Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат
Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).
1) изменился характер слога - появились закрытие слоги:
было: пло-дъ стало плод
гла-зъ-къ стало гла-зок;
2) зв. сог., оказавшись на конце слов, стали глухими;
3) изменения в области морфологии: появились окончания нового типа, т.е. нулевые окончания:
было: стол-ъ - стол-а - стол-у
стало: стол - стол-а -стол-у; рыб-ы - рыб;
4) возникли чередования О и Е с нулем звука:
было: сън-ъ - сън-а
стало: сон - сна.
Т.е. падение редуцированных гласных не было изолированным процессом и оно должно изучаться и по линии синхронии. Я. следует изучать как систему не только в
его настоящем , но и в его прошлом, изучать его явления и в связи друг с другом и в развитии одновременно.
Синтагматика и парадигматика
Синтагматические, парадигматические,
а также ассоциативные и гипони
П.о. это те отношения, кот. объединяют единицы языка в группы, разряды, категории.На парадигматич. отношения опираются, например, система гласных, система согласных, система склонения, синонимические, антонимические отношения и т.д. В широком смысле парадигма это любой класс языковых единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации. Синтагматич. отношения это те отношения, кот. объединяют единицы языка в их одновременной последовательности при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте. Такое противопоставление парадигм. и синтагматич. отношений восходит к Ф. де Сосюру, кот. считал, что яз. система строится на двух главных типах отношений, соответствующих разным формам умственной деятельности человека (членению целого на части и группировке элементов языка на основе их ассоциативного сходства ( Луи Ельмслев - парадигматич. отношения)) и проявляющихся в двух разных сферах языка: непосредственно наблюдаемой и непосредственно не наблюдаемой. Если синтагматич. отношения характеризуют строение языковой последовательности любого уровня и ими определяется комбинаторика более крупных единиц из более мелких, то парадигматич. отношения характериэуют строение любых группировок или классов, выделенных в языке по принципу формальной или семантической общности их членов и в то же время противопоставленных друг другу по одному из этих оснований. При использовании языка п.о. позволяют выбрать нужную единицу; наличие синтаг. о позволяет одновременно использовать две и более единицы языка.
Иллюстрация: “дорогу” (вин.п., ед. число) ассоциируется у нас , вызывает в памяти, с одной стороны, др. формы данного слова (“дороге”, “дороги”, “дорогами” и т.д.); с др. стороны - близкие по значению слова (синонимы): “путь”, “тропа”, “стезя”. Формы слова “дорога” образуют парадигму его склонения, т.е. ряд, включающий все формы склонения этого слова. Одновременно слово “дорога” и его синонимы образуют лексическую парадигму, т.е. стилистическую группу слов, объединенных общим значением, кот. в данном случае м.б. выражено словом “дорога”. С др. стороны, форма “дорогу” м. сочетаться с глаголами, прилагательными, существительными: “вижу, перехожу дорогу”, “лесная, широкая дорога”, “ дорога полем” и т.д. Эти сочетания построены на отношениях одновременной последовательности в потоке речи или в тексте, т.е. на отношениях синтагматических.
Напомнить об этимологии этих терминов.
Парадигма - от др.-греч. paradeigma “пример, образец, модель”; синтагма - от др.-греч. syntagma “вместе построенное, составленное”.
Парадигму иногда определяют как совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций, например:
я иду
ты идешь только определенное положение, т.е. позицию,
он идет
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм глагола. Современное языкознание распространило это понятие на др. единицы языка (парадигмы звуков, предложений и т.п.).
В строку - синтагма.
В столбик - парадигма.
Фонетика
Вступительные замечания
Фонетика ( от греч. phonetikos - звуковой, голосовой) - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедческих дисциплин Ф. изучает не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Совр. Ф. выделяет след. аспекты звков речи: функциональный, лингвистический (самый главный). т.е. Ф. изучает звуки речи с т.зр. их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения; биологический, т.е. Ф. изучает работу, производимую человеком при их произнесении (т.е. артикуляцию) и восприятии и физический, т.е.Ф. изучает акустические признаки звуков речи. Ф. связана с такими нелингвистическими дисциплинами как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи и акустика речи. Как и языкознан. в целом Ф. связана с психологией, т.к. речевая деятельность является частью психич. деятельности человека.
Ф. подразделяют на собственно фонетику и и фонологию. Фонология рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего невозможно общение, т.е. изучает тот аспект звуков речи, кот. называется функциональным, социальным, кот. делает возможным осуществление коммуникативной функции языка.
О б щ а я и
ч а с т н а я Ф. Общая
Ф. изучает общие условия
создаваемые речевым аппаратом человека - переднеязычные, щелевые, смычные,кликсы и т.д.), анализирует их акустические признаки (глухие, звонкие, сонорные, назальные и т.д.), строятся универсальные классификации звуков речи (гласные и согласные) на основе артикуляционных и акустических признаков и на основе их роли в осуществлении ком. функции языка. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния соседних звуков друг на друга (ассимиляция, аккомодация), природу слога, факторы, влияющие на слогоделение, фонетическую организацию слова (например, сингармонизм и ударение), составные элементы интонации ( темп, тембр, паузы, высоту основного тона голоса, его силу, длительность и т.д. Частная Ф. рассматривает все указанные проблемы применительно к тому или иному конкретному языку. Частная Ф. м.б. описательной (синхронной) и исторической (диахронической).
В Ф. широко применяются экспериментальные методы (инструментальные, т.к. используются различные приборы). Рентгенография, позволяющая увидеть положение органов речи, осциллография, позволяющая определить длительность, высоту и интенсивность звуков и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. Кроме того, применяются различные методы и инструменты для изучения восприятия тех или иных звуковых явлений. В 80-е годы в Ф. стали применятся ЭВМ.
Ф. имеет прикладное значение в разных областях: для упорядочивания и рационализации письма (графики и орфографии - зв. и гл. согласные в русск. языке), для обучения правильному произношению, особенно неродного языка, для диагностики и коррекции дефнктов речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для проверки средств связи, для повышения их эффективности и, также, для автоматического распознавания речи.
Начало изучения механизма оюбразования звуков речи относится к 17 веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых. Изучение звуков как языковых единиц впервые представлено в работах Эдуарда Зиверса, Вклад М.Граммона, Г.Суита, О.Есперсона, И.А.Бодуэн де Куртенэ и Л.В.Щерба (учение о фонеме).
Понятие о фонеме
Еще в 19 веке практики-языковеды столкнулись с необходимостью выделения в многообразии слышимых звуков данного языка огранич. количества о с н о в н ы х звуков. Петр Карлович Услар: Звуки языка м.б. двоякого рода: одни звуки звучат и различают смысл (звукокачества); другие звуки звучат, произносятся, но смысла не различают (звукоколичества). Число звукокачеств в одном и том же языке никогда не бывает значительным, каждое звукокачество д.б. выражено особым знаком, буквой. Но каждое звукокачество м.б. произведено с различной степенью напряжения, таковых степеней напряжений звкоколичеств можно предположить для каждого звукокачества бесчисленное множество. Звукоколичество изменяется под влиянием соседних звуков, места ударения и пр.
Например, сова - сов; с отцом, с братом, с шурином, с женой, с чадом.
Т.е. за одними и теми же буквами в разных словах или в разных формах одного и того же слова часто скрываются разные звуки. Отсюда вывод: наши буквы обозначают не звуки, а некие множества звуков. Эти множества звуков, на письме обозначаемые одной буквой, называются фонемами.
На реальное противоречие между сравнительно небольшим количеством звуков, обозначаемых на письме буквами, и практически бесчисленным количеством звуков, которые можно услышать в речи, обращали внимание также и И.А. Бодуэн де Куртенэ и Л.В.Щерба. Л.В.Щерба писал: “ ... в живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их ф о н е м а м и”.
Пояснить, как возникает это множество разнообразных звуков живой речи (изменение акустических свойств звуков: тембра, силы, высоты, длительности). При этом все варианты произношения ударного звука в слове вода, например, не мешают нам узнавать его в речи, отличать его от других слов. Это значит, что при всех физических различиях ударный звук в слове вода остается тем же самым, т.е основным звуком языка, звукотипом (фонемой), очевидно, потому, что его какие-то существенные признаки остаются неизменными..
При этом изменение одних физических свойств звука не меняет его различительной способности ( как бы не произносить гласные в слове нора, мы все равно узнаем это слово; если же, например, в слове был заменить последний согласный на парный ему мягкий, это скажется на узнавании слова: мы услышим не форму прошедшего времени глагола быть, а имя существительное быль.
Таким образом получается, что каждый звук, являясь минимальной единицей языка (т.е. далее нечленимой единицей), в то же время представляет собой не простейшее, а сложное явление и состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, т.е. вне его. Например, звук [д] это твердый, звонкий, взрывной, чистый (отсутствует назальность), переднеязычный и неогубленный звук; или, например, фонема [о] - это гласный заднего ряда, среднего подъема, чистый, неогубленный.
Уже сама терминология говорит
о том, что это акустико-
н ы й признак.
Интегральным признакам
р е н ц и а л ь н ы е или различительные. Эти признаки обозначают акустико-артикуляционные признаки фонем, которые воспринимаются говорящим, отличают фонемы друг от друга и способствуют распознаванию слов и морфем. Это, например, долгота гласных звуков в английском языке:
scene - sin, read - rid,
закрытое [е ] и открытое [ ] во французском языке:
fee “фея” - fait “факт”, pre ”луг” - pret “готовый”;
твердость и мягкость согласных в русском языке:
был - биль, пыд - пыль.
Таким образом, фонема предстает как сложная звуковая единица, совокупность различных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в речевой действительности ( т.е. по-разному воспринимаются и по-разному способствуют различению слов).
Понятия “фонема” и “звук речи” не совпадают: ф. м. состоять только из одного звука (например, три фонемы в словах дом, зал); из двух звуков ( fly, boy), из трех звуков (power, hour), две фонемы могут слиться в один звук (сшить, с женой, детский ); звучание фонемы м. доходить до нуля ( честный, праздник, сутолока - второе [ о ] ).
Кроме того, фонема это не всякий звук речи, а только такой, кот. типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов. Так, например, в русском языке встречаются редуцированные звуки в сверхслабой безударной позиции, например: [мълÙко], [съдÙвот]. Однако гласный , изображаемый в транскрипции знаком [ъ], не является фонемой русского языка; это всего лишь позиционный вариант фонемы [о].