Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья
что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей
Вопрос 1. Каковы особенности современной системы счисления и нумерации?
Ответ: счет десятками, в котором каждая следующая счетная группа в 10 раз больше предыдущей; употребление нуля в записи обозначения отсутствующей разрядной единицы; позиционный принцип.
Вопрос 2. «На ней была изображена табличка из двух столбцов. Вверху была надпись: “2,3,4,5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы”. Внизу же гласила надпись: “Картина создания. Изобрел ГГЛ. МDС XCYII”. О какой картине идет речь? Кто автор?»
Ответ: знаменитый математик Готфрид Гильом Лейбниц в честь двоичной системы счисления выпустил медаль в 1697 году. На ней изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системы, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления.
Вопрос 3. «Он – француз, изобрел его в 19 лет для своего отца, который был торговцем. А изобрел он его для того, чтобы облегчить счет товарам. Описание этого изобретения было дано Дени Дидро в 1779 г, но тогдашним механикам не удалось восстановить хранящийся и по сей день в Париже экземпляр его изобретения. Кто и что было изобретено?».
Ответ: Первая вычислительная машина “Паскалина” или “Паскалево колесо”, позволявшая безошибочно производить умножение и деление, бала создана французским математиком Блез Паскалем в 1670 году.
Вопрос 4. «Что такое алгоритм? Кто первым ввел это слово?».
Ответ: Алгоритм – это последовательность выполнения каких-либо команд или действий, приводящих к решению поставленной задачи. Слово “Algorithmi” впервые ввел Аль-Хорезми – среднеазиатский математик IX в., впервые описавший правила выполнения четырех арифметических действий.
Вопрос 5. «Назовите имя первой женщины- программиста, в честь которой назван один из современных языков программирования?».
Ответ: Ада Августа Лавлейс
(дочь великого поэта Байрона) работала
вместе Чарлзом Беббиджем над
созданием аналитической
Вопрос 6. «Каково происхождение слова “калькуляция”?»
Ответ: Римляне для счета предметов использовали доску, разграфленную на колонки. Счет вели числом камешков. Латинское слово “calculi” (камешки), которое лежит в корне слова “калькуляция”, на многих языках обозначает математический анализ или счет вообще. От этого же слова появилось и современное название “калькулятор”.
Этап 6.
Конкурс капитанов
«Ответственное задание выпало на долю капитанов команд. Необходимо записать на доске или ватмане по очереди десять-пятнадцать известных терминов или понятий информатики по алфавиту. На букву алфавита – одно слово. Если слова разные – команда получает 2 балла, при совпадении слов – 1 балл, проигрывает то, кто остановится раньше».
Примерные ответы: алгоритм, вирус, система, диск и т.д.
Задание для болельщиков
«Если во время соревнования вы были внимательны, то можете помочь своей команде. Необходимо лишь назвать термины, которые назывались учителем в ходе соревнования. За слово – 1 балл».
Этап 6
Конкурс болельщиков
Оцениваются стенгазеты, плакаты, ответы. Выигравшая группа болельщиков зарабатывает 5 баллов.
Этап 7
Подведение итогов
Слово предоставляется жюри. Вручаются дипломы членам выигравшей команды, награждаются активные болельщики, участники подготовки стенгазет и помощники (младшие школьники).
В данном параграфе была рассмотрена методика проведения соревнований на уроках информатики, приведены примеры соревнований.
2.6 Интерпретация результатов
опытно-экспериментальной
В данном параграфе представлено
описание организации и проведения
опытно – экспериментальной работы,
а также проведена
Цель педагогического
эксперимента заключается в определении
эффективности использования
¾апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;
¾оценка влияния предлагаемой методики на качество усвоения основных понятий и умений курса информатики;
¾оценка влияния обучения
с использованием творческих задач
на развитие творческих способностей,
креативного и творческого
¾оценка влияния предлагаемой методики на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа и осуществлялся на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 928.
Апробация методических средств
развития творческих способностей и
уровня знаний учащихся при обучении
информатике с использованием творческих
задач проходила в процессе экспериментального
исследования и состояла из двух основных
направлений, связанных непосредственно
с использованием в обучении творческих
заданий и с проектной
Первая группа
(обучение с использованием творческих задач)
Вторая группа
(традиционная форма обучения)
Большакова Татьяна
Бондарев Александр
Димитров Владислав
Долгов Виктор
Игнатьева Дарья
Касимова Валентина
Квасова Татьяна
Куксов Александр
Миндибаев Артур
Пчелкин Павел
Радецкий Владимир
Салий Виталий
Спирин Юрий
Стрельникова Юдия
Устян Иван
Ушков Ираклий
Хмелевский Владимир
Шамилов Рафаэль
Белоусов Кирилл
Потапов Александр
Условно весь отрезок обучения с использованием по предлагаемой методике можно представить в виде трех статистических срезов;
1. В начале обучения
(сентябрь), на основе которого
проводился анализ уровня
2. В середине обучения
(январь), во время которого проводилась
первичная оценка развития
3. В конце обучения (май – июнь), подводилась итоговая оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также результатов защиты проектной работы учащимися.
Первый срез связан с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности. В случае если творческая способность отделена от общих интеллектуальных способностей, то возможно вести речь о целенаправленном предметном развитии творческих способностей.
Был проведен тест Э.Торренса (тест креативности). Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:
¾оригинальность;
¾уникальность.
Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
Инструкция
При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Тестируемым раздаются бланки с 6 недорисованными картинками. Им необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.
Содержание
Интерпретация
В тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н.Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:
,
где Or — оригинальность данного типа рисунка; x — количество рисунков иного типа; Xmax — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.
Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.
Уровень интеллектуальных способностей
учащихся определялся в онлайн -
режиме при прохождении теста
на сайте http://www.sposobnosti.ru/iq/
На основании проведенных тестов были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Ф.И. Творческие способности Показатель IQ
Большакова Татьяна
Бондарев Александр
Димитров Владислав
Долгов Виктор
Игнатьева Дарья
Касимова Валентина
Квасова Татьяна
Куксов Александр
Миндибаев Артур
Пчелкин Павел
1.5
2.0
2.2
3.5
2.1
4.0
3.1
1.5
2.0
3.5
118
118
115
126
119
129
119
110
112
115
Радецкий Владимир
Салий Виталий
Спирин Юрий
Стрельникова Юдия
Устян Иван
Ушков Ираклий
Хмелевский Владимир
Шамилов Рафаэль
Белоусов Кирилл
Потапов Александр
1.0
2.2
2.5
1.5
3.5
2.0
2.5
4.0
2.0
1.0
112
115
126
110
129
112
110
129
112
110
На основании этих данных можно судить, что творческие способности учащихся в основном находятся в переходном периоде. Только лишь у двух учащихся в первой группе и у трех во второй можно говорить об отделении творческих способностей от общих интеллектуальных способностях. Далее в процессе обучения доля творческих задач в обучении продолжает увеличиваться в первой группе, когда во второй процесс обучения проходит с использованием такого вида задач лишь несколько раз.
Во время второго среза, когда в процессе обучения уже видна явная разница в обучении между двумя группами, было проведено повторное измерение IQ и уровень творческих способностей учащихся. Вторичное измерение уровня интеллекта позволяют проследить тенденцию общего развития интеллектуальных способностей, а также еще раз проверить состояние творческих способностей. В качестве величины характеризующей творческие способности в предметной области использовалось отношение количества вариантов решения творческой задачи на количество очевидных решений, следующих из условия. После анализа данных был сделан следующий вывод: показатели уровня развития творческих способностей и интеллекта увеличились у четырех учеников первой группы, когда во второй группе результаты остались близки к начальным.
Основываясь на данных второго среза можно сделать следующий вывод: обучение с использованием творческих задач делает процесс обучения не только интересным, но и помогает повысить уровень интеллекта, а также развить творческие способности.
В период третьего среза были проведены повторные измерения, а также проведена оценка проектной работы учащихся. Так как основную часть работы учащиеся работали самостоятельно, в силу специфики творческой деятельности, то наиболее эффективным способом управления процессом обучения оставались творческие задачи. Результаты приведены в таблице 2
Таблица 2
Ф.И. Творческие способности Показатель IQ
Большакова Татьяна
Бондарев Александр
Димитров Владислав
Долгов Виктор
Игнатьева Дарья
Касимова Валентина
Квасова Татьяна
Куксов Александр
Миндибаев Артур
Пчелкин Павел
2.5
2.0
2.2
4.0
2.2
4.0
3.1
2.0
2.0
3.5
122
118
118
126
120
129
120
115
115
120
Радецкий Владимир
Салий Виталий
Спирин Юрий