Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществлялось на основе национальных правовых традиций, эволюционировавших в ходе развития правовых институтов. При этом значительное влияние оказывали стандарты международной торговли.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика оборота информационных ресурсов 6
1.1. Законодательное регулирование оборота информации 6
1.2. Виды информационных ресурсов 22
1.3. Зарубежное регулирование защиты коммерческой тайны 41
Глава 2. Коммерческая тайна как особый режим распространения информации 46
2.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны в соответствии с законодательством РФ 46
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 57
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 63
2.4. Способы охраны коммерческой тайны 69
Глава 3. Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации 77
Заключение 91
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

диплом весь.docx

— 176.04 Кб (Скачать файл)

3) обеспечении защиты  информации (ст. 1).

Приблизительно тот же предмет регулирования у других правовых актов.

Однако при обращении  к информологии и информатике  круг информационных отношений расширяется.

Информатика (фр. informatique, нем. informatik) - наука, изучающая законы и  методы накопления, передачи обработки  информации с помощью ЭВМ, оформившаяся в качестве самостоятельной научной  дисциплины в 60-е - 70-е гг. XX в. (ранее  развивалась в составе математики, электроники и других технических  наук).7

В 1979 г., обращаясь в письме к Президиуму АН СССР, В.М. Глушков  предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную  с разработкой, оценкой и материально-технической  поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и  человеческие ресурсы, и техническое  обеспечение (машины и оборудование), а также воздействующие на них  административные, социальные и промышленные факторы.8

Общая теория информации, или  информология, - наука о процессах  и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Ее появление как науки относится  к концу 50-х гг. XX в.

Таким образом, мы обращаем внимание на создание информации и  ее прикладное использование.

Информация существовала всегда, но вначале существовала в  форме межличностной, передаваемой непосредственно. Затем при сохранении первой формы возникла и сначала  постепенно, а потом и скачкообразно  стала превалировать форма фиксации и опосредованной передачи информации. Запись на физическом носителе (камне, пергаменте, бумаге и т.п. вплоть до электронных носителей) преследует цели накопления знаний из поколения  в поколение, передачи информации без  искажений в любое время, в  любом месте.9

Длительное время в  теме информации доминировал технический  подход: создание, передача и хранение информации, формирование банков или  баз данных, кодирование и раскодирование информации, единицы ее выражения, вопросы  ее восприятия и т.п. Особую роль сыграли  создание компьютера и появление  Интернета.

Вторую половину XX в. можно  рассматривать как период развития техники и технологии информационного  обеспечения разных общественных задач.

Возрастает удельный вес  информационных отношений в экономике.

К. Эрроу сместил акценты  в экономической теории при помощи двух фундаментальных фактов: информация или сигналы имеют экономическую  ценность (value), и поэтому их получение  и передача стоят определенных издержек; разные индивиды располагают разной информацией. Из этих на первый взгляд несложных и бесспорных утверждений  К. Эрроу сделал фундаментальные  выводы, например, о том, что свободный  рынок информации не ведет к эффективному распределению соответственных  ресурсов, о роли координирования  в данной области и «этических кодов» в принятии решений и т.п.10

Другой качественный скачок в экономической теории произвел Р. Коуз: он создал теорию трансакционных издержек, которая дает возможность  проанализировать деятельность экономики  и ее агентов с точки зрения информации. Ведущую роль в ней  стали играть обмен информацией  между агентами и их старание побороть недостаток информации. Трансакционные издержки - это расход на обмен информацией  в целях ликвидации ее недостатка и взаимосвязанной с ней неясности. Р. Коуз доказал, что само формирование и величина фирм тесно связаны  со склонностью уменьшить трансакционные издержки.

Остальные задачи проявились в постиндустриальном, информационном обществе.

В гражданском обороте  относительно четко выделяются отношения, объектом которых является информация, и отношения, где действия с информацией  выступают как служебные по сравнению  с основными.

Первая группа подпадает  под действие части четвертой  ГК: разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».11

Вторая весьма разнообразна. Выделяют: информационные отношения по определению статуса субъекта (его идентификация) и реализации его прав; отношения по квалификации объекта прав и учету этих прав на него; информационное обеспечение деятельности - сделок, решений и т.п. (в частности, служебные информационные отношения в сфере договорного права и служебные информационные отношения в сфере ответственности).

Гражданин приобретает и  осуществляет права и обязанности  под своим именем, включающим фамилию  и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или  национального обычая (п. 1 ст. 19 ГК).

Имя, полученное гражданином  при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в  порядке, установленном для регистрации  актов гражданского состояния (п. 3 ст. 19 ГК, ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в  предусмотренных законом случаях  других коммерческих организаций - на характер деятельности (п. 1 ст. 54, ст. 1473 ГК).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает  в гражданском обороте под  своим фирменным наименованием, на использование которого организации  принадлежит исключительное право  использования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1226, 1473, 1474 ГК).12

Фирменное наименование определяется в учредительных документах и  включается в Единый государственный  реестр юридических лиц при государственной  регистрации юридического лица (п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК, ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также  имеет исключительное право на его  использование.

Специфика фирменного наименования отдельных юридических лиц отражена в ГК (ст. ст. 69, 82, 87, 96, 107 и др.) и в специальном законодательстве.

Существует ряд ограничений  на использование в наименовании юридического лица различных слов и словосочетаний.

Наименование юридического лица должно быть указано в его  учредительных документах и на его  круглой печати.

С вышеизложенным корреспондируют  отношения, регулируемые Федеральным законом «О персональных данных», но он носит межотраслевой характер, и соответствующие нормы содержатся в ТК (гл. 14 «Защита персональных данных работника»), НК (ст. 84 «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика», ст. 85 «Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков») и других актах.13

В ряде случаев статус требует  специальной конкретизации (например, Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896).14

Занятие отдельными видами деятельности, участие в определенных организациях влечет за собой сбор, фиксацию, раскрытие и предоставление информации об этом. Например, государственная  регистрация индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), лицензирование (ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), участие в саморегулируемых организациях (ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях») и т.д.

Специфика правового статуса  в ряде случаев влечет за собой  информационные отношения по реализации субъективных прав и законных интересов. Например, участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с  его бухгалтерскими книгами и  иной документацией в установленном учредительными документами порядке (ст. 67 ГК, законы о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц).

Гражданский оборот ряда объектов требует подтверждения их существования  и учета прав на них.

Первое место среди  таких объектов занимает недвижимость.

Действия уполномоченного  органа (Федеральная служба государственной  регистрации, кадастра и картографии - Росреестр) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе, называются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).15

Статья 131 ГК, ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» и ряд других правовых актов предусматривают государственную регистрацию недвижимости, подразумевая под этим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В законодательстве относительно единообразно решен вопрос об открытости сведений о таких видах учета  объектов и прав на них, предоставлении и раскрытии соответствующей  информации (п. 4 ст. 131 ГК, ст. ст. 7, 8 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»).

Второе место отводится ценным бумагам.

Удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, является одной  из целей ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27, Приказ ФСФР от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг»). В этих, а также в ряде специальных правовых актов большое внимание уделено содержанию фиксируемой информации, а также получению, учету и предоставлению/раскрытию информации.

Информационную функцию  осуществляет регистрация аттракционной  техники, генно-инженерно-модифицированных организмов, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, животных, кино- и видеофильмов, лекарственных средств, медицинской техники, опасных производственных объектов, оружия, транспортных средств и т.д.

По разбросу в правовых актах близко к предыдущему вопросу  информационное обеспечение деятельности.16

ГК говорит о государственной  регистрации ряда сделок и договоров (например, ст. ст. 164, 574), что влечет, как мы установили, сбор, учет, раскрытие и предоставление информации. С ним корреспондируют ст. 25.1, 26 и др. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 26 ЗК (договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком), ст. 12 Водного кодекса РФ (договор водопользования), ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (договор участия в долевом строительстве).

В ряде случаев регистрация  осуществляется не государством, а  иными заинтересованными лицами, например биржей (ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»).

В существенные условия ряда договоров или дополнительные обязанности  сторон входит предоставление контрагенту  информации: например, в ГК ст. ст. 495 «Предоставление покупателю информации о товаре»; 726 «Обязанность подрядчика передать информацию заказчику», 732 «Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе»; 774 «Обязанности заказчика» (в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ); 804 «Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору»; 840 - обязанность банка при заключении договора банковского вклада предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада; 1031 - обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии.

Специальное законодательство содержит нормы, регулирующие информационные отношения, связанные с другими  действиями, как односторонними, так  и многосторонними: например, раскрытие  и предоставление информации при  эмиссии ценных бумаг в отношении  соглашений участников хозяйственных  обществ и т.д.17

Большой блок составляет правовое регулирование информационного  обеспечения деятельности органов  юридических лиц. Например, акционерное  общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам:

а) определяющим статус и  компетенцию органов управления (устав и внутренние документы  общества, например положение об общем  собрании акционеров);

б) опосредующим их деятельность, например:

- предложения, внесенные  акционерами в повестку дня  общего собрания акционеров;

Информация о работе Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации