Лекции по "Введению в языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Введению в языкознание (1-ый курс).doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)


Курс лекций по Введению в языкознание

(1-ый курс)

 

Языкознание  (языковедение, лингвистика) - наука о естественном человеческом  языке вообще и и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

 

Филология - (от греч. philologia - любовь к слову) - содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстология, источниковедения, палеографии (изучение создания знаков письменности и их развития) и др., изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных текстов (письменных памятников).

 

Структура языкознания  как дисциплины теоретического и  прикладного характера:

 

Частное языкознание изучает отдельный язык или группу родственных языков. Синхроническое  (описывающее факты языка в какой-то отдельный момент его развития ) или диахроническое (историческое, т.е. прослеживающее развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени) языкознание. (От др.-греч. syn - “вместе”  и сhronos - “время” и “dia”- “через”.) Разновидностью  диахронического я. явл сравнительно-историческое я., выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

 

Общее языкознание изучает общие особенности человеческого языка: сущность ( каково коренное отличие языка от других явлений жизни)  и природу языка ( принадлежит ли язык к общественным или биологическим, физическим  или психическим явлениям), проблему его происхождения, общие законы его развития и функционирования: разрабатывает методы исследования языка. Кроме того, о.я. изучает структуру языка, системный характер я., развитие я. в связи с развитием человеческого общества (по каким направлениям и почему изменяется я. в целом и его отдельные стороны, внутренние законы развития я. и как они зависят от внешних влияний на я.), возникновение и развитие письма, проблему классификации языков, приложения научных знаний о языке к решению практических задач: создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку, общение человека с машиной на естественном языке, машинный перевод и т.д., чем занимается прикладное языкознание.

 

Разделы общего языкознания:

1) внешняя лингвистика  - изучает язык как общественное  явление, его социальные и мыслительные  функции, поэтому ее называют  также социолингвистикой или  функциональной лингвистикой. Изучает я. как общественное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием и т.д.;

 

2) внутренняя лингвистика  - изучает  систему языка, единицы  системы языка и и ее категории,  ее уровни, ярусы и их структуру; т.е. объектом в.л. явл. письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой и грамматический строй я. и его словарный состав; соответственно, разделы в. л.:. грамматология, фонетика, грамматика. и лексикология;

 

 

 

-2-

3) компаративистика, т.е. сравнительное языкознание, кот. подразделяется на сравнительно-историческое (изучает родственные языки) и сопоставительное  (контрастивное) языкознание (изучает неродственные языки).

 

Общее  языкознание  выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а л и и

- положения, действительные  для всех языков мира, общие  свойства всех человеческих языков  в отличие от языков животных (абсолютные у.) или для значительного  большинства языков  (статистические  у.).

 

Примеры абсолютных у.: во всех языках выражены категории оценки, посессивности, множественности; все языки знают членение на тему и рему; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика; во всех языках есть гласные и согласные, во всех языках есть имена собственные;

универсалии лексико-семантического плана: “тяжелый по весу” приобретает значение “ трудный”, “большой по размеру” - “важный”,

“пустой, полый” - “бессодержательный, несерьезный”.

 

Примеры статистических у.: почти во всех языках мира в местоимениях различается  не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский язык).

 

Важная задача о. я. определение  научных понятий языкознания:

“гласны”, “согласный”,   “слово”, “предложение” и т.д.

 

Функции языка (назначение, роль языка).

Основная - коммуникативная (от лат. communicatio - “общение”), т.е. назначение языка служить орудием общения, т.е. прежде всего служить средством обмена мысли. Но я. не только средство передачи готовой

мысли, он является и средством  формирования мысли и поэтому  с к. функцией я. тесно связана  его вторая центральная функция - мыслеформирующая ( В. Гумбольдт называл я. “образующим органом мысли”).

 

Ком. функция я. имеет  ряд сторон, т.е. она представлена рядом более частных функций:

констатирующая -  “нейтральное”  сообщение о факте (повествовательное  предложение);

вопросительная - запрос о факте (вопросительные предложения, вопросительные слова);

апеллятивная - средство призыва, побуждения к тем или  иным действиям

(повелительные предложения,  формы повелительного наклонения);

экспрессивная - выражение ( подбором слов или  интонаций) личности говорящего, его настроения и эмоции;

контактоустанавливающая - создание и поддержание контакта между собеседниками, когда передачи существенной информации еще или  уже нет (приветствия при встрече  и прощании, обмен репликами о погоде  и т.п.);

метаязыковая - истолкование  языковых фактов (объяснение значения слова, термина и т.п.);  приставка  мета- (от греч. meta- “ вслед за”) обозначает здесь “нечто вторичное”: высказывания о я.  вторичны по сравнению с высказываниями о действительности;

 

-3-

эстетическая - эстетическое воздействие;

 

функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (нации, народности, социальной группе, возрастной группе профессии и т.п.).

 

Сущность языка

 

Понимание природы и  сущности я. предполагает ответ на по крайней мере два вопроса: 1) является ли я. явлением биологическим, психическим или социальным и 2) идеален язык  или материален?

 

Язык как биологические  явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д.  (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке

воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

 

Я. как психическое  явление, т.е. я.- феномен психический, возникающий  в результате деятельности индивидуального духа - божьего или человеческого (М.Мюллер, И.Германн, В.Гумбольдт:  “язык есть проявление духа народа; язык народа есть его дух и дух народа есть его язык”)  и др.). Если слово “дух” в данном случае синоним слова “сознание”, то можно сказать, что  я. выражает работу сознания. Но если бы я. отдельного человека  возникал как продукт его индивидуального сознания , то это приводило бы к появлению множества индивидуальных языков, либо, в случае вмешательства “духа народа” - к исчезновению различий между ними. Кроме того, считают некоторые ученые нельзя отождествлять сознание и я., т.к. сознание идеально, а я. материален.

 

Я. развивается только в  человеческом коллективе , только под влиянием речи окружающих человека людей. Я. непременное условие жизнедеятельности общества (прежде всего совместной трудовой деятельности, функционирования  институтов, развития культуры). Миф о вавилонское столпотворение..

Язык  явление социальное.

К. Маркс и Ф. Энгельс. “ Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми”.

Я есть  важнейшее средство общения, в этом его отличие от др. социальных явлений: литературы, искусства, науки, производства.

 

Язык как знаковая система

 

Единицами (элементами) я. служат знаки, простые и сложные: звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения, тексты.  Знак это любой  материальный носитель социальной  информации, то, что в сознании людей  заменяет тот или иной предмет и знаковая ситуация имеет место тогда, когда “что-то стоит вместо чего-то другого”.

 

Типы знаков:

1) знаки-признаки, непосредственно  связанные с предметом, симптомы

( желтые и красные листья на деревьях, ледяной узор на стекле); здесь нет ситуации общения: нет отправителя сообщения и нет адресата, для которого это сообщение предназначается;

 

2) знаки-сигналы, связанные  с предметом лишь договоренностью  (удар в гонг как призыв к  обеду, груда камней как обозначение места брода, программка на кресле в театре как знак того, что место занято) - это уже знаковая ситуация; здесь сообщение и адресат;

3) знаки символы, обозначающие (изображающие) часть предмета и  наше сознание “дорисовывает”  предмет в целом виде ( серп и молот - союз рабочих и крестьян, сплетенные руки - дружба, мир);

4) языковые знаки, которые  определяются как материально-идеальные  образования, репрезентирующие  предмет, свойство, отношение действительности;  в своей совокупности  З.Я. образуют особого рода знаковую систему - язык (объяснить, почему это материально-идеальные образования). Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией, являются знаковыми или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Семиотика (семиология) - наука, изучающая знаковые системы (от греч. sema - “знак”).

Я. как самая сложная  знаковая система и  его отличие  от искусственных знаковых систем:

1) это универсальная  знаковая система в отличие  от искусств. систем, имеющих очень узкую сферу применения;

2) знаки языка комбинируются  друг с другом ( в искусств. системах  они или вовсе не комбинируются,  или их комбинаторика строго  ограничена;

3) знаки я. способны  передавать огромное, в принципе, безграничное  количество содержаний, т.к. они способны сочетаться друг с другом и приобретать новые значения (многозначность я. знаков);

4) я. более сложная  знак. система, чем искусств. системы,  т.к. целостное сообщение весьма  редко передается одним целостным  языковым знаком (назывные, повелительные предложения); обычно высказывание передается более или менее сложной комбинацией знаков, т.е. яз.знак есть лишь клмпонент высказывания;

5) яз. знаки в свою очередь  м.б. простыми (морфема) и сложными (многоморфемные слова, устойчивые  сочетания -“железная дорога”, “копченая колбаса”; “пустые языковые знаки;

6) стихийность языка и вследствие  этого наличие “нерационального”  и “нелогичного” в нем (омонимы, Flying planes may be dangerous”, “мать любит  дочь”, абсолютные синонимы, языковая  избыточность (передачи олного и того же значения несколько раз:  Вчера мы ходили в кино ):

 

7) компонент эмоциональность в  значении яз. знака, передаваемые  интонацией, суффиксами эмоциональной  оценки, ругательства и ласковые  слова и т.д.).

 

 

 

Искусственные языки

 

И.Я. - знаковые системы, создаваемые  для использования в тех областях, где  применение естественного языка  неэффективно или невозможно. И.Я. различаются  по специализации или назначению , а также по степени сходства с естественным языком.

 

Н е с п е ц и а л и з и р о в а н н ы м языками общего назначения, которые в наибольшей степени сходны с естественными языками, являются международные языки.  “Интерлингвистика”,- изучение международных языков как средств межъязыкового общения.  База интерлингвистики  т е о р и я   л и н г в о п р о е к т и -р о в а н и я. ЕЕ основные направления: логическое (критика естественного языка, разработка т.наз. философских языков, предназначенных для замены  естественных языков как якобы несовершенных орудий мышления) и эмпирическое (упрощение естественного языка без попыток реформирования его  как средства мышления). В 17-20 вв. было создано ок. 1000 проектов таких языков, при этом создавались т.наз. априорные я. (независимые от естественного я.) и апостериорные  я. ( берущие материал из естественных я.) и смешанные.

 

Первый и.я., получивший реализацию в общении  (плановый я.)- волапюк (Шлейер, 1879, Германия). Это  я. смешанного типа: слова естественных я. в нем видоизменяются и их невозможно опознать, напр. англ.world > vol, speak > puk, отсюда volapuk (всемирный язык);  сложная грамматика синтетического характера - много именных и глагольных категорий. Практика доказала сложность использования таких систем в коммуникации и в конструированиии.я. возобладал апостерироный принцип -они стали создаваться на основе интернациональной лексики с грамматикой аналитического типа с максимальным сокращением грамматических категорий. Наиболее известный и упорядоченный я. такого типа - эсперанто (1887, Польша). Другие известные и.я. - идо, окциденталь, интерлингва, новиаль.

 

С п е ц и а  л и з и р о в а н  н ы е  и.я. это символические  языки  науки ( языки математики, химии, физики и др.) и языки человеко-машинного  общения (языки программирования: фортран, паскаль, алгола-60), языки управления базами данных, языки информационных систем и т.п.. Общий признак с.и.я. это формальный метод их описания (определения) путем задания алфлвита (словаря), правил образования и преобразования выражений (формул) и  семантики, т.е. способа содержательной интерпретации выражений. Начало создания таких я. - использование в Европе в 16 в. символов операций в математических выражениях; в 17 в. создан язык дифференциального и интегрального исчисления, в 19-20 вв.- язык математической логики. Развитие языков человеко-машинного общения началось в 40-х гг. 20 в. с появлением ЭВМ.

Информация о работе Лекции по "Введению в языкознание"