Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

Использование программы  обработки числовых данных, например, EXCEL позволяет решать уравнения приближенными  методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным  и детям, владеющим программированием  недостаточно хорошо. Главным этапом становится не столько разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) сколько умение сформулировать и  осуществить исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть  выполняет компьютер.

В данном параграфе были рассмотрены  педагогическая и методическая деятельность учителя информатики по обучению с использованием творческих задач. В заключении хотелось бы отметить, что учет и реализация на практике вышеназванных задач будет способствовать: развитию практических умений и творчества учащихся общеобразовательных школ в системе теория - практика; совершенствованию учебно-методической, научно-методической деятельности учителей, внедрению инновационных технологий в образование; внедрению в школьную практику новых типов технических и информационных средств обучения, современных технологий организации образовательного процесса.

Выводы по первой главе

В данной главе были рассмотрены  такие понятия как творческое обучение, творческая активность, творческие способности. Проведено исследование в результате которого можно сделать  следующие выводы: творческое обучение как и любой процесс обучения требует соблюдения определенных правил и создания необходимый условий для его реализации. В настоящее время проводится апробация и внедрение психодидактического подхода к развитию творческих способностей учащихся на базе общеобразовательных школ и учреждениях дополнительного образования. В результате были разработаны возрастные нормы для всех методик, вошедших в программу диагностики, а также стандартные школы, позволяющие сопоставлять между собой результаты по разным методикам и у разных учеников. А также рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, что играет важную роль в построении процесса обучения. Были проанализированы три основных компонента образовательного процесса: процесс обучения, процесс воспитания и процесс развития.

Говоря о развитии творческих способностей учащихся, определяющим фактором является личностные характеристики учащегося, которые в рамках образовательного процесса, построенного на основе внешней  сферы взаимодействия личности, могут  подрывать любые попытки для  построения целенаправленного процесса развития этих способностей. На основании  этого можно сделать вывод, что  преобразование процесса обучения, в  котором учащиеся делятся на группы, каждый представитель которой является личностью со своими особенностями, будет наиболее эффективным при  самореализации учащихся. Для обеспечения  такого преобразования процесса обучения целесообразно перейти к организации  личносто – ориентированного подхода к обучению.

При организации этого  подхода можно выделить общие  характеристики творческой деятельности. Основываясь именно на личностных характеристиках, а также на социальном проявлении творчества. Само наличие таких характеристик  позволяет перейти к построению целенаправленного творческого  процесса через анализ и сопоставление  характеристик творчества с образовательными целями.

В силу того, что личностные особенности, на которых основывается творческая активность, изменчивы в  силу процесса взросления, при организации  творческой деятельности учащихся необходимо учитывать их возрастные особенности. Период обучения в 9 классе приходится на юношеский возраст. Представляет собой период нестабильности внутренней функциональной системы учащегося, именно поэтому использование творческих задач во время данного возрастного  периода приведет к достижению высоких  образовательных результатов.

 

Глава II. ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В данной главе рассмотрены  подходы к реализации обучения информатике  с использованием творческих задач, классификация творческих заданий, примеры задач, которые можно  использовать при изучении графического и текстового редакторов, а также  программирования, метод проектов. В конце главы будут подведены  итоги опытно – экспериментальной  работы.

2.1 Классификация творческих  задач

В данном параграфе будут  рассмотрены две классификации  творческих задач по содержанию, по выполняемой деятельности учащимися, приведены примеры задач. Проведено  соответствие между типом творческой задачи и типа урока, на котором целесообразнее его использовать.

Неотъемлемой частью любого урока является решение различных  задач, выполнение заданий. На уроке  информатики учащиеся выполняют  задания как практического, так  и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой  педагог, заключается в том, что  ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного  интереса и желания работать. Поэтому  одним из решением проблемы повышения познавательного интереса школьников является использование творческих заданий. В.И. Андреев, под творческой работой предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика [15]. “Творческая деятельность учащихся, — пишет Р.С. Немов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового” [25]. Но проблема в том, что таких задач очень мало, можно сказать, практически нет. Поэтому необходимо самостоятельно разрабатывать такие задания. Рассмотрим следующую классификацию творческих заданий по информатике, которая представлена в следующей таблицу [35]. (см. Таблица1).

 

Таблица1

Классификация творческих заданий  по информатике

№ 1. ПО СОДЕРЖАНИЮ 

1.1 Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.). Приложение 1

1.2 Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам). 

Приложение 2

1.3 Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний). 

Приложение 3,

Приложение 4

1.4 Задачи, допускающие несколько способов решения. 

Приложение 2, Приложение 3,

Приложение 4

  2. ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ 

2.1 Составление задач учащимися. 

2.2 Конструирование обратных задач. 

2.3 Составление кроссвордов, ребусов по теме. 

2.4 Разгадывание кроссвордов, ребусов. 

2.5 Написание рефератов, докладов. 

2.6 Разработка презентаций по теме. 

2.7 Проектная деятельность 

Приложение 5

2.8 Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.) 

Творческий характер деятельности в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся можно определять со следующих позиций [25]:

¾  уровень развития внутренней мотивации деятельности учащегося;

¾  оригинальность метода решения;

¾  творческая фантазия;

¾  оригинальность оформления;

¾  уровень использования  межпредметных связей;

¾  умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных  способов и оценка результатов.

На уроке, в зависимости  от его типа, можно использовать следующие творческие задания. (Таблица2).

 

Таблица 2

Применение творческих заданий  на уроках различного типа

Тип урока

№ творческого задания (из Таблицы 1)

1. Комбинированный урок

1.1, 1.2, 1.4

2. Урок формирования знаний

1.1, 1.2, 1.4, 2.7

3. Урок закрепления и  совершенствования знаний

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4,

4. Урок формирования умений  и навыков

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,

5. Урок применения знаний  на практике

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6

6. Урок обобщения и систематизации  знаний

1.3, 2.3, 2.4, 2.7

7. Урок контроля знаний

2.3, 2.4,

Для домашнего задания  можно использовать следующие творческие задания: 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса:

¾  низкий уровень;

¾  средний уровень;

¾  высокий уровень.

У учащихся с низким уровнем  развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты  отвлечения, предпочтение отдается задачам  репродуктивного характера, со стереотипными  действиями. Учащиеся со средним уровнем  развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к  выполнению творческих заданий, их самостоятельная  деятельность носит эпизодический  характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением  учебной деятельности более трудного характера.

В данном параграфе были рассмотрены  наиболее распространенные классификации  творческих заданий, были поставлены в  соответствие тип творческого задания  и тип урока, на котором целесообразнее его использовать. Можно сделать  следующий вывод: формирование познавательного  интереса – это поэтапное продвижение  учащихся от низкого уровня познавательного  интереса к среднему, от среднего –  к высокому. Нужно учитывать, что процесс формирования познавательного интереса очень сложный и долговременный и зависит от возрастных особенностей.

 

2.2 Использование творческих  заданий при изучении графического  и текстового редакторов

В данном параграфе будут  рассмотрены творческие задания  при изучении графического и текстового редакторов, примеры творческих работ, которые можно дать ученикам на выполнение при изучении данных тем.

На изучение графического редактора, как правило, отводится  от 5 до 8 часов, приблизительно столько  же на изучение и текстового редактора, причем два последних часа учителя, обычно посвящают творческой работе учащихся, выбирая в качестве формы  организации деятельности лабораторную работу. Творческими заданиями могут  быть рисунки для разработанного ранее (при изучении текстового редактора) макета газеты, открытки, приглашения, рекламные проспекты, визитки и  т. п.

В отличии от предшествующих такому занятию уроков, где ученики выполняют задания по соответствующим предписаниям, на уроках «творчества» неизвестно создаваемое школьниками изображение, и поэтому невозможно заранее описать действия по его созданию. На таких занятиях некоторые учащиеся испытывают трудности именно при организации своей работы. Поэтому целесообразно организовать деятельность учащихся по приведенному ниже алгоритму, причем применение инструментов редактора рекомендуется вынести в отдельную памятку.

Порядок выполнения работы:

1.  Определить номер  своего варианта. (рассчитаться по порядку.)

2.  Составить эскиз рисунка. (изобразить на бумаге рисунок.)

3.  Детализировать изображение. (выделить в рисунке геометрические фигуры, определить порядок их рисования., выбрать инструмент рисования каждой фигуры.

4.  Вызвать графический  редактор Paint (щелкнуть два раза левой клавишей мыши на иконке с названием Paint.)

5.  Выбрать из меню  инструмент для рисования. (переместить курсор в меню инструментов и принадлежностей, щелкнуть левой клавишей мыши на нужном инструменте.)

6.  Нарисовать фигуру  с помощью выбранного инструмента.

7.  Изобразить остальные  части рисунка. (повторить п. 5, 6.)

8.  Записать файл на  диск. (выбрать меню Файл далее Сохранить как, щелкнуть левой клавишей мыши, указать диск, каталог: c:\ risunok. набрать на клавиатуре имя файла: ris_ номер варианта.bmp. щелкнуть левой клавишей мыши на OK.)

Рассмотрим подробнее  организацию занятия. Пункты 2,3 приведенного выше алгоритма целесообразно дать учащимся в качестве домашнего задания  на предыдущем занятии. Это связано  с тем, что на их выполнение требуется  время. Как уже отмечалось ранее, на изучение графического и текстового редакторов отводится мало часов, поэтому  не следует тратить время урока  на выполнение задания, непосредственно  не связанного с работой на компьютере. Кроме того, учителю желательно иметь  несколько готовых рисунков, которые  можно предложить учащимся, по каким-либо уважительным причинам (болезнь и  т.п.) не выполнившим домашнее задание.

Подобные домашние задания  способствуют также формированию алгоритмического мышления, так как учащиеся планируют  свою будущую деятельность по работе с графическим и текстовым  редактором и проводят ее пошаговую  детализацию.

Дальнейшая работа осуществляется на уроке по алгоритму, который может  быть представлен в виде распечатки в расчете на каждого ученика  или написан на доске. Памятку  по работе с инструментами графического редактора желательно дать в печатном виде каждому ученику, в крайнем  случае одну на двоих учащихся. Целесообразно составить такую же памятку по работе не только с графическим, но и с текстовым редактором, электронными таблицами, базами данных и другими прикладными программным обеспечением, изучаемым на уроке информатики. объединение таких памяток в брошюру предоставляет дополнительные удобства при использовании.

Таким образом, рассмотренная  методика организации работы учащихся позволяет [25]:

¾  развивать алгоритмическое  мышление учащихся;

¾  снять зависимость  между пропуском (например, по болезни) учащимися предыдущих занятий и  успешной работой на итоговом творческом занятии;

¾  повысить вероятность  успеха слабого ученика.

Примеры творческих работ  по теме "Графический редактор Paint"

Цель: проверить навыки работы учащихся с графическим редактором Paint.

Задание. Выполнить рисунок  по одной из указанных тем, используя  все возможности графического редактора  Paint.

Темы:

1.  Обложка любимой книги.

2.  Космос.

3.  Открытка.

4.  Эмблема школы.

5.  Иллюстрация к литературному  произведению.

6.  Орнамент.

7.  Компьютеры.

8.  Тема по выбору  учащихся.

Творческая работа №1 "Открытка"

(оценивается по критериям  A, B, C, D)

Цель: Создать в электронном  виде (на компьютере) поздравительную  открытку на одну из тем:

1.  Масленица

2.  День св. Валентина

3.  60-летие Победы в  Великой Отечественной войне

Работа состоит из двух этапов:

1.  Создание эскизов  открытки и проекта работы

2.  Исследование инструментов  программы и реализация эскиза  на компьютере в графическом  редакторе Paint

Информация о работе Изобразительное искусство