Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1.  Общая характеристика оборота  информационных ресурсов 6

1.1. Законодательное регулирование  оборота информации 6

1.2. Виды информационных ресурсов 22

1.3. Зарубежное регулирование защиты  коммерческой тайны 41

Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46

2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46

2.2. Субъекты права на коммерческую  тайну 57

2.3. Содержание права на коммерческую  тайну 63

2.4. Способы охраны коммерческой  тайны 69

Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения  коммерческой информации 77

Заключение 91

Список  использованных источников 93

 

 

 

Введение

 

Установление правовых основ  защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей  коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения  предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность  за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали  стандарты международной торговли. Так, в Великобритании отсутствует  законодательная (статутная) защита коммерческих секретов, и, соответственно, не существует четкого определения коммерческой тайны. Тем не менее данная отрасль  права, включающая в себя отдельные  элементы регулирования вещных и  обязательственных прав, развивалась  на протяжении 150 лет на основе судебных прецедентов и получила название конфиденциального права (law of confidence). Объектом ее регулирования прежде всего  являются отношения в сфере предпринимательской, и в частности торговой, деятельности, однако соответствующие положения  применяются также и для защиты государственной тайны и тайны  частной жизни. Весьма интересным представляется сравнение конфиденциальной информации с ледяным кубом, использованное в одном из известных судебных разбирательств. «Передайте ледяной куб лицу, которое будет хранить его в холодильнике, и мы по-прежнему будем иметь ледяной куб. Отдайте его тому, у кого нет холодильника, или тому, кто откажется его там держать, и ко времени судебного разбирательства у нас останется только не нужная ни одной из сторон лужа воды».

Принятие четвертой части ГК РФ, а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии названного института. Нельзя сказать, что принятые поправки являются исчерпывающими. Между тем уже можно утверждать однозначно, что они добавят хлопот при толковании действующих норм.

Институт коммерческой тайны  является одним из наиболее сложных  в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными  изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и  защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей  день.

Таким образом, целью работы является исследование режима коммерческой тайны по российскому законодательству.

Для достижения цели работы автором будут решены следующие  задачи: изучить законодательно регулирование оборота информация в России; проанализировать основные виды информационных ресурсов; рассмотреть законодательное регулирование защиты коммерческой тайны в современных зарубежных странах; выявить особенности законодательного регулирование оборота и защиты коммерческой тайны в России.

Предметом изучения является совокупность правоотношений, складывающихся в процессе оборота коммерческой тайны.

Объектом изучения выступает  действующее законодательство Российской Федерации в части регламентации  оборота и защиты коммерческой тайны.

Теоретическую и методологическую основу работы составили российское законодательство, научные материалы, публикации  и судебная практика.

Методологической основой  работы послужил системный подход к  предмету изучения  посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнения, анализа и синтеза, статистического и графического анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, сделанные  по итогам решения поставленных в  работе задач, могут быть использованы как для дальнейшей теоретической  разработки вопроса, так и в практической  деятельности.

 

 

Глава 1.  Общая  характеристика оборота информационных ресурсов 

1.1. Законодательное  регулирование оборота информации 

Определение и характеристику понятия «информация» на правовом уровне стали осуществлять относительно недавно.

В ГК для нас значимы ст. 128, где в перечне объектов гражданских прав упоминаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также утратившая силу с 1 января 2008 г. ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», где информация приравнена к сведениям.

Основным источником является ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ об информации). В его ст. 2 информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». С учетом социального аспекта можно добавить: в форме, понятной для восприятия людьми. Такое определение позволяет исключить программы для ЭВМ, которые закон относит к средствам оснащения ЭВМ, в том числе ПК.1

В ст. 5 ФЗ об информации указано, что она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, и предложены некоторые классификации этого понятия.

1. В зависимости от  категории доступа к ней:

а) общедоступная;

б) ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами).

2. В зависимости от  порядка ее предоставления или  распространения:

а) свободно распространяемая;

б) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих  отношениях;

в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

г) распространение которой  в Российской Федерации ограничивается или запрещается.2

Законодательством РФ могут  быть установлены виды информации в  зависимости от ее содержания или  обладателя.

ФЗ об информации раскрывает отдельные виды информационных отношений, организационные формы предоставления и распространения информации.

Кроме вышеуказанных источниками  правового регулирования информационных отношений являются: нормы международного права и международные договоры РФ; Конституция РФ; национальное законодательство РФ; иные правовые акты.3

Например, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. Стороны этого договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Также Хартия провозглашает  принципы содействия развитию конкуренции  в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности  на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте ВТО, механизма защиты частной жизни потребителя, электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

ФЗ от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» Россия ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. В п. 1012 Устава зафиксировано, что электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам.

В рамках Содружества Независимых  Государств заключено Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. и др.

Кроме того, предусматривается  сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций (например, Соглашения о  сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г., Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. и др.).4

Базовым законом является Конституция РФ. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом). Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию.

Оно занимает особое место  в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как может быть отнесено и  к личным правам (ст. 23 Конституции закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации).

Исходя из ст. 17 Конституции РФ, право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (естественное право).5

Среди основных информационных прав и свобод человека и гражданина, получивших конституционное закрепление, выделяют также: право на свободу  мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др. В ст. 51 Конституции РФ закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др.

Некоторые ученые признают сформировавшимися информационное право и информационное законодательство. Последнее предлагают разделить на следующие группы: об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права); о гражданском обороте информации; о формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг; о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; об информационной безопасности; о средствах массовой информации; о библиотечном деле; об архивах; о государственной тайне; о коммерческой, служебной тайне (отсутствует); о персональных данных.

Ставя эти факты под  сомнение, мы назовем лишь наиболее значимые, на наш взгляд (в силу содержания понятийного аппарата), но разрозненные Законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».6

Иные правовые акты, за редким исключением (например, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 «Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования»), касаются частных вопросов: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и др.)

По отношению к информации разделяют субъектов информационных отношений: производители или создатели  информации; обладатели информации; потребители.

ФЗ об информации регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права  на поиск, получение, передачу, производство и распространение  информации;

2) применении информационных  технологий (ст. 2 - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов);

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации