Лекции по "Введению в языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Введению в языкознание (1-ый курс).doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

1) изменился характер  слога - появились закрытие слоги:

было: пло-дъ     стало   плод

          гла-зъ-къ   стало   гла-зок;

 

2) зв. сог., оказавшись  на конце слов, стали глухими;

 

3) изменения в области  морфологии: появились окончания  нового типа, т.е. нулевые окончания:

было:       стол-ъ  -  стол-а  -  стол-у

стало:       стол  -  стол-а   -стол-у;  рыб-ы   -  рыб;

 

4) возникли чередования  О и Е с нулем   звука:

было:  сън-ъ   -   сън-а

стало:  сон     -   сна.

 

Т.е. падение редуцированных гласных не было изолированным процессом  и оно должно изучаться и по линии синхронии. Я. следует изучать как систему не только в

его настоящем , но и в  его прошлом,  изучать его явления  и в связи  друг с другом   и в развитии одновременно.

 

Синтагматика  и парадигматика

 

Синтагматические, парадигматические, а также ассоциативные и гипонимические (иерархические) отношения - это все языковые отношения, т.е. взаимосвязи, которые обнаруживаются  между ярусами и категориями языка, между единицами языка и их частями.

 

П.о. это те отношения, кот. объединяют единицы языка в  группы, разряды, категории.На парадигматич. отношения опираются, например, система гласных, система согласных, система склонения, синонимические, антонимические отношения и т.д. В широком смысле  парадигма это любой класс языковых единиц, противопоставленных  друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации. Синтагматич. отношения это те отношения, кот. объединяют единицы языка в их одновременной последовательности при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте. Такое противопоставление  парадигм. и синтагматич. отношений восходит к Ф. де Сосюру, кот. считал, что яз. система строится на двух главных типах отношений, соответствующих разным формам умственной деятельности человека (членению целого на части и группировке элементов языка на основе их ассоциативного сходства ( Луи Ельмслев - парадигматич. отношения)) и проявляющихся в двух разных сферах языка: непосредственно наблюдаемой и непосредственно не наблюдаемой. Если синтагматич. отношения характеризуют строение  языковой последовательности любого уровня и ими определяется комбинаторика  более крупных единиц из более мелких, то парадигматич. отношения  характериэуют  строение любых группировок или классов, выделенных в языке по принципу формальной или семантической общности их членов и в то же время противопоставленных друг другу по одному из этих оснований. При использовании языка п.о. позволяют выбрать нужную единицу;  наличие синтаг. о позволяет одновременно использовать две и более единицы языка.

Иллюстрация: “дорогу” (вин.п., ед. число) ассоциируется у нас , вызывает в памяти, с одной стороны, др. формы данного слова (“дороге”, “дороги”, “дорогами” и т.д.); с др. стороны - близкие по значению слова (синонимы): “путь”, “тропа”, “стезя”. Формы слова “дорога” образуют  парадигму его склонения, т.е. ряд, включающий все формы склонения этого слова. Одновременно слово “дорога” и его синонимы образуют лексическую парадигму, т.е. стилистическую группу слов, объединенных общим значением, кот. в данном случае м.б. выражено словом “дорога”. С др. стороны, форма “дорогу” м. сочетаться с глаголами, прилагательными, существительными: “вижу, перехожу дорогу”, “лесная, широкая дорога”, “ дорога полем” и т.д. Эти сочетания построены на  отношениях одновременной последовательности в потоке речи или в тексте, т.е. на отношениях синтагматических.

Напомнить об этимологии этих терминов.

 

Парадигма - от др.-греч. paradeigma “пример, образец, модель”; синтагма - от др.-греч. syntagma  “вместе построенное, составленное”.

 

Парадигму иногда определяют как совокупность единиц, которые  меняются в зависимости от позиций, например:

 

я иду                                                  Здесь формы  “иду, идешь, идет” могут занимать 

ты идешь                                         только определенное положение, т.е. позицию,

он идет                                            после “я”,  после “ты”, после “он” и т.д. В одной 

                                                          позиции, при одном подлежащем они невозможны.

 

Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или  личных форм  глагола. Современное  языкознание распространило это  понятие на др. единицы языка (парадигмы  звуков, предложений и т.п.).

 

В строку  -  синтагма.

В столбик - парадигма.

 

 

 

Фонетика

 

Вступительные замечания

 

Фонетика  ( от греч. phonetikos - звуковой, голосовой) - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедческих дисциплин Ф. изучает не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, акустическую характеристику  звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Совр. Ф. выделяет  след. аспекты звков речи: функциональный, лингвистический (самый главный). т.е. Ф. изучает звуки речи с т.зр. их использования  в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения; биологический, т.е. Ф. изучает работу, производимую человеком  при их произнесении (т.е. артикуляцию) и восприятии и физический, т.е.Ф. изучает   акустические признаки звуков речи. Ф. связана с такими нелингвистическими дисциплинами как анатомия и физиология  речеобразования и восприятия речи и акустика  речи. Как и языкознан. в целом Ф. связана с психологией, т.к. речевая деятельность является частью психич. деятельности человека.

 

Ф. подразделяют на собственно фонетику и и фонологию. Фонология  рассматривает звуковые явления  как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений  в материальную звуковую форму, без  чего невозможно общение, т.е. изучает тот аспект звуков речи, кот. называется функциональным, социальным, кот. делает возможным осуществление  коммуникативной функции языка.

 

 

О б щ а я  и  ч а с т н а я  Ф. Общая  Ф. изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей речевого аппарата человека (т.е. выявляются типы        звуков,

создаваемые речевым  аппаратом человека -  переднеязычные, щелевые, смычные,кликсы и т.д.), анализирует  их акустические признаки (глухие, звонкие, сонорные, назальные и т.д.), строятся  универсальные классификации звуков речи (гласные и согласные) на основе артикуляционных и акустических признаков и на основе их роли в осуществлении ком. функции языка. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния соседних звуков друг на друга (ассимиляция, аккомодация), природу слога, факторы, влияющие на слогоделение, фонетическую организацию слова (например, сингармонизм и ударение),  составные элементы интонации ( темп, тембр, паузы, высоту основного тона голоса, его силу, длительность и т.д. Частная  Ф. рассматривает все указанные проблемы применительно к  тому или иному конкретному языку. Частная Ф. м.б. описательной (синхронной) и исторической (диахронической).

 

В Ф. широко применяются  экспериментальные методы (инструментальные, т.к. используются различные приборы). Рентгенография, позволяющая увидеть положение  органов речи, осциллография, позволяющая определить длительность, высоту и интенсивность звуков и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. Кроме того, применяются различные методы и инструменты для изучения восприятия тех или иных звуковых явлений. В 80-е годы в Ф. стали применятся ЭВМ.

 

Ф. имеет прикладное значение в разных областях: для упорядочивания и рационализации письма (графики  и орфографии  - зв. и гл. согласные в русск. языке), для обучения правильному произношению, особенно неродного языка, для диагностики и коррекции дефнктов речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для проверки средств связи, для повышения их эффективности и, также, для автоматического распознавания речи.

 

Начало изучения механизма  оюбразования звуков речи относится  к 17 веку; оно было вызвано потребностями  обучения глухонемых. Изучение звуков как языковых единиц впервые представлено в работах Эдуарда Зиверса, Вклад М.Граммона, Г.Суита, О.Есперсона, И.А.Бодуэн де Куртенэ и Л.В.Щерба (учение о фонеме).

 

 

Понятие о фонеме

 

Еще в 19 веке  практики-языковеды  столкнулись с необходимостью выделения  в  многообразии слышимых звуков данного  языка огранич. количества о с  н о в н ы х  звуков. Петр Карлович Услар: Звуки языка м.б. двоякого рода: одни  звуки звучат и различают смысл (звукокачества); другие звуки звучат, произносятся, но смысла не различают (звукоколичества). Число звукокачеств в одном и том же языке никогда не бывает значительным, каждое звукокачество д.б. выражено особым знаком, буквой. Но каждое звукокачество м.б. произведено с различной степенью напряжения, таковых степеней напряжений звкоколичеств можно предположить для каждого звукокачества  бесчисленное множество. Звукоколичество изменяется под влиянием соседних звуков, места ударения и пр.

Например, сова - сов;      с отцом, с братом, с шурином, с женой, с чадом.

 

Т.е. за одними и теми же буквами  в разных словах или в  разных формах одного и того же слова  часто скрываются разные звуки. Отсюда вывод: наши буквы обозначают не звуки, а некие множества звуков. Эти множества звуков, на письме обозначаемые одной буквой, называются фонемами.

На реальное противоречие  между  сравнительно небольшим количеством  звуков, обозначаемых на письме буквами, и  практически бесчисленным количеством звуков, которые можно услышать в речи, обращали внимание также и  И.А. Бодуэн де Куртенэ и Л.В.Щерба. Л.В.Щерба писал: “ ... в живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно  небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целям  человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их   ф о н е м а м и”.

Пояснить, как возникает  это множество разнообразных  звуков живой речи (изменение акустических свойств звуков: тембра, силы, высоты, длительности). При этом все варианты произношения ударного звука в слове вода, например, не мешают нам узнавать его в речи, отличать его от других слов. Это значит, что при всех физических различиях ударный звук в слове вода остается тем же самым, т.е основным звуком языка, звукотипом  (фонемой), очевидно, потому, что его какие-то существенные признаки остаются неизменными..

При этом изменение одних  физических свойств звука  не меняет его различительной способности  ( как бы не произносить гласные  в слове нора, мы все равно узнаем это слово; если же, например, в слове был заменить последний согласный на парный ему мягкий, это скажется на узнавании слова: мы услышим не форму прошедшего времени глагола быть, а имя существительное быль.

Таким образом получается, что  каждый звук, являясь  минимальной  единицей языка (т.е. далее нечленимой единицей), в то же время представляет собой не простейшее, а сложное явление  и состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, т.е. вне его. Например,  звук  [д]  это твердый, звонкий, взрывной,  чистый (отсутствует назальность), переднеязычный и неогубленный звук; или, например, фонема [о] - это гласный заднего ряда, среднего подъема, чистый, неогубленный.

Уже сама терминология говорит  о том, что это акустико-артикуляционные  признаки. Но  эти акустико-артикуляционные признаки фонем не в равной степени устойчивы в потоке речи и важны для различения самих фонем друг от друга. Напр., гласные [о]  и [а]  это чистые неносовые звуки, но этот признак не отличает их от других гласных фонем, т.к. все  гласные  звуки русского языка неносовые, сл-но, это общий признак русских гласных, это неразличительный признак или, иначе говоря,       и н т е г р а л ь-

 н ы й  признак.  Интегральным признакам противопоставляются  признаки     д и ф ф  е-

р е н ц и а л ь н ы е   или различительные. Эти признаки обозначают акустико-артикуляционные признаки фонем, которые воспринимаются говорящим, отличают фонемы друг от друга и способствуют распознаванию слов и морфем. Это,        например, долгота гласных звуков в английском языке:

scene - sin,  read - rid, 

 

закрытое [е ]  и открытое [  ]  во французском языке:

fee  “фея”  - fait “факт”,     pre ”луг”  -  pret “готовый”;

твердость и мягкость согласных в русском языке:

был - биль,  пыд - пыль.

 

Таким образом, фонема предстает как сложная звуковая единица, совокупность различных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в  речевой действительности ( т.е. по-разному воспринимаются и по-разному способствуют различению слов).

Понятия “фонема” и “звук  речи” не совпадают:  ф. м. состоять только из одного звука (например, три фонемы в словах  дом, зал); из двух звуков ( fly, boy), из трех звуков (power, hour), две фонемы могут слиться в один звук (сшить, с женой, детский ); звучание фонемы  м.  доходить до нуля ( честный, праздник, сутолока - второе [ о ] ).

 

Кроме того, фонема это  не всякий звук речи, а только такой, кот. типичен для данного языка  и способен различать звуковые оболочки морфем и слов.  Так, например, в  русском языке встречаются  редуцированные звуки в сверхслабой безударной позиции, например: [мълÙко], [съдÙвот]. Однако гласный , изображаемый в транскрипции знаком [ъ], не является фонемой русского языка; это всего лишь позиционный вариант фонемы [о].

Информация о работе Лекции по "Введению в языкознание"