Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат
Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).
Курс лекций по Введению в языкознание
(1-ый курс)
Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном человеческом языке вообще и и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.
Филология - (от греч. philologia - любовь к слову) - содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстология, источниковедения, палеографии (изучение создания знаков письменности и их развития) и др., изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных текстов (письменных памятников).
Структура языкознания как дисциплины теоретического и прикладного характера:
Частное языкознание изучает отдельный язык или группу родственных языков. Синхроническое (описывающее факты языка в какой-то отдельный момент его развития ) или диахроническое (историческое, т.е. прослеживающее развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени) языкознание. (От др.-греч. syn - “вместе” и сhronos - “время” и “dia”- “через”.) Разновидностью диахронического я. явл сравнительно-историческое я., выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общее языкознание изучает общие особенности человеческого языка: сущность ( каково коренное отличие языка от других явлений жизни) и природу языка ( принадлежит ли язык к общественным или биологическим, физическим или психическим явлениям), проблему его происхождения, общие законы его развития и функционирования: разрабатывает методы исследования языка. Кроме того, о.я. изучает структуру языка, системный характер я., развитие я. в связи с развитием человеческого общества (по каким направлениям и почему изменяется я. в целом и его отдельные стороны, внутренние законы развития я. и как они зависят от внешних влияний на я.), возникновение и развитие письма, проблему классификации языков, приложения научных знаний о языке к решению практических задач: создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку, общение человека с машиной на естественном языке, машинный перевод и т.д., чем занимается прикладное языкознание.
Разделы общего языкознания:
1) внешняя лингвистика
- изучает язык как общественное
явление, его социальные и
2) внутренняя лингвистика
- изучает систему языка,
-2-
3) компаративистика, т.е. сравнительное языкознание, кот. подразделяется на сравнительно-историческое (изучает родственные языки) и сопоставительное (контрастивное) языкознание (изучает неродственные языки).
Общее языкознание выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а л и и
- положения, действительные
для всех языков мира, общие
свойства всех человеческих
Примеры абсолютных у.: во всех языках выражены категории оценки, посессивности, множественности; все языки знают членение на тему и рему; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика; во всех языках есть гласные и согласные, во всех языках есть имена собственные;
универсалии лексико-семантического плана: “тяжелый по весу” приобретает значение “ трудный”, “большой по размеру” - “важный”,
“пустой, полый” - “бессодержательный, несерьезный”.
Примеры статистических у.: почти во всех языках мира в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский язык).
Важная задача о. я. определение научных понятий языкознания:
“гласны”, “согласный”, “слово”, “предложение” и т.д.
Функции языка (назначение, роль языка).
Основная - коммуникативная (от лат. communicatio - “общение”), т.е. назначение языка служить орудием общения, т.е. прежде всего служить средством обмена мысли. Но я. не только средство передачи готовой
мысли, он является и средством формирования мысли и поэтому с к. функцией я. тесно связана его вторая центральная функция - мыслеформирующая ( В. Гумбольдт называл я. “образующим органом мысли”).
Ком. функция я. имеет ряд сторон, т.е. она представлена рядом более частных функций:
констатирующая - “нейтральное” сообщение о факте (повествовательное предложение);
вопросительная - запрос о факте (вопросительные предложения, вопросительные слова);
апеллятивная - средство призыва, побуждения к тем или иным действиям
(повелительные предложения,
формы повелительного
экспрессивная - выражение ( подбором слов или интонаций) личности говорящего, его настроения и эмоции;
контактоустанавливающая - создание и поддержание контакта между собеседниками, когда передачи существенной информации еще или уже нет (приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.);
метаязыковая - истолкование языковых фактов (объяснение значения слова, термина и т.п.); приставка мета- (от греч. meta- “ вслед за”) обозначает здесь “нечто вторичное”: высказывания о я. вторичны по сравнению с высказываниями о действительности;
-3-
эстетическая - эстетическое воздействие;
функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (нации, народности, социальной группе, возрастной группе профессии и т.п.).
Сущность языка
Понимание природы и сущности я. предполагает ответ на по крайней мере два вопроса: 1) является ли я. явлением биологическим, психическим или социальным и 2) идеален язык или материален?
Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке
воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).
Я. как психическое явление, т.е. я.- феномен психический, возникающий в результате деятельности индивидуального духа - божьего или человеческого (М.Мюллер, И.Германн, В.Гумбольдт: “язык есть проявление духа народа; язык народа есть его дух и дух народа есть его язык”) и др.). Если слово “дух” в данном случае синоним слова “сознание”, то можно сказать, что я. выражает работу сознания. Но если бы я. отдельного человека возникал как продукт его индивидуального сознания , то это приводило бы к появлению множества индивидуальных языков, либо, в случае вмешательства “духа народа” - к исчезновению различий между ними. Кроме того, считают некоторые ученые нельзя отождествлять сознание и я., т.к. сознание идеально, а я. материален.
Я. развивается только
в человеческом коллективе , только
под влиянием речи окружающих человека
людей. Я. непременное условие жизнедеяте
Язык явление социальное.
К. Маркс и Ф. Энгельс. “ Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми”.
Я есть важнейшее средство общения, в этом его отличие от др. социальных явлений: литературы, искусства, науки, производства.
Язык как знаковая система
Единицами (элементами) я. служат знаки, простые и сложные: звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения, тексты. Знак это любой материальный носитель социальной информации, то, что в сознании людей заменяет тот или иной предмет и знаковая ситуация имеет место тогда, когда “что-то стоит вместо чего-то другого”.
Типы знаков:
1) знаки-признаки, непосредственно
связанные с предметом,
( желтые и красные листья на деревьях, ледяной узор на стекле); здесь нет ситуации общения: нет отправителя сообщения и нет адресата, для которого это сообщение предназначается;
2) знаки-сигналы, связанные
с предметом лишь
3) знаки символы, обозначающие (изображающие) часть предмета и наше сознание “дорисовывает” предмет в целом виде ( серп и молот - союз рабочих и крестьян, сплетенные руки - дружба, мир);
4) языковые знаки, которые
определяются как материально-
Я. как самая сложная знаковая система и его отличие от искусственных знаковых систем:
1) это универсальная знаковая система в отличие от искусств. систем, имеющих очень узкую сферу применения;
2) знаки языка комбинируются
друг с другом ( в искусств. системах
они или вовсе не
3) знаки я. способны передавать огромное, в принципе, безграничное количество содержаний, т.к. они способны сочетаться друг с другом и приобретать новые значения (многозначность я. знаков);
4) я. более сложная
знак. система, чем искусств. системы,
т.к. целостное сообщение
5) яз. знаки в свою очередь
м.б. простыми (морфема) и сложными
(многоморфемные слова,
6) стихийность языка и
7) компонент эмоциональность в значении яз. знака, передаваемые интонацией, суффиксами эмоциональной оценки, ругательства и ласковые слова и т.д.).
Искусственные языки
И.Я. - знаковые системы, создаваемые
для использования в тех
Н е с п е ц и а л и з и р о в а н н ы м языками общего назначения, которые в наибольшей степени сходны с естественными языками, являются международные языки. “Интерлингвистика”,- изучение международных языков как средств межъязыкового общения. База интерлингвистики т е о р и я л и н г в о п р о е к т и -р о в а н и я. ЕЕ основные направления: логическое (критика естественного языка, разработка т.наз. философских языков, предназначенных для замены естественных языков как якобы несовершенных орудий мышления) и эмпирическое (упрощение естественного языка без попыток реформирования его как средства мышления). В 17-20 вв. было создано ок. 1000 проектов таких языков, при этом создавались т.наз. априорные я. (независимые от естественного я.) и апостериорные я. ( берущие материал из естественных я.) и смешанные.
Первый и.я., получивший реализацию в общении (плановый я.)- волапюк (Шлейер, 1879, Германия). Это я. смешанного типа: слова естественных я. в нем видоизменяются и их невозможно опознать, напр. англ.world > vol, speak > puk, отсюда volapuk (всемирный язык); сложная грамматика синтетического характера - много именных и глагольных категорий. Практика доказала сложность использования таких систем в коммуникации и в конструированиии.я. возобладал апостерироный принцип -они стали создаваться на основе интернациональной лексики с грамматикой аналитического типа с максимальным сокращением грамматических категорий. Наиболее известный и упорядоченный я. такого типа - эсперанто (1887, Польша). Другие известные и.я. - идо, окциденталь, интерлингва, новиаль.
С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е и.я. это символические языки науки ( языки математики, химии, физики и др.) и языки человеко-машинного общения (языки программирования: фортран, паскаль, алгола-60), языки управления базами данных, языки информационных систем и т.п.. Общий признак с.и.я. это формальный метод их описания (определения) путем задания алфлвита (словаря), правил образования и преобразования выражений (формул) и семантики, т.е. способа содержательной интерпретации выражений. Начало создания таких я. - использование в Европе в 16 в. символов операций в математических выражениях; в 17 в. создан язык дифференциального и интегрального исчисления, в 19-20 вв.- язык математической логики. Развитие языков человеко-машинного общения началось в 40-х гг. 20 в. с появлением ЭВМ.