Лекции по "Введению в языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Введению в языкознание (1-ый курс).doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основные понятия  языкознания

 

Язык и речь

 

Фактическое разграничение  этих понятий без специального разъяснения  и описания этого разграничения (В.Гумбольдт,  Потебня Ал.Аф., Фортунатов Фил.Фед., И.А. Бодуэн де Куртенэ и др.).

Эти понятия часто  путают, хотя ясно, что физиологи  имеют дело только с речью, в педагогике  м. говорить об обогащении и развитии речи, в медицине - о дефектах речи, и во всех этих случаях нельзя “речь” заменить на “язык”, т.к. здесь имеется в виду психофизиологический процесс, но вот в литературоведении, например, говорят “язык Пушкина”.

Разграничение я. и р. на лингвистической основе гораздо  сложнее.

В.Гумбольдт: “Язык как  масса всего произведенного речью  не одно и то же, что самая речь в устах народа”.

Ф.де Сосюр (Швейцария. 1857-1913) (“Курс общей лингвистики”):

“Изучение яз. деятельности распадается  на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое  от индивида ...другая - второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение”. (О речевой деятельности: 1) один из трех аспектов языка наряду с “языковой системой”, и речью;  “языковой материал”, включающий  сумму отдельных актов говорения и понимания  (Л.В.Щерба); 2) вид деятельности (наряду с трудовой, игровой, познавательной и т.д.) (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев; в этом понимании термин “Р.д.” употребляется с середины 60 гг. 20 в. Согласно этой концепции Р.д., как и другие виды деятельности,  психологически организована, т.е., с одной стороны характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером (эвристика - совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскании истины), с другой  - состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль): Р.д. м. выступать как самостоятельный вид деятельности, имеющий цель, подчиненную цели деятельности, или же Р.д. м. иметь форму речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность).

“Оба эти предмета тесно связаны  между собой ... я. необходим, чтобы  речь была понята и производила свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку”.

Язык по Сосюру это целостная  система знаков, в которой каждый элемент определяется всеми остальными.В  этой системе знаков единственно  существенным является соединение смысла с акустическим образом. Сосюр подчеркивал социальную сущность я.:  “... он есть социальный элемент речевой деятельности..., внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни  его изменять”.

Речь это индивидуальный акт  воли и понимания; р. индивидуальна  и конкретна, она полна случайных, несущественных особенностей; я. же это абстракция, это “система чисто лингвистических отношений”. поэтому, считал С., лингвистика  должна заниматься только изучением  я., а р. - это объект нелингвистических наук. Разделяя я. и р. мы тем самым отделяем:

-7-

 

 

1) социальное от индивидуального,

2) существенное от побочного  и более или менее случайного.

 

Это краткое, схематичное изложение  основных идей Ф.де Сосюра, а наблюдения за процессом общения людей при  помощи языка свидетельствуют о том, что люди в различных  жизненных ситуациях и положениях по-разному используют одни и те же единицы языка: слова (идти, конечно, сад и т.п.),  модели предложений (например, P + S +O : Он читает книгу, я ем мороженое и т.д.), различные правила спряжений глаголов, изменений имен существительных по падежам, имен прилагательных по степеням сравнения и т.д.  На основании этого можно сказать, что я. это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний и настроений. Если бы единицы языка были постоянно “привязаны” к одним и тем же  определенным понятиям, предметам и чувствам, они не были бы универсальными орудиями общения, способными выражать любые идеи и чувства.

 

Если я. есть исторически  сложившийся сложный знаковый механизм общения, то р. есть последовательность знаков я., построенная по его законам, из его “материала” (единиц ) и в  соответствии с требованиями выражаемого  конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, желаний, воли и т.д.  Р. есть я. в действии, в процессе применения для выражения конкретного содержания. Общее (язык) и частное (речь) едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения,  мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным  содержанием, мы называем речью. Средства общения в потенции - это я. Те же средства в действии - это р. Общее (я.) выражается и осуществляется в частном (р). Отдельное, частное (р) - это одна из многих конкретных форм общего (я.)

 

Р. это производство конкретных высказываний, кот. м.б. по-разному зафиксированы (в письменной форме, магнитофонной  записью). Я. - это те правила,  по кот. единицы языка используются как готовые, т.е.  воспроизводятся. Я. это то, что существует в коллективной памяти носителей языка, это совокупность слов и система правил, по которым из слов строятся высказывания, т.е. это инвентарь языковых средств и грамматика. Р. это конкретное, ситуативное проявление языка, его использование в актах общения.. Р. это и устная,  и письменная, и внутренняя речь (т.е. мышление с помощью языковых средств без проговаривания). Р. это и сам процесс говорения (речевая деятельность) и его конкретный результат (речевые произведения), фиксируемые памятью или письмом. Если я. есть орудие общения, то р. - это производимый этим орудием вид общения.

 

Р. конкретна и индивидуальна, я. же потенциален;

Р. развертывается во времени  и пространстве, я. же отвлечен от этих параметров;

Р. материальна, я. включает в себя абстрактные аналоги единиц речи;

Р. активна и динамична, система я. в большей мере пассивна и статична;

Р. подвижна, я. относительно стабилен;

Р. линейна, я же имеет  уровневую организацию;

 

 

Р. стремится к объединению  слов в речевом потоке, я. же стремится  сохранить их раздельность;

Р. есть последовательность слов, я.  же вносит в нее иерархические  отношения; р. субъективна, являясь  видом свободной творческой деятельности индивида, я. достояние пользующегося данным языком коллектива,  он объективен по отношению к индивиду;

Р. бесконечна, система  я. конечна;

Р. отражает опыт индивидуума, я. же фиксирует опыт коллектива, “картину мира”, говорящего на нем народа;

Р. контекстно и ситуативно обусловлена, я. же независим от обстановки общения;

Р. вариативна, я. же в каждый период своего развития инвариантен;

Р. отнесена к объектам действительности и м. рассматриваться с т. зр. истинности или ложности, к я. оценка истинности неприменима;

Р. допускает элементы случайного и неупорядоченного в отличие от я., образуемого регулярными чертами своих единиц и отношений между ними.

 

Свойства Р., относящиеся к характеру  протекания р.д.: темп, продолжительность  речи, тембр, степень громкости, акцент, артикуляционная четкость. К р. применимы эстетические (стилистические: красочная, яркая, выразительная/невыразительная, ) и этические (нормативные: грубая, вежливая, фамильярная, почтительная) оценки.  Важный признак р. ее индивидуальный характер (В.фон Гумбольдт “Каждый индивид употребляет я. для выражения  именно своей  неповторимой самобытности”). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.

 

Если я. это абстракция, система  чисто лингвистических отношений, если это то, что существует в  сознании носителей языка, то как мы можем говорить о подлинном существовании языка? Очевидно мы можем говорить об этом лишь потому, что мы им пользуемся. А если мы пользуемся я.зыком, значит он функционирует. Функционирует же я. в речи, в высказываниях, в р е ч е в ы х   а к т а х.

 

Р.а. это двустороний процесс - производство речи (говорение) и восприятие (слуховое) и понимание речи слушающим. При  письменном общении р.а. состоит  из писания и чтения. Р.а. это проявление речевой деятельности. Результатом  р.а. является т е к с т.  Это не обязательно зафиксированный текст ( письменный или записанный на магнитофонную пленку), это так называемое “речевое произведение” любой протяженности. Объяснить, почему оно м.б. правильно понято адресатом ( известные ему языковые единицы, построение  по известным ему правилам соединения их в осмысленное целое). Система единиц языка называется его  и н в е н т а р е м, система правил создания/порождения из них осмысленных высказываний называется    г р а м -

м а т и к о й.

Др. определение р.а.: это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии  с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения ( это говорит о том, что речь рассматривается в контексте жизни и деятельности человека, что исследователи так понимающие р.а. исходят из того, что “речи...суть действия, происходящие между 

 

-9-

 

людьми” (Гегель). В Р.а. участвуют  говорящий (отправитель речи) и адресат (получатель речи), выступающие как  носители определенных согласованных между собой социальных ролей, или функций. Участники Р.а. обладают фоном общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав Р.а. входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание. По Дж. Остину (создал основы теории Р.а., “How to do things with words”, 1962) выполнить Р.а. значит: произнести  членораздельные звуки, принадлежащие общепонятному языковому коду, построить высказывания из слов данного языка по правилам его грамматики; соотнести его с действительностью, выразить коммуникативную цель и воздействовать на сознание или поведение адресата, создать новую ситуацию (напр., объявление войны).

 

                                         

                                        Взаимоотношения Я. и Р.:

 

 


                  Речь                                                                      Язык


(речевая деятельность )                                               (языковая система)  

 

акты                             акты                                       инвентарь + грамматика

говорения                    понимания                          (система           (система

                                                                                  единиц)            правил)



                     тексты

              (высказывания) 

 

 

 

 

 

Синхрония и  диахрония

 

 

О теоретических основах  описания Я.  в данную эпоху (Фил.Фед.Фортунатов, И.А.Бодуэн де Куртенэ):  Ф.Фортунатов разработал описательную лингвистику, Бодуэн де Куртенэ разделял лингвистику на статическую (описательную) и динамическую (историческую); он различал в фонетике и грамматике явления сосуществования и последования. Фю д. Сосюр: “... в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту  Я.. есть и живая действительность и продукт прошлого”. Отсюда возникает идея синхронии и диахронии.

С. это как-бы горизонтальный срез Я., т.е. его состояние в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов: лексических, фонетических, грамматических, которые обладают ценностью, или значимостью, независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого - системы.

Д. это путь во времени, кот. проделывает каждый элемент Я. в отдельности, видоизменяясь в истории.

Термины “Д.” и  “С.”  употребляются также и как  методы изучения Я.

 

С. это изучение отношений  между единицами Я. в одну определенную эпоху. Д. это изучение процессов, исторически присущих Я.

 

Иллюстрация: Русский Я.: процесс изменения конечных зв. согласных в глухие

(12 - 14 вв.). Падение редуцированных  гласных  Ъ (о) и Ь (е) (гласные неполного образования) привело к тому, что впервые в русск. я. на конце слов оказались звонкие согласные: было плодъ, рогъ  стало плод, рог ( до этого как правило слоги в русск. я. были открытыми). Вначале конечные зв. согласные произносились звонко, но постепенно шел процесс оглушения, кот. стал нормой русск. я.  Это процесс, имевший место на определенной стадии развития русск. я., это диахрония. Если сравнить с  парами слов современного русск. я.: роза - много роз, раз - много раз  или влезу -влез, то здесь оглушение зв. согласных на конце слов уже норма русск. я., здесь уже нет процесса, а есть определенное отношение, это современное состояние я., то, что ему присуще сейчас,   это синхрония.

 

Практически сихронический  аспект важнее диахронического, т.е. для  пользующегося языком важна только сиюминутная реальность, то, каков  я. сейчас. Все говорящие на данном я. находятся в сфере С. и им нет дела до исторической грамматики, фонетики или истории слов. Ф. де Сосюр выдвинул тезис об абсолютной противопоставленности этих двух принципов, но большинство лингвистов это положение  отвергали, говоря о невозможности  адекватной характеристики синхронной системы языка без обращения к ее истории. Ал. Ив. Смирницкий писал: “Изменение любой единицы происходит не как изменение  изолированной единицы, не как изолированного факта, а как части системы. Сл-но, линия синхронии, т.е. одновременно существующей системы не может не приниматься во внимание при изучении изменений я., т.е. при диахроническом изучении”. Иллюстрация: в 13 в. редуцированные Ъ и Ь, исчезнув в одних случаях и првратившись в О и Е в других,  утратились как фонемы. Число фонем русск. я. сократилось на две. И, поскольку я. это система, это изменение  вызвало прежде всего изменения в фонетической системе русск. я. и в других его системах:

Информация о работе Лекции по "Введению в языкознание"