Приложение  Н - Сведения об аттестации нештатного газоспасательного формирования МУП КХ «Водоканал» 92

Приложение  П - Система подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» к действиям по ликвидации химической аварии 94

Приложение  Р - Основные направления совершенствования системы подготовки личного состава НГСФ МУП КХ «Водоканал» действиям по ликвидации химической аварии 95

Приложение  С Рекомендуемая программа подготовки личного состава НГСФ действиям по ликвидации химической аварии 96

Приложение  Т - Схема учебно-тренировочного комплекса 97

Приложение  У - План оборудования учебно-тренировочного комплекса 98

 

Введение

Обеспечение зашиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской  обороны является одной из важнейших  задач государственной политики Российской Федерации в области  национальной безопасности и обеспечения  устойчивого развития государства.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени зависит от подготовленности органов управления, сил единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера (РСЧС) и гражданской  обороны (ГО), а также населения  по вопросам защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера и опасностей военного времени.

Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава органов  управления, личного состава сил  РСЧС и ГО и населения является решающим фактором повышения эффективности  функционирования РСЧС и ГО, а также  результативности управленческой и  служебной деятельности ее должностных  лиц.

Важнейшей составляющей готовности государства к защите населения  и территорий от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, а  также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного  времени является уровень подготовки сил РСЧС и ГО к выполнению возложенных  на них задач.

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС разработан и принят ряд законодательных  и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в области  подготовки населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накоплен значительный опыт по планированию и  проведению мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, создана и совершенствуется материально-техническая база подготовки населения.

Вместе с тем, как показывает опыт, практическая деятельность органов  управления и сил РСЧС и принимаемые  меры по противодействию химическим авариям не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов.

Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов, а, именно, декларирование безопасности, лицензирование деятельности по их эксплуатации, страхование ответственности за причинение вреда гражданам, государственная экспертиза в области защиты населения и территорий.

Имеются недостатки в практике подготовки персонала предприятий  к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом аварийно химически опасных веществ, реагирования на другие возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений  по защите населения и территорий, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при  ликвидации их последствий.

В дипломной работе на основании  анализа организации, планирования и практической реализации методики по подготовке нештатного аварийно-спасательного формирования химически опасного объекта, каким является МУП КХ «Водоканал», предложены основные направления совершенствования подготовки личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования действиям по предупреждению и ликвидации химической аварии.

Их практическая реализация может в определенной степени  способствовать повышению эффективности  действий персонала данного предприятия  по предупреждению и ликвидации химических аварий.

 

1 Основные положения подготовки  населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования законодательных и нормативных правовых документов по подготовке персонала объекта к ликвидации химической аварии

1.1 Основные  положения подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера

В Российской Федерации создана и успешно функционирует единая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная система имеет  непрерывный, комплексный и целенаправленный характер.

Непрерывный характер единой системы подготовки предполагает постоянную подготовку всех категорий населения, поэтапное формирование знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.

Комплексный характер заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, а, с другой - в  учете задач, возлагаемых на различные  группы обучаемых в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Он предусматривает  многообразную и всестороннюю подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера  и в условиях опасностей военного времени.

Целенаправленный характер подразумевает разделение всего населения Российской Федерации на группы обучения и подготовка их в зависимости от решаемых задач при чрезвычайной ситуации. Он предусматривает как общую, так и дифференцированную подготовку каждой конкретной категории населения в зависимости от ее роли и места в ликвидации ЧС.

Результатом данной системы  подготовки является наличие в органах  управления РСЧС и ГО, территориальных  и объектовых поисково-спасательных и аварийно-спасательных службах  и формированиях высоко профессиональных кадров, отвечающих установленным требованиям и обеспечивающих гарантированное выполнение поставленных задач, а также всех групп населения, имеющих достаточно высокий уровень подготовки по вопросам защиты от ЧС природного и техногенного характера и опасностей военного времени.

Правовой основой подготовки органов управления, сил РСЧС и  ГО и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04. 09. 2003 г. № 547.

Информация о работе Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организаций, эксплуатирующих химически опасные объекты, к действиям по ликвида