Лекции по "Введению в языкознание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Введению в языкознание (1-ый курс).doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Гаплология  (от греч. haplos - простой)- выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом  одинаковых (или сходных) слогов: знаменосец < знаменоносец; возникает на стыке морфем. чаще в сложных словах ( трагикомедия < трагикокомедия ); реже - на стыке основы и суффикса (розоватый < розов + оват - розоватый).

Метатеза  - (от греч. metathesis - перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов  в пределах слова. Возникает, как правило, при усвоении новых слов и связана с психологич. особенностью восприятия: количество и качество следующих друг за другом элементов  улавливается скорее и легче, чем их взаимное расположение. Заимствования: мрамор < лат. marmor; футляр < нем. Futteral, Флор < лат. Floris, Селиверст < лат. Silvester; в детской речи - тубаретка, ведмедь, салатка, гусицина; в просторечии и в диалектах - раболатория, ралек.

 

П о з и ц и  о н н ы е   чередования  - такие варьирования, чередования  фонем, которые вызываются положением фонемы  в слове, Основные позиционные  чередования   это  р е д  у к ц и я  гласных и о г л у ш е н и я  звонких согласных в конце слова.

 

Редукция - ослабление и изменение качества звучания гласного в безударном положении.  Количественная  (теряют в долготе; это русск. фонемы [у,и,ы] ) и качественная редукция (не только изменение долготы и силы звука, но и его тембра; русск.[  о,а,э] : [вÙда],   [wumэn], но [mэn].

 

Оглушение звонких  согласных на конце слова как позиционное чередование.

 

Исторические чередования (альтернации) - те, которые нельзя объяснить звуковой  комбинаторикой или их позицией в слове, например:

пеку - печешь

бегу-бежишь

влеку-влечешь    

dire-disons

cказать-скажу

или:

advice-advise

сух-сушь

дик-дичь

или:

write-wrote-written

keep-kept-kept

sing-sang-sung

т.е. это отождествление разных звуков языка (фонем) в одной и той же  морфеме; поэтому такие чередования еще называют морфологическими чередованиями. При этом чередования типа “пеку-печешь” это позиционные чередования, т.к. они возникают перед опр. аффиксами, а чередования типа “сух-сушь” - это непозиционные, а грамматические чередования, т.к. здесь имеет место формо- и словообразование (разные части речи).

Исторические чередования  это всегда носители грамматических значений. 

 

Cлог, ударение, интонация

 

Слог как реальная единица языка. Слог - потнециальная  речевая единица, которая выявляется лишь при тщательном произнесении слова. В обычной речи слоги тесно сцеплены друг с другом.  Слог - минимальная естественная единица произнесения звуков речи; произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки речи, а на слоги. Слог представляет собой артикуляционное и акустическое единство. Он состоит либо из одного звука, либо из нескольких соседствующих  в речевой цепи звуков, которые в каждом конкретном языке определенным способом соединены друг с другом в некое неделимое  (с  произносительной точки зрения) целое.

В слоге выделяются  вершина или  я д р о (гласный  звук) и  п е р и ф е р  и я (согласные звуки). Если слог состоит  из одного звука, периферия нулевая. М.б. и слоги, не содержащие гласного звука; в этом случае сонанты или слогообразующие шумные образуют вершину слога: Тсс!  Ксс-ксс!  Прст, влк,

Ловите ж  ветер всеми парусами!

К чему гадать? Любой корабль - враг.

Удача миф. Но  эту веру сами

Мы создали, поднявши черный флаг.

(В. Высоцкий)

Слог м. содержать два  или более гласных звука, т.е. периферийными (неслоговыми) могут быть и гласные звуки (дифтонги трифтонги или полифтонги: в русском, английском языках, как правило, нисходящие). Дифтонгоиды - гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по звучанию ( русск. [о],  вначале как “у-образный” звук, а затем переходящий в “ о открытое”.

 

Теории слога - с о  н о р н а я  (О.Есперсон и Рубен Иванович  Аванесов )    и     теория

м у с к у л  ь н о г о  н а п р я ж е н и я ( Л.В.Щерба, Морис Граммон).

 С о н о р  н а я   теория объясняет,  как образуется слог: это сочетание  более звучного элемента с  менее звучным; по способности  к слогообразованию звуки речи  делятся на разные степени  звучности: широкие - средние - узкие гласные - сонанты - звонкие щелевые - звонкие  смычные - глухие щелевые и смычные ( шкала сонорности , или звучности). Эта теория не отвечает на вопрос, как и где происходит слогоделение, и  не объясняет такие случаи как мхи, лжет, рдеть, где один слог, но два “пика звучности” ( на начальном сонанте и на гласном).

Т е о р и я  м у с к у л ь н о  г о  н а п р я ж е  н и я  расссматривает слог как  отрезок звучания, произносимый одним  импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата, т. е. слог реализуется не как цепочка звуков, а как цельный артикуляционный комплекс. Согласно этой теории слог это единство напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога; и граница между слогами проходит там, где заканчивается спад предшествующей тоновости и сонорности и начинается усиление последующей: вы-дви-же-ни-е; а-ктер, ра-здол-бить. Другое  деление на слоги невозможно не по морфологическим, а по фонетическим причинам: оно нарушило бы непрерывность и “легкость” нарастаний и спадов тоновости и сонорности, т.е. противоречило бы “естественным” связям между соседними звуками. “Естественная”  же связь состоит в том, что к каждому  из наиболее тоновых и сонорных звуков примыкает один или несколько слаботоновых, слабосонорных и шумных звуков; например, к гласному примыкает один или несколько согласных.

В языках типа русского, французского или английского границы  слога  в слове 1) не связаны с  членением слова на морфемы и 2) являются подвижными при образовании  словоформ (грамматических форм слова); дом - дом-а, дом-у - до-ма, до-му или от Бори [а-дбо-ри].В других языках слог является устойчивым образованием, он не меняет в потоке речи ни своих границ, ни своего состава. Такие языки являются языками с л о г о в ы м и (китайский, бирманский, вьетнамский и др.). В языках такого типа слог является обычно экспонентом какой-то отдельной морфемы и потому в таких языках  минимальной фонологической единицей  оказывается не фонема,  а целый слог   (силлабема) или   его     компоненты  ( инициаль - начальный согласный слога и остальная часть слога как единое целое - финаль).

Слог характеризуется  раскрытием или закрытием полости  рта и с этой точки зрения слоги  делятся на открытые и закрытые. О т к р ы т ы й  с. это слог, произносимый при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент  находится в конце слога: мама, буря; з а к р ы т ы й с. это слог, произносимый при закрытой полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога: альт, ум. П р и к р ы т о-з а к р ы т ы й слог: дом,  плот. Модели всех типов слогов: CV ( открытый),  VC (закрытый), CVC (прикрыто-закрытый).

Языки, в которых есть и открытые и закрытые слоги (немецкий, французский, английский,  русский),  есть   такие,   где  используются   только   открытые         слоги

( праславянский язык, современный японский). В русском  языке значительно чаще используются  открытые слоги и есть точка  зрения, что  интервокальные группы  обычно отходят в последующему  слогу, т.е. слогоделение имеет место после гласных (Бондарко Лия Васильевна): о-стрый, и-зба.

С точки зрения теории слога по-иному можно рассматривать  те фонетические  (комбинаторные) чередования, о которых мы говорили ранее: эпентеза и протеза. Эти явления объясняются особенностями слоговой структуры слова. И в случае эпентезы, и в случае протезы мы имеем дело с так называемыми паразитическими или неорганическими звуками (гласными или согласными). Эпентетические согласные возникают для устранения зияния, т.е. стыка двух гласных, принадлежащих к разным слогам : Виктория, фамилия, Иван (от Иоанн); протетические согласные появляются на границе слова для устранения зияния, возникающего в потоке речи: острый-востроглазый, отец-вотчина, осьминог-восемь.

Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неодобопроизносимую в рамках одного слога группу согласных: брег-берег, рубль-рубель. Такие же неудобные группы согласных можно устранять и путем   с о к -

р а щ е н и  я  и устранения сонанта, на базе которого мог бы развиться новый слог: рубель-рупь, жизнь-жисть.

 

Ударение, его  виды и функции

 

Итак, слово состоит  из слогов, но слоги в слове неравноправны, один из них выделен по сравнению  с другими (иногда, в меньшей мере, еще и другой  или несколько других слогов). Этот слог мы называем ударным, на него падает ударение.

У д а р е н  и е м   ( или акцентом ) называется выделение звука, слога  или слова  путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или  изменением высоты голосового тона.

Средства, используемые для выделения ударного слога  в слове, это физические свойства звука: длительность, громкость и  высота тона. Для выделения ударного слога используется либо одно из этих свойств, либо их сочетание. Каждый конкретный язык выбирает свой способ выделения ударного слога. Если ударный слог произносится с большей интенсивностью (громкостью), то мы имеет  д и н а м и ч е с к о е,  или силовое, ударение. Ударный слог может удлиняться, как правило, за счет своего гласного - это   к в а н т и т а т и в н о е   или  количественное ударение. Слог может выделяться за счет повышения или понижения  голосового тона - это    м у з ы к а л ь  -

н о е, или тоническое   (политоническое) ударение. Монотоническое (экспираторное) ударение. Есть также   к а ч е с т в е н н о е ударение - особое качество звуков в ударном слоге.

Данные способы создания ударения обычно выступают не изолированно, не как “чистые” типы, а в различных  сочетаниях друг с другом. В русском  языке, считалось ранее, словесное  ударение динамическое; сейчас же считают, что оно в большей мере квантитативное: ударный звук не только громче, но и примерно в 2-3 раза дольше безударного. Важную роль в русск. языке играет и качественный момент - особая тембровая окраска ударного гласного. Это виды ударения по акустико-артикуляционным признакам.

Политоническое ударение в китайском, тайском языках ( ма с ровным тоном - мать, с повышением тона - конопля, с понижением тона - лошадь), элементы политонического ударения есть в норвежском и шведском языках; в новогреческом языке ударение как и в русском и квантитативное и динамическое; в древне-греческом оно было музыкальным. В английском я. ударение динамическое и квантитативное; во французском языке словесного ударения, по-видимому  нет, оно существует только как потенциальная  способность  большинства слов получать ударение в  потоке речи, т.е. существует толькь фразовое ударение.  Нет  словесного   ударения   в   палео-азиатских

(чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские,  енисейские, нивхский  и нек. другие, генетические не связанные между собой языки) и некоторых тунгусо-маньчжурских языках (эвенкийский).

По объекту выделения  ударение бывает слоговое, словесное  и фразовое.  С л о г о  в о е ударение это изменение  силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют 5 типов слогового ударение: ровное, восходящее, нисходящее. восходяще-нисходящее и нисходяще-восходящее. С л о в е с н о е  ударение это выделение одного из слогов слова и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Между ударным и безударными слогами одного и того же слова возникают отношения контрастирования. Но словесное ударение имеется и в односложных словах, там, где такого отношения контрастирования с безударными слогами нет;  это происходит потому, что такие отношения контраста существуют в языке в целом и, что очень важно, здесь начинает играть важную роль качественная, тембровая сторона русского ударения, для которой не так уж важна “поддержка”  непосредственного контраста; все русские гласные в ударном положении выступают в своих основных вариантах, заметно отличающихся от вариантов безударных.

Главное и второстепенное ударение в многослоговых словах, особенно с двумя корнями: древне-русский, анти-монопольный, псевдо-русский, сельско-хозяйственный. Ленинград (но в словах такого рода второстепенное ударение может и отсутствовать). В английском языке в многослоговых словах оно обязательно и составляет  его специфику; competition - основное на последний слог, второстепенное - на первый.

По месту ударения  в слове различают ударение постоянное (связаное, фиксированное) и свободное. Постоянное, т.е. закрепленное за определенным  по счету слогом в слове во всех словах языка; в чешском, венгерском - ударение на первом слоге, в польском -

на предпоследний, в  большинстве тюркских языков - на последний. При свободном ударение отдельные конкретные слова имеют фиксированное ударение, а в языке в целом  и  в парадигме слов ударение  падает на любой слог ( русский, английский  языки). В русском языке ударение также  подвижно, т.е. оно разноместно в разных формах одного и того же слова: рука- руке-рукой-руками и т.д. При этом подвижность ударения не хаотична, а происходит по определенным схемам передвижения ударения, например : голова - борода - рука - нога

                  голову - бороду - руку - ногу

Словесное ударение дается не каждому слову; обычно ударения лишены т.наз. служебные слова - предлоги, союзы, артикли,  связки.

Но большая часть  русских слов (около 96%) имеет неподвижное  ударение.

Функции словесного у.:  сигнификативная ф. - способность различать слова и словоформы: замок - замок, мука - мука, атлас - атлас, воды - воды, окна - окна, perfect - perfect, increase - increase, пустота - пустоты, частота - частоты, острота - остроты    ( В языках, где ударение подвижно; язык развивает эту полезную для себя особенность - использовать ударение для различения смысла. Еще в 19 веке слов типа красота - красоты, острота - остроты было мало: Малейшая в ком страннсть чуть видна,/ Веселость ваша не скромна,/ У вас тотчас уж осторота готова   (А. С. Грибоедов; В тени хранительной темницы / Утаены их красоты! /Так аравийские цветы /Живут за стеклами теплицы (А.С.Пушкин) );  кульминативная ф.: - обеспечение цельности и отдельности слова путем просодической централизации его слого-звуковой структуры (путем организации слова как единого фонетического целого  и делимитативная ф.:  - отграничение слов друг от друга в потоке речи.

Информация о работе Лекции по "Введению в языкознание"