Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:18, реферат
Язык как биологические явление, т.е. как способность человека дышать, ходить, слышать, видеть и т.д. (древние мифы о присхождении языка - О.А.Донских, стр. 20-21).Т.е. я. наследуется и существует некий генетический код, предопределяющий, на каком я. будет говорить человек. Критика этого взгляда (дети, выросшие среди животных, роль языка родителей, примеры того, что дети начинают говорить на языке воспитателей: В. Набоков, французский язык в дворянских семьях, легенда о египетском фараоне).
Гаплология (от греч. haplos - простой)- выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых (или сходных) слогов: знаменосец < знаменоносец; возникает на стыке морфем. чаще в сложных словах ( трагикомедия < трагикокомедия ); реже - на стыке основы и суффикса (розоватый < розов + оват - розоватый).
Метатеза - (от греч. metathesis - перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Возникает, как правило, при усвоении новых слов и связана с психологич. особенностью восприятия: количество и качество следующих друг за другом элементов улавливается скорее и легче, чем их взаимное расположение. Заимствования: мрамор < лат. marmor; футляр < нем. Futteral, Флор < лат. Floris, Селиверст < лат. Silvester; в детской речи - тубаретка, ведмедь, салатка, гусицина; в просторечии и в диалектах - раболатория, ралек.
П о з и ц и о н н ы е чередования - такие варьирования, чередования фонем, которые вызываются положением фонемы в слове, Основные позиционные чередования это р е д у к ц и я гласных и о г л у ш е н и я звонких согласных в конце слова.
Редукция - ослабление и изменение качества звучания гласного в безударном положении. Количественная (теряют в долготе; это русск. фонемы [у,и,ы] ) и качественная редукция (не только изменение долготы и силы звука, но и его тембра; русск.[ о,а,э] : [вÙда], [wumэn], но [mэn].
Оглушение звонких согласных на конце слова как позиционное чередование.
Исторические чередования (альтернации) - те, которые нельзя объяснить звуковой комбинаторикой или их позицией в слове, например:
пеку - печешь
бегу-бежишь
влеку-влечешь
dire-disons
cказать-скажу
или:
advice-advise
сух-сушь
дик-дичь
или:
write-wrote-written
keep-kept-kept
sing-sang-sung
т.е. это отождествление разных звуков языка (фонем) в одной и той же морфеме; поэтому такие чередования еще называют морфологическими чередованиями. При этом чередования типа “пеку-печешь” это позиционные чередования, т.к. они возникают перед опр. аффиксами, а чередования типа “сух-сушь” - это непозиционные, а грамматические чередования, т.к. здесь имеет место формо- и словообразование (разные части речи).
Исторические чередования это всегда носители грамматических значений.
Cлог, ударение, интонация
Слог как реальная единица языка. Слог - потнециальная речевая единица, которая выявляется лишь при тщательном произнесении слова. В обычной речи слоги тесно сцеплены друг с другом. Слог - минимальная естественная единица произнесения звуков речи; произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки речи, а на слоги. Слог представляет собой артикуляционное и акустическое единство. Он состоит либо из одного звука, либо из нескольких соседствующих в речевой цепи звуков, которые в каждом конкретном языке определенным способом соединены друг с другом в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.
В слоге выделяются вершина или я д р о (гласный звук) и п е р и ф е р и я (согласные звуки). Если слог состоит из одного звука, периферия нулевая. М.б. и слоги, не содержащие гласного звука; в этом случае сонанты или слогообразующие шумные образуют вершину слога: Тсс! Ксс-ксс! Прст, влк,
Ловите ж ветер всеми парусами!
К чему гадать? Любой корабль - враг.
Удача миф. Но эту веру сами
Мы создали, поднявши черный флаг.
(В. Высоцкий)
Слог м. содержать два или более гласных звука, т.е. периферийными (неслоговыми) могут быть и гласные звуки (дифтонги трифтонги или полифтонги: в русском, английском языках, как правило, нисходящие). Дифтонгоиды - гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по звучанию ( русск. [о], вначале как “у-образный” звук, а затем переходящий в “ о открытое”.
Теории слога - с о н о р н а я (О.Есперсон и Рубен Иванович Аванесов ) и теория
м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я ( Л.В.Щерба, Морис Граммон).
С о н о р н а я теория объясняет, как образуется слог: это сочетание более звучного элемента с менее звучным; по способности к слогообразованию звуки речи делятся на разные степени звучности: широкие - средние - узкие гласные - сонанты - звонкие щелевые - звонкие смычные - глухие щелевые и смычные ( шкала сонорности , или звучности). Эта теория не отвечает на вопрос, как и где происходит слогоделение, и не объясняет такие случаи как мхи, лжет, рдеть, где один слог, но два “пика звучности” ( на начальном сонанте и на гласном).
Т е о р и я
м у с к у л ь н о
г о н а п р я ж е
н и я расссматривает слог как
отрезок звучания, произносимый одним
импульсом мускульного
В языках типа русского, французского или английского границы слога в слове 1) не связаны с членением слова на морфемы и 2) являются подвижными при образовании словоформ (грамматических форм слова); дом - дом-а, дом-у - до-ма, до-му или от Бори [а-дбо-ри].В других языках слог является устойчивым образованием, он не меняет в потоке речи ни своих границ, ни своего состава. Такие языки являются языками с л о г о в ы м и (китайский, бирманский, вьетнамский и др.). В языках такого типа слог является обычно экспонентом какой-то отдельной морфемы и потому в таких языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог (силлабема) или его компоненты ( инициаль - начальный согласный слога и остальная часть слога как единое целое - финаль).
Слог характеризуется раскрытием или закрытием полости рта и с этой точки зрения слоги делятся на открытые и закрытые. О т к р ы т ы й с. это слог, произносимый при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога: мама, буря; з а к р ы т ы й с. это слог, произносимый при закрытой полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога: альт, ум. П р и к р ы т о-з а к р ы т ы й слог: дом, плот. Модели всех типов слогов: CV ( открытый), VC (закрытый), CVC (прикрыто-закрытый).
Языки, в которых есть и открытые и закрытые слоги (немецкий, французский, английский, русский), есть такие, где используются только открытые слоги
( праславянский язык,
современный японский). В русском
языке значительно чаще
С точки зрения теории
слога по-иному можно
Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неодобопроизносимую в рамках одного слога группу согласных: брег-берег, рубль-рубель. Такие же неудобные группы согласных можно устранять и путем с о к -
р а щ е н и я и устранения сонанта, на базе которого мог бы развиться новый слог: рубель-рупь, жизнь-жисть.
Ударение, его виды и функции
Итак, слово состоит из слогов, но слоги в слове неравноправны, один из них выделен по сравнению с другими (иногда, в меньшей мере, еще и другой или несколько других слогов). Этот слог мы называем ударным, на него падает ударение.
У д а р е н и е м ( или акцентом ) называется выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменением высоты голосового тона.
Средства, используемые для выделения ударного слога в слове, это физические свойства звука: длительность, громкость и высота тона. Для выделения ударного слога используется либо одно из этих свойств, либо их сочетание. Каждый конкретный язык выбирает свой способ выделения ударного слога. Если ударный слог произносится с большей интенсивностью (громкостью), то мы имеет д и н а м и ч е с к о е, или силовое, ударение. Ударный слог может удлиняться, как правило, за счет своего гласного - это к в а н т и т а т и в н о е или количественное ударение. Слог может выделяться за счет повышения или понижения голосового тона - это м у з ы к а л ь -
н о е, или тоническое (политоническое) ударение. Монотоническое (экспираторное) ударение. Есть также к а ч е с т в е н н о е ударение - особое качество звуков в ударном слоге.
Данные способы создания ударения обычно выступают не изолированно, не как “чистые” типы, а в различных сочетаниях друг с другом. В русском языке, считалось ранее, словесное ударение динамическое; сейчас же считают, что оно в большей мере квантитативное: ударный звук не только громче, но и примерно в 2-3 раза дольше безударного. Важную роль в русск. языке играет и качественный момент - особая тембровая окраска ударного гласного. Это виды ударения по акустико-артикуляционным признакам.
Политоническое ударение в китайском, тайском языках ( ма с ровным тоном - мать, с повышением тона - конопля, с понижением тона - лошадь), элементы политонического ударения есть в норвежском и шведском языках; в новогреческом языке ударение как и в русском и квантитативное и динамическое; в древне-греческом оно было музыкальным. В английском я. ударение динамическое и квантитативное; во французском языке словесного ударения, по-видимому нет, оно существует только как потенциальная способность большинства слов получать ударение в потоке речи, т.е. существует толькь фразовое ударение. Нет словесного ударения в палео-азиатских
(чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские, енисейские, нивхский и нек. другие, генетические не связанные между собой языки) и некоторых тунгусо-маньчжурских языках (эвенкийский).
По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. С л о г о в о е ударение это изменение силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют 5 типов слогового ударение: ровное, восходящее, нисходящее. восходяще-нисходящее и нисходяще-восходящее. С л о в е с н о е ударение это выделение одного из слогов слова и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Между ударным и безударными слогами одного и того же слова возникают отношения контрастирования. Но словесное ударение имеется и в односложных словах, там, где такого отношения контрастирования с безударными слогами нет; это происходит потому, что такие отношения контраста существуют в языке в целом и, что очень важно, здесь начинает играть важную роль качественная, тембровая сторона русского ударения, для которой не так уж важна “поддержка” непосредственного контраста; все русские гласные в ударном положении выступают в своих основных вариантах, заметно отличающихся от вариантов безударных.
Главное и второстепенное ударение в многослоговых словах, особенно с двумя корнями: древне-русский, анти-монопольный, псевдо-русский, сельско-хозяйственный. Ленинград (но в словах такого рода второстепенное ударение может и отсутствовать). В английском языке в многослоговых словах оно обязательно и составляет его специфику; competition - основное на последний слог, второстепенное - на первый.
По месту ударения в слове различают ударение постоянное (связаное, фиксированное) и свободное. Постоянное, т.е. закрепленное за определенным по счету слогом в слове во всех словах языка; в чешском, венгерском - ударение на первом слоге, в польском -
на предпоследний, в большинстве тюркских языков - на последний. При свободном ударение отдельные конкретные слова имеют фиксированное ударение, а в языке в целом и в парадигме слов ударение падает на любой слог ( русский, английский языки). В русском языке ударение также подвижно, т.е. оно разноместно в разных формах одного и того же слова: рука- руке-рукой-руками и т.д. При этом подвижность ударения не хаотична, а происходит по определенным схемам передвижения ударения, например : голова - борода - рука - нога
голову - бороду - руку - ногу
Словесное ударение дается не каждому слову; обычно ударения лишены т.наз. служебные слова - предлоги, союзы, артикли, связки.
Но большая часть русских слов (около 96%) имеет неподвижное ударение.
Функции словесного у.: сигнификативная ф. - способность различать слова и словоформы: замок - замок, мука - мука, атлас - атлас, воды - воды, окна - окна, perfect - perfect, increase - increase, пустота - пустоты, частота - частоты, острота - остроты ( В языках, где ударение подвижно; язык развивает эту полезную для себя особенность - использовать ударение для различения смысла. Еще в 19 веке слов типа красота - красоты, острота - остроты было мало: Малейшая в ком страннсть чуть видна,/ Веселость ваша не скромна,/ У вас тотчас уж осторота готова (А. С. Грибоедов; В тени хранительной темницы / Утаены их красоты! /Так аравийские цветы /Живут за стеклами теплицы (А.С.Пушкин) ); кульминативная ф.: - обеспечение цельности и отдельности слова путем просодической централизации его слого-звуковой структуры (путем организации слова как единого фонетического целого и делимитативная ф.: - отграничение слов друг от друга в потоке речи.