Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

Определенным недостатком  в работе над развитием творческих способностей школьников можно считать  слабое развитие коммуникационных технологий в школе. Поэтому учителю необходимо создавать уроки таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроке, в независмости от того как оборудован кабинет.

Одной из форм творческой деятельности учащихся на уроках информатики является проектная деятельность. Свое применение она находит по завершении изучения учащимися одного из языков программирования (Basic, Pascal). Для решения поставленных задач применяют различные конструкции языка (ветвление, выбор, повторение с предусловием, постусловием, параметром), используют различные типы данных (строка, массив, запись, множество), разбивают задачу на подзадачи (процедуры, функции). Далее учителем предлагается на выбор несколько тем (проектов) для дальнейшей работы, либо тема формулируется самим учащимся. В качестве примеров можно привести некоторые темы проектов: реализовать на компьютере игру крестики-нолики, причем предусмотреть варианты игры: игрок против другого игрока, компьютер против игрока, реализовать демонстрационную работу модели старинной русской задачи о перевозке волка, козы и капусты, разработать программу моделирующую различные физические, химические или биологические процессы (броуновское движение, движение электронов по орбитам, о численности популяций) и др. Работа над проектом осуществляется не только на уроках информатики, но в большей степени самостоятельно. Поэтому конечный результат напрямую зависит от сформированности навыков самостоятельной творческой деятельности. Лучшие из работ учащихся могут быть представлены на конкурс типа «Юный программист», Конкурс проектов, и др. и по рекомендации учителей информатики могут быть засчитаны в качестве экзамена на итоговой аттестации по предмету «Информатика».

В заключении хотелось бы отметить, что организуя подобные формы  творческой работы учащихся, имеем  возможность использовать результаты детского творчества при обучении. Для учащихся это переход в  позицию взрослого который дает очень большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.

 

1.4 Профессионально–педагогическая  деятельность по развитию творческих  способностей учащихся

Успешное развитие системы  образования предполагает разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается  как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение  методических знаний [6]. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики и анализа образовательного процесса.

Основные виды методической деятельности:

¾  самообразование;

¾  методическое исследование;

¾  описание и обобщение  передового опыта;

¾  создание методической продукции;

¾  обучение педагогических кадров, методическое руководство;

¾  методическая помощь;

¾  методическая коррекция.

Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для  творчества в информатике - решение  творческих задач, дающих простор воображению  и логике. Результат выявит и интерес  к работе и выработанные умения и степень самостоятельности. В процессе решения задач проявляется интерес, и вырабатываются умения самостоятельной деятельности.

 

Следующей задачей выделяемой в процессе развития творческих способностей учащихся является формирование качеств  личности, способной к самоопределению, которая заключается в организации  таких формирующих ситуаций, где  активным звеном выступает совместное творчество руководителя и подростка, что в свою очередь можно реализовать, используя творческие задачи.

Разнообразные глубокие и  прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость  в решении задач – это все  творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, оригинальные решение задачи и т.д.) [6]. Это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п. [1].

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения информатике рассматривается  разными учеными и учителями–практиками. При ее решении следует учитывать  ряд особенностей творчества (объективные  и субъективные стороны). Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна  полученного продукта, состояние  вдохновения, внезапность догадки  могут иметь субъективный характер. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю уже давно известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения. Творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется скачком. Этапы этого формирования отчетливо не выражены и ученик не может сразу рассказать о том, как он пришел к полученному решению. Этот путь остается не осознанным, а логическое обоснование интуитивной догадки приходит позднее. Теоретическую проблему или практическую задачу можно решить последовательно логическими шагами, применяя знания. Этот процесс называется дискурсивным. Часто встречаются задачи, решаемые и дискурсивно и интуитивно.

Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей, организации  специальных педагогических мероприятий. Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного  руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в  целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как  форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы [8]. В процессе этой деятельности создаются такие  воспитательные ситуации в жизнедеятельности  коллектива, которые своим содержанием  и эмоциональным проявлением  воздействуют на личность ребенка [8].

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы  заданий, требующих от ученика творческого  подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы  воспитывать у них уверенность  в своих возможностях. В связи  с этим возникает потребность  в разработке системы творческих задач, систематическое применение которых на уроках информатики будет  развивать творческие способности  учащихся, и повысит их интерес  к предмету. Система творческих задач  на уроках информатики, которые могут  быть использованы учителем, организуюет процесс обучения, по развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности учащихся.

Регулярное использование  на уроках системы специальных задач  и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности  школьников, способствует личностному  развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям  более уверенно ориентироваться  в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.

Чтобы школьник учился в полную силу своих способностей, учителю  необходимо вызвать у него желание  к учебе, к знаниям, помочь ученику  поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Одним из методов выявления  и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного (привычного) способа деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым – раскрытие творческой активности [12].

Использование различных  методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:

¾  выявления скрытых  творческих способностей школьников и  их развития;

¾  преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических  барьеров, затрудняющих развитие школьников;

¾  профессиональной и  особенно личностной подготовки педагогов  и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.

Использование новых методов  и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального  развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства [12].

Одно из целей работы учителя  – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение  следующих задач:

¾создать условия для  интеллектуального, нравственного  и эмоционального самовыражения  личности школьника, для открытия и  развития способностей детей в различных  сферах деятельности;

¾обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений  учащегося;

¾способствовать повышению  роли ученического самоуправления в  планировании, организации и анализе  жизнедеятельности в классе;

¾сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

При организации процесса обучения информатике с использованием творческих задач необходимо реализовать  два условия:

¾обеспечить оптимальное  соотношение между имеющейся  информацией и информацией необходимой  для решения творческих задач;

¾учебной информации должно быть несколько меньше, чем это  необходимо для решения творческих задач;

¾занятиям необходимо придать  эмоциональную окраску.

Педагогу необходимо научиться  относиться к ученикам как к младшим  товарищам по трудной, но очень интересной работе. Нужно уметь находить в  каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов, который более подробно будет рассмотрен в следующем параграфе. Данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки. При развитии творческих способностей учащихся, удачной является групповая форма работы. Состав класса разбивается на группы, команды, звенья. Данная форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом «здорового творческого соревнования». Урок информатики можно построить по следующему плану: учитель после объяснения материала у доски, предложить беседу за партами. Ученики в командах пытаются приводить примеры жизненных ситуаций, где можно использовать данный материал. Затрудняется один - приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы. Работа по командам оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных.

Для эффективного развития творческих способностей учащихся необходимо наличие  программно-аппаратного комплекса, позволяющего применять на практике полученные знания и навыки обработки  информации.

На первых же уроках можно  дать творческое задание: написать сочинение  на тему «Зачем я изучаю информатику?». Авторы лучших, самых грамотных сочинений  становятся помощниками и консультантами. Эти ученики, уже хорошо владеющие  определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают  своих одноклассников. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно.

Так, уже с первых уроков необходимо создать атмосферу творчества, т.е. условия для того, чтобы развить  творческие способности учащихся. Для  этого можно использовать следующие  приемы:

¾  соревновательный момент, когда боремся за наивысшую скорость печати;

¾  музыку, когда рисуем на компьютере;

¾  разгадывание и составление  кроссвордов с основными понятиями;

¾  упражнения для пальцев, для глаз , дыхательные упражнения для концентрации внимания.

При изучении сложной темы желательно разграничить уровень минимальных  знаний, уровень свободного владения материалом и уровень творчества. Важно хвалить учащихся за быстроту и качество печати, за блестящую догадку при составлении алгоритма, за прилежное, красивое и грамотное оформление решения задач и т.д.

Творческие задания можно  использовать как отчет об усвоении знаний по теме. Это проекты, рефераты, конкурсы, кроссворды. Одаренные дети на уроке требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Для них нужно  разрабатывать и давать им дополнительные задания повышенной сложности, над  которыми они должны подумать в классе или дома.

На уроках информатики  применение компьютеров позволяет  учащимся (в основном в старших  классах) заниматься исследовательской  работой при решении задач  из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться  четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые  задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться  в силу сложности математического  аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства  уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится  только приближенными методами. Ранее  способы решения таких уравнений  рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения (например, итерации, половинного  деления). Во-вторых, составляли программу  и использовали ее для получения  решения и его исследования. Труднее  было при изучении темы "Моделирование", когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую  переменную. Например, задача минимизации  расходов рейса морского судна и  выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Информация о работе Изобразительное искусство