Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

При работе над данной темой мы ставили следующие цели: рассмотреть теоретические основы технологии обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка и экспериментально доказать выдвинутую гипотезу.
Задачи исследования:
1) Изучить начальный этап обучения иностранным языкам;
2) Рассмотреть умение аудировать с другими речевыми умениями;
3) Рассмотреть метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Начальный этап обучения иностранным языкам 6
1.2. Аудирование в начальной школе 7
1.3. Взаимосвязь умения аудировать иноязычную речь с другими речевыми умениями 8
Глава 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 12
2.1. Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе 12
2.1 Система упражнений для обучения аудированию 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Введение..docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

9. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать. Например: тема “Olympic games”

 

 

IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений

1. Прослушать существительные  и определить их число.

  • Показать сигнальную карточку или знак
  • Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+) the boxes.)

 

 

[s]

[z]

[iz]

starts

     

tries

     

matches

     

begins

     

goes

     

misses

     

hates

     

catches

     

stops

     

 

2. Прослушать предложение  и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать  сигнальную карточку « + », « - », «?».

 

Сan the dog jump?

Are you seven?

Cats like milk.

My brother is not a student.

Tigers live in the Zoo.

I have no sister.

 

3. Прослушать предложения  и показать карточку с пропущенным  словом:

 

is

 

am

 

are


 

He … big. Monkeys … cunning.

Nick … brave. I … six.

The girl … shy. My father … a doctor.

Nick and I … friends. The boys … in the park. Etc

 

4. Упражнение такого же  типа с глаголами HAVE или HAS

5. Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму:

 

Gone -3, did – 2, make -1, wrote -2, bought -2,3, put -1,2,3; etc.

 

6. Прослушать слова –  указатели времени и назвать  соответствующие видо-временные формы глагола:

 

now - Present Progressive

already - Present Perfect etc.

аt 9 о’clock tomorrow - Future Progressive

yesterday - Past Simple

 

7. Прослушать вопрос и  выбрать краткий ответ соответствующей  грамматической формы: (со зрительной опорой)

 

Yes, he/she is.

Can you play tennis? Yes, he/she can.

Yes, he/she has.

Yes, he/she does. Etc.

 

V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

1. Найти и обозначить  путь движения экскурсии (сыщика  или другого действующего лица).

2. Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией  после прослушивания диалога

 

Lisa: Good morning, Trevor. You are still half asleep, I see.

Trevor: Hello, Aunt Lisa. Come in. What time is it?

Lisa: It’s ten o’clock. Do you always sleep late?

Trevor: But Aunt Lisa, it’s Sunday today – I never get up early on Sundays.

Lisa: And you don’t make my bed, either?

Trevor: Well, not every Sunday, of course… but I sometimes make my bed on Sundays, after breakfast.

Lisa: You mean you actually cook breakfast.

Trevor: Oh, no – you see, I always have coffee for breakfast.

Lisa: Yes, so do I … but what do you eat?

Trevor: Nothing, I just have coffee.

Lisa: But that isn’t healthy …Do you go to the gym?

Trevor: Yes, I do, but I seldom go to the gym on Sundays.

Lisa: What do you do then? Do you study?

Trevor: Study? Of course not! Actually, I usually watch TV in the afternoon.

Lisa: It isn’t good for you to sit inside all day, Trevor. Don’t you ever go out?

Trevor: Oh, yes, I do! On Sunday evenings, my friends and I often go to the cinema.

Lisa: That’s good.

 

Trevor

never

Seldom

sometimes

often

usually

always

Get up early

+

         

Make his bed

           

Have coffee for breakfast

           

Go to the gym

           

Watch TV in the afternoon

           

Go to the cinema

           

 

3. Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.

4. Пронумеровать на рисунке  предметы, в порядке упоминания  их в тексте.

5. Изобразить услышанную  информацию в виде рисунка.

1) It is eight o’clock

2) It is a quarter past eight. / It’s eight fifteen

3) It is twenty past eight. / It’s eight twenty

4) It is half past eight. / It’s eight thirty

5) It is a quarter to nine. / It’s eight forty five.

6) It is ten to nine. / It’s eight fifty.

 

1) 2) 3) 4) 5) 6)

 

7. Расположите ключевые  слова в порядке в порядке  их употребления в тексте.

6. Участие в диалоге. Прослушать  вопрос диктора и в паузу  дать ответ.

VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста. (Направлены на контроль понимания и вовлечение учащихся в творческую деятельность)

1. Прослушать текст и  озаглавить его

 

Great! The weather is nice and cold. It is a sunny day. We don’t go to school today.

We can ski and skate. We can play snowballs and make snowman.

 

2. Упражнения – тесты  “TRUE – FALSE”.

3. Ответить на вопросы.

4. Составить план по  прослушанному тексту.

5. Пересказать содержание  прослушанного текста (по-русски, по-английски).

6. Беседа по содержанию  прослушанного текста.

7. Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте.

8. Дать характеристику  герою (героям) текста.

9. Дать оценку поступкам  героев.

10. Выделить смысловые  куски и озаглавить их.

11. Прослушать короткие  тексты и установить их соответствия  рубрикам.

12. Прослушать текст и  инсценировать его с опорой  на ключевые слова, фразы.

13. Прослушать предложения  и отметить, к кому из главных  героев они относятся.

14. Прослушать ряд фраз  и отметить те, которые подходят  для описания предложенной картины.

Эффективность упражнений для частичного управляемого обучения аудированию зависит от повторяемости отдельных приемов, что крайне важно для начального этапа, вовлечения наряду со слуховым других анализаторов, особенно зрительного, устойчивого внимания и наличия творческой, прогнозирующей мыслительной деятельности. В результате выполнения упражнений данных происходит определенное «привыкание» к условиям предъявления текстов, настройка на заданный режим слушания, устойчивая работоспособность. Что касается визуальных опор, то их использование следует рассматривать не только как элемент управления, но и как средство индивидуализации обучения.

Эти упражнения дают возможность проверить глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Упражнения связаны с привлечением новых фактов и сведений, отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.

Учебные игры для интенсификации процесса обучения аудированию

     При  обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью (10, с.10).

      Данные  игры могут помочь достижению  следующих целей аудирования:

  1. научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  2. научить выделять главное  в потоке информации;
  3. научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
  4. развивать слуховую память учащихся;
  5. развивать слуховую реакцию.

Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. При этом неплохо, если запись текста для игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создаёт дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись неоднократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл (30, с.78).

   Для достижения  перечисленных целей могут быть  использованы некоторые игры (Приложение 1).

  Вышеуказанные игры  и упражнения способствуют развитию  навыков аудирования. Учебный процесс становится более  привлекательным и  разнообразным. Во  время урока игры позволяют переходить с одного вида деятельности на другой. Аудитивные игры учитывают психологические особенности детей  младшего школьного возраста. Игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже было сказано выше, аудирование — составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном. Аудирование – основа обучения языку, так как в начальной школе используется преимущественно бессловесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети используют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес. Так же аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как они все воспринимают на слух и важно, чтоб они четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них долее верного произношения звука, как можно ближе к произношению учителя, корректировать сразу после воспроизведения звука. Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на первом этапе обучения иностранному языку.

Есть несколько причин, по которым ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. У маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего; ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребенок осваивает это умение на иностранном, получает доступ к дополнительным источникам информации. Он не осознает того, что читает облегченные, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

Все это позволяет нам в полной мере оценить преимущества обучения иностранному языку в начальной школе. Так как сам процесс аудирования предполагает запоминание посильных текстов на слух, что развивает память, использование загадок и ‘путаниц’ (развивает внимание), умение слушать и понимать услышанное (воспитывает внимательность к собеседнику), и многое другое, то аудирование можно отнести к развивающему обучению.

     Овладение  аудированием  даёт  возможность  реализовать  воспитательные, образовательные  и  развивающие  цели. Оно  позволяет  учить  учащихся  внимательно  вслушиваться  в  звучащую  речь,  формировать  умение  предвосхищать  смысловое  содержание  высказывания  и  таким  образом  воспитывать  не  только  культуру  слушания  на  иностранном  и  родном  языке,  но  и  способствует  формированию  коммуникативной  компетенции.

   Кроме  того,  нами  установлено,  что при  обучении  аудированию  на  начальном  этапе  наибольший  эффект  приносит  обучение  в  играх, т.к. игра   активизирует  мыслительную  деятельность,  позволяет  сделать  учебный  процесс  более  привлекательным   и  интересным.

  Проделанная  нами  работа  подтверждает,  что  аудирование  должно  присутствовать  на  каждом  уроке,  в  разном  предъявлении (учитель, аудиозапись, видеофильм, сообщения  самих  учащихся), т.к.  оно  способствует  формированию  понимания  речи  на  слух, а, следовательно, формирует коммуникативную  компетенцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения  иностранным  языкам. – М., 1965
    2. Бим И.Л. О преподавании иностранного  языка на современном этапе // ИЯШ, №3, 1995
    3. Бориско Н.Ф. Сам себе  методист, Киев, 2001
    4. Браун Дж. Восприятие английской речи на слух. – М., 1984
    5. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся  средней  школы пониманию иностранной речи на слух. – М., 1965
    6. Ваулина Ю.В. Английский язык для студентов дошкольного воспитания. – М., 1994
    7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения  иностранным языкам, - М., 2000
    8. Грызулина А., Павловский Д. Ещё 2 приёма  обучения аудированию // Учитель, №6, 2000
    9. Дубровин М.И. Учебное кино  и диафильмы  в обучении английскому  языку в средней  школе. – М., 1979
    10. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства  и приёмы его  организации // ИЯШ, № 2, 1993
    11. Зимняя И.И. Психология  обучения  иностранному языку в школе. – М., 1991
    12. Колкер Я.М. Практическая методика обучения  иностранному языку. – М., 2000
    13. Колыхалова О.А. Учитесь  говорить по-английски. – М., 1998
    14. Кузовлёв В.П. Счастливый  английский. В 4-х книгах. – М.: Просвещение, 1997
    15. Лапидус Б.А.  К вопросу о  сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений // ИЯШ, №1, 1999
    16. Ляховицкий М.В. Общая методика  обучения иностранным языкам. – М., 1991
    17. Ляховицкий  М.В. Работа с магнитофоном при  обучении иностранным языкам. – М., 1965
    18. Миловидова В.А. 10 консультаций по английскому языку. – М., 1998
    19. Мильруд Р.П.  Методология и  развитие  методики  обучения  иностранным  языкам // ИЯШ, №5, 1995
    20. Миролюбов А.А. Изучение  иностранных языков как средство развития личности ученика // Советская педагогика, №6, 1988
    21. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск, 1999
    22. Никонова С.М. Английский язык в  начальных классах. – М., 1964
    23. Никонова С.М. Межпредметные связи в  обучении  школьников  иностранным  языкам. – М., 1965
    24. Павловский Д. Об  одном приёме обучения аудированию // Учитель, №4, 2000
    25. Пассов Е.И. Основы  коммуникативной методики  обучения  иноязычному  общению. – М., 1989
    26. Подласый И.П. Педагогика  начальной  школы, Владос, 2000
    27. Программно-методические материалы. Иностранные  языки для  общеобразовательных учебных  заведений. Начальная школа. – М., 2000
    28. Рогова Г.В. Методика  обучения иностранному  языку  на  начальном  этапе. – М., 2000
    29. Садомова Л.В. Развитие  творчества  учителя  иностранного  языка  при  работе  с  учебником  и  книгой для  учителя. – М., 1993
    30. Соколов С.А. Сборник  лексико-грамматических упражнений  для  работы  с  магнитофоном. – М., 1968
    31. Стронин М.Ф. Обучающие  игры  на  уроках английского  языка. – М., 1984
    32. Тарасов Е.Ф. К  построению теории речевой  коммуникации. – М., 1974
    33. Ткаченко Ф.Г. Урок  английского  на  английском. – М., 1993
    34. Уроки  английского  языка. Спб., 2000
    35. Фищук В.В. Веди  урок  на  иностранном  языке. – М., 1984
    36. Фурсенко С.В. Весёлые  грамматические  рифмовки. – М., 2001
    37. Халеева И.И. Понимание  иноязычного   устного  текста  как аспект межкультурной  коммуникации // ИЯШ, №3, 1992
    38. Халеева И.И. Основы  теории обучения  пониманию  иноязычной  речи. – М., 1989
    39. Хегбольдт П. Изучение  иностранных  языков. – М., 1989
    40. Шубин Э.П. Основные  принципы  методики  обучения  иностранным  языкам. – М., 1963
    41. Эккерсли К.Е. Английский  язык  для  всех. – М., 1999 

Информация о работе Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе