Лекции по "Введению в языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Введению в языкознание (1-ый курс).doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

Материальная  форма слова

Слово - это единство материальной (звуковой) и идеальной (смысловой) сторон. Поэтому следует познакомиться  и с материальной стороной слова, так  как без понимания того, как построена внешняя сторона слова невозможно понять многие явления фонетики, лексики (напрмер, значение) и грамматики (например, к какой части речи слово относится).

Слово членимо (это вам  известно со школы); оно членится на части, отражающие его смысловую структуру. Эти части - значимые части слова -  называются морфемами. Таким образом, каждое слово представляет собой последовательность морфем. Морфема   - это минимальная значимая часть слова, т.е. такая его часть, которая далее не м.б. разделена без потери присущего ей значения.

На каком основании  мы выделяем в словах те или иные морфемы?  Сопоставляя разные слова, например:

пере- пис-ыва - ть                       трав-ка                              болот-ист-ый

пере - прыг- ива-ть                     трав-яной                          травян-ист-ый

пере - сматр -ива -ть                  трав-ушка                           золот-ист-ый

можно сделать следующие  выводы:

1) морфемы выявляются  при сопоставлении одного слова с другим;

2) они выражают какое-то  значение;

3) значение морфемы  повторяется вместе с повторяемостью  морфемы в разных словах;

4) значение морфемы  далее не членится.

 

В отличие от деления  на слоги членение на морфемы  невозможно без учета значения всего слова и выделяемых частей, без учета наличия других слов, подтверждающих возможность выделения данной морфемы. Поэтому членение слова на морфемы м. менятся, если утрачивается, забывается значение частей слова, например:

утлый - “не имеющий дна”. Раньше здесь выделялась приставка у со значением отрицания ( сравните: у-богий, у-быток). Когда слово тьло “почва”,”основание”, исчезло из русского языка, исчезла и возможность выделять в данном слове приставку.

Характерная особенность  морфем - это их повторяемость. Очень редко морфема отмечается лишь в небольшой группе слов, напрмер морфема об: жалоба, злоба, учеба. Обычно одна и та же  морфема обнаруживается в десятках, а иногда и в сотнях слов, например окончание -ый, морфема -ств- в словах соседство, учительство, обстоятельство, авторство, упрямство и т.д.

Определение: таким образом, Морфема это наименьшая, т.е. далее  нечленимая , материально-смысловая  часть слова, выделяемая на основе сопоставления  слов друг с другом .

Это такая единица, в  которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы и того же рода. 

Функции морфемы: 1) при  их участии формируются и выражаются лексические значения слов,2) при  их участии образуются новые слова, 3)  при их участии выражаются и формируются грамматические значения слов, 4) при их участии слова изменяют свою грамматическую форму (склоняются, спрягаются, изменяются по родам, числам). Если слово и предложение это, соответственно, номинативная и коммуникативная единицы языка, то морфема это строевая единица.

Понятие  и термин “морфема”  предложено в 1881 году И.Л. Бодуэном де Куртене  как обобщение понятий  корень и аффикс.

Различные  понимания  морфемы: традиционное - это только строевая часть слова, мельчайшая значимая часть слова. Другой взгляд на морфему - Зеллинг Харрис выделяет прерывную (дистантную) морфему например  -us,  в латинском словосочетании fili-us bon-us “ хороший сын”. Это уже выход за пределы слова. Вандриес, Харрис, Хоккет считают возможным выделять так называемые надсловные, сверхсловные морфемы - порядок слов, интонацю, управление, согласование. Некоторые французские ученые употребляют термин “морфема” лишь по отношению к  служебным единицам (аффиксам и служебным словам), называя знаменательные морфемы (корни) “семантемами” (Ш.Балли).

Морфема это двусторонняя единица языка : она имеет план содержания, т.е. семантическую сторону (значение) и план выражения, т.е. фонетическую, звуковую сторону, например: в слове зима морфема -а в плане содержания  - это значение ж.р., ед. числа; в плане выражения - это звук, фонема - а. Для описания структуры морфемы введены термины «морфа»  (Хоккет) и «сема» (Скаличка).

Морфа - конкретный фонетический вариант морфемы: ход-ить - хож-у;  уд-ить - уж-у; гор-ец - гор-ц-а.

Это конкретная реализация морфемы в слове.

Сема - мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Морфемы м.б. моносемными (однозначными, т.е. передавать одно значение) и полисемными (многозначными, передавать несколько значений): пальто - морфема -о передает одно значение ср. рода; село - морфема -о передает значения ед. числа, ср. рода, им.падежа.

По кол-ву фонем морфемы  бывают однофонемными, двухфонемными  и трехфонемными; стена - а (1), стенной - ой (2), стенная - ая (3).

Нулевая морфема - морфема без морфы. Например, в русском языке признаком ед. числа. муж. рода является  для глаголов прошедшего времени отсутствие окончания на фоне его присутствия в формах глагола ж.и.ср. рода: ходил - ходил-а - ходило;  писал - писал-а - писал-о). Сл-но,  грамматическое значение среднего рода здесь выявляется парадигматически, при сопоставлении форм. Входящих в парадигму данного глагола; таким образом в глаголах писал, ходил и т.д. присутствует нулевая морфема - флексия. М.б. нулевые аффиксы: порывать - порвать, собирать-собрать; нулевые служебные слова: я был здесь - я буду здесь, но: я здесь.

Типы значений, передаваемые морфемами:

Вещественное значение - выражение отдельного самостоятельного понятия. Его носителем является корень: мысл-ь -  за-мысл-оватый - мышл-ение. Корень - общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное  гнездо. Основа - общая часть слов и словоформ, находящихся в непосредственной связи; это наибольшая общая часть нескольких грамматических видоизменений слова (падежных, родовых, личных,  временных и т.д. Основа имеет и грамматическое знаяение, т.е. общее значение, например, основы водн, жизн - имеют значение признака, основа бег, беж - значение действия.

Деривационное значение - уточнительное значение, значение уточняющее, конкретизирующее и одновременно дополняющее значение корня. Таким значением обладают аффиксы, точнее суффиксы и приставки: ходить - уходить - приходить - проходить; медведь - медвежонок;  бел-оват-ый  (слегка белый) и т.д.

Реляционное значение - (относительное) - выражает отношение к другим словам: ый в пригородный указывает на зависимость данного слова от существительного м.р. (поезд), -ая -  на сущ. ж.р.: (пригородная электричка).

2 и 3 значения выражаются  аффиксами; т.е. аффиксы это морфемы, не имеющие вещественное значение; они не м. Употребляться самостоятельно, без корня. Корень - это обязательная морфема, без корня слово не существует. Аффиксы - факультативные морфемы.

По функции в языке, т.е. по той роли, кот. аффиксы играют в развитии и использовании слов, они делятся на словообразовательные и формообразовательные (словоизменительные). Словообразовательные меняют лексическое значение слова и служат для образования новых слов: река-речной-заречный; дом-домишко и т.д. Формообразовательные не меняют лексическое значение и используются для образования форм одного и того же слова (словоформ): книга-книге-книгой и т.д.

 

Грамматика

 

Грамматика - (от греч. grammatike от gramma - буква, написание) - 1) правила изменения слов и построения предложений и в этом смысле “грамматика” это то же, что  термин “грамматический строй” и “грамматика языка”; 2) это наука, изучающая грамматический строй языка, существующие в нем способы и ср-ва построения и изменения слов и предложений в процессе образования речи.

Одна из главных особенностей грамматики языка это ее  абстрактность. Грамматика ищет и находит общее  в индивидуальном, одинаковое в разном , стандартное в изменчивом.

Грамматическое  значение

Отличие грамматического  значения от лексического: это общее, стандартное, одинаково принадлежащее целому классу слов или словесных форм, например, значение качество, предметности, процессуальности,  признака процесса и т.д., т.е. значения, характеризующие имя прилагательное, существительное, глагол, наречие. Или возьмем грамматические формы слов: 1) дорогу, реку, 2) карандашом, краской,

3) ходил, говорил и т.д. Они таже объединены неким общим значением: 1) предмет, обозначаемый данным  словом, подчинен другому предмету (вижу дорогу, реку), 2) орудие действия ( писал карандашом), 3) формы несовершенного вида обозначают неоднократность действия в прошлом.

Грамматические значения - это обобщение лексических значений и отвлечение от них. Это значит, что язык, развиваясь как средство общения, находит все новые и новые общие признаки в разных словах и различных лексических значениях слов. За общими смысловыми свойствами и признаками слов стоят, в конечном счете, общие свойства и признаки вещей и явлений, обозначенных этими словами.

Например, грамматическое деление слов на имена существительные, прилагательные и глаголы соответствует, в общем, тем предметам, признакам и действиям, которые человек выделяет в окружающем его мире. Разграничение  грамматического времени на настоящее, прошедшее и будущее и сама категория времени в грамматике соответствуют тому, что все в мире осуществляется для человека либо в настоящем, либо в прошлом, либо осуществится в будущем, т.е. во времени. Конечно, связь грамматических значений с реальностью не всегда так ясно просматривается; так, например, нам не совсем ясно, чему в реальном мире соответствует род имени существительного (озеро, река, пруд), при этом нужно заметить, что у слов с одним и тем же лексическим значением в разных языках значение рода может быть различным. В подобных случаях грамматические значения становятся формальными, формализованными, они указывают на принадлежность слова к определенному грамматическому классу и только. В этом смысле, а также и в том, что грамматические значения это наиболее общие,  стандартные, одинаково принадлежащие целому классу слов мы можем говорить о грамматической абстракции. Слова “мать, дочь” это разные слова с точки зрения зрения их значения, но для грамматики, которая лишена конкретности, эти слова - одно и то же, т.к. грамматика имеет дело не со конкретными словами, а с лексемами, т.е. словами в совокупности всех их  конкретных грамматических форм. С этой точки зрения слова железо, топор, стол - это одно и то же, т.к.  у них одни и те же парадигмы ( одна и та же совокупность всех форм словоизменений). Точно также и на уровне предложения грамматика абстрагируется от конкретного лексического значения входящего в предложения слов: в одинаково построенном предложении можно заменить одно слово другим и грамматика этого предложения, его грамматический строй не изменится: Я иду по улице  ( Он шел по лугу, Они бежали по полю и т.д.).

 

Грамматическая  категория

Лексические значения выражаются совокупностью морфем, образующих основу слова ( и при косвенном участии  формообразующих аффиксов). Грамматические значения, наоборот, выражаются формообразующими аффиксами ( при косвенном участии основ) и другими способами. Когда мы говорим о слове, то имеем в виду , прежде всего, языковое единство лексического значения и средств его выражения. Подобно этому, грамматическое значения всегда существует в единстве со своими материальными показателями. Наука о языке имеет специальный термин для обозначения единства грамматического значения и его формальных показателей - “грамматическая категория”.

Определение: грамматическая категория - это реальное языковое единство грамматического значения и средств  его материального выражения. (Лингвистический  словарь: это система противопоставленных  друг другу рядов грамматических форм с однородным значеним, т.к. каждая грамматическая форма существует в языке не сама по себе, а обязательно вместе с другими формами, которым она противопоставлена по значению. Например, не может быть формы единственного числа без формы множественного. ). Например, если мы говорим “категория времени”, то должны имет в виду грамматические значения времени и выражающие эти значения грамматическое показатели, например:

I am reading - настоящее продолженное  время

1) Значение: действие, совершающееся  в момент речи о нем;

2) показатели - глагол to be в настоящем времени и окончение - ing.

Грамматические категории, как и грамматические значения имеют  отвлеченный, абстрактный характер. Каждая из них обобщает многие слова, “находя” и выделяя в них одинаковые смысловые и формальные стороны  и признаки. Например, в русском языке категория родительного падежа обобщает все имена существительные, выделяет в них грамматическое значение части целого, определительное значение, значение действующего лица (угол дома,  речь писателя) и т.д.

Грамматические категории отличаются друг от друга не только в разных языках, но и в одном и том же языке. Они неоднородны и разнообразны. Можно выделить следующие типы грамматических категорий:

1. Гр. категории слов. Это части речи, категория рода.  Они объединяют и по какому-либо признаку  отождествляют большие ряды слов.

2. Гр. категории словесных  форм. Это падежные формы, формы  времени, лица, падежа и т.д.  Чтобы яснее представить различие  этих двух гр. категорий, можно   сравнить род имен существительных  и род имен прилагательных. У существительных эта категория неизменна, закреплена за словом, у имен существительных она определяется значением категории рода того существительного, от которого зависит прилагательное.

3. Гр. категории  словесных  позиций. ..... различные знаменательные слова, занимающие одно и то же место (позицию) в предложении (высказывании), то, что обозначается в структуре предложения термином “член предложения”. То есть, те общие различия отношений между словами, которые стандартно повторяются во множестве высказываний. Например, подлежащее - это  не то или иное конкретное слово, а “позиция”, т.е. одно из типовых отношений между словами, составляющих предложение. Подлежащее, например, занимает такую позицию в предложении, которая свидетельствует о его грамматической независимости;  кроме того, оно указывает на что-то такое, что мы склонны  воспринимать как предмет: Знание - сила; Мальчик бежит в школу. Дополнение занимает грамматическую зависиму. позицию в предложении и тоже указывает на что-то такое, что м. восприниматься как предмет. К числу грамматичесих категорий словесных позиций  относятся не только члены предложения, но и явления, не входящие в его структуру, такие как обосбление, обращение, вводные члены предложения.

Информация о работе Лекции по "Введению в языкознание"