Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

То же самое можно сказать  и о двух других книгах данной серии: Adobe Photoshop CS. «Официальный учебный курс и Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс» [8].

Книга «Adobe Photoshop CS: Официальный учебный курс» содержит 20 уроков и предназначается как начинающим, так и опытным пользователям, которые хотели бы научиться использовать программу Adobe Photoshop самым продуктивным образом. Все примеры записаны на компакт-диске, прилагаемом к книге.

В отличие от предыдущего  издания книга «Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс» содержит 18 уроков. Также продублированных на компакт-диске, прилагаемом к книге.

Эти издания являются наиболее подходящими для использования  при разработке методических рекомендаций при обучении графическому редактору.

Помимо этих учебных курсов литературы по наиболее популярным программам Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW достаточно много. Это такие учебные пособия как:

- Дэн Маргулис. Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции [22];

- Делла-Росса. Adobe Photoshop CS2 для художников [10];

- Елена Волкова. Photoshop CS2. Художественные приемы и профессиональные хитрости [7];

- Комолова, Тайц. Самоучитель CorelDRAW 12 [13] и др.

Недостатками данных учебных  пособий с точки зрения преподавания в рамках школьного курса являются сложность изложения, большое количество профессиональных терминов и определений. Именно поэтому данные пособия больше подходят для студентов и специалистов, а также для тех, кто уже  знаком с базовыми знаниями растровой  графики.

Таким образом, проанализировав  учебники школьной программы, можно  сделать выводы:

В учебнике Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» содержатся понятия  и сравнение растровой и векторной  графики и небольшой практикум.

В учебнике Макаровой Н. В. «Информатика. 11 класс» теории и практики по компьютерной графике нет.

Создание рисунков в векторном  редакторе, встроенном в текстовый  редактор Word и в растровом редакторе на примере Paint рассмотрено в учебнике Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов». Рассматривается растровая и векторная графика, форматы графических файлов.

Учебник для 10-го класса С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной «Систематический курс» содержит один параграф 3.11 «Представление графической информации». Рассматриваются понятия растрового и векторного изображения. Затем материал расширяется за счет изучения вопросов трехмерной графики и анимационных эффектов. В параграфе содержится 5 заданий.

Учебник для 11 класса С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной «Систематический курс» не содержит теоретического и практического материала по обучению компьютерной графики.

В учебниках И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера «Информатика 10-11 класс» теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет. Графика внедрена в практические работы по другим темам: инструментальные средства для рисования в текстовом процессоре, создание презентаций и сайта.

Минимальные представления  о растровых изображениях и программах работающих с ними дает учебник Угриновича Н. Д. «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса». Этот учебник дает общее представление о растровом изображении и работе с ними в рамках главы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». Учебник написан сложным для ученика 9-го класса языком и в то же время недостаточен для получения объема знаний, необходимого для создания изображений и их редактирования.

В учебниках Фиошина М. Е, Рессина А. А., Юнусова С. М. «Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Профильный уровень» теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет.

Проведенный анализ учебной  литературы показал, что редактор Adobe Photoshop в рамках школьной программы не рассматривается, хотя и представляют интерес у учащихся. Наблюдается явный недостаток практических заданий, поэтому требуется использование практикумов других авторов. Изучение этой темы обычно вводится по инициативе преподавателя и изучается на основе разработанных им пособий.

Работа с растровыми изображениями  в различных программах доступно описана в книгах «Официальный учебный  курс. Adobe Creative Suite 2: Classroom in a Book +2 CD», «Adobe Photoshop CS: Официальный учебный курс» и «Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс». Данные книги могут использоваться для разработки методических рекомендаций.

 

1.2 Психолого-педагогические  особенности процесса обучения  растровым графическим редакторам

 

Как известно, существуют два  вида компьютерной графики. Векторные  изображения состоят из контуров или кривых имеющих математическое описание, то есть имеют исключительно  математическую сущность, а именно параметрические кривые третьего порядка, называемые кривыми Безье. В графических редакторах, которые работают с векторной графикой, кривые Безье представлены в виде визуально ощутимых контуров, управление которыми также абсолютно визуально.

Способ представления  растровых изображений абсолютно  отличается от векторного представления. Растровые изображения состоят  из сетки точек, которая и носит  название растр. Такое представление  свойственно не только цифровой форме. В основе восприятия человеком растровой  графики лежит простой обман  зрения. В силу того, что точки  растра очень мелкие, глаз не воспринимает их по отдельности, он видит уже всю  картину в целом.

В цифровой форме каждая точка  представлена единственным параметром – цветом. В силу этого, редактирование изображения сводится к изменению  цветов их отдельных пикселов.

Растровые и векторные  изображения имеют свои достоинства  и недостатки, и принципиально  эти изображения несравнимы.

Источником растровых  изображений является техника, которая  может оцифровывать аналоговые изображения  или получать их прямо в цифровой форме.

К устройствам получающим непосредственно цифровое изображение можно отнести цифровые фотоаппараты и цифровые видеокамеры (а когда речь идёт о любительской работе – то и так называемые web-камеры). Полученное этими устройствами изображение сразу, без какого либо преобразования, сохраняется в виде файлов на специальных носителях информации. Затем файлы, содержащие изображения, переносятся с цифрового устройства на компьютер при помощи специальных коммутационных кабелей. Web камера как правило не имеет собственного запоминающего устройства, и просто транслирует цифровой сигнал на наш компьютер.

К устройствам для оцифровки  изображения относятся разнообразнейшие сканеры и специальные устройства для преобразования аналогового  сигнала в цифровой (платы видеозахвата). Необходимо просто положить фотографию или фотоплёнку в сканер и получить готовое изображение в компьютере.

Эти свойства растровой графики  предоставляют детям, даже не имеющим  художественных способностей, почувствовать  себя неким творцом, получить возможность  создавать художественные образы и  широкие возможности к самореализации.

При современном развитии цифровых технологий у детей есть неограниченный доступ к цифровой информации в виде изображений, фотографий и  др. В наше время широко распространены сотовые телефоны с возможностью фото и видеосъемки. Психологические  особенности старшеклассников таковы, что им необходимо с целью преодоления  закомплексованности видеть себя со стороны. Они любят проводить  эксперименты со своей внешностью и  внешним видом своих друзей и  окружающих. Особенно если это не несет  за собой никаких реальных изменений, а, следовательно, и ответственности. Эти возможности им как раз  и дает использование растровых  графических редакторов.

К несомненным достоинствам растровой графики можно отнести  реалистичность передаваемого изображения. Это объясняется тем, что в  случае растровой графики в цифровую форму переводятся все мельчайшие фрагменты реального изображения. К недостаткам растрового изображения  следует отнести, прежде всего, размер файлов, что собственно вытекает из детальности самого изображения. На сегодняшний день существуют технологии, которые позволяют бороться с огромными размерами файлов, но ценою потерь в качестве.

Реалистичность изображения, представленного в растровой  графике, является несомненным достоинством при обучении детей. Реалистичность изображения создает у ребенка  иллюзию возможности влиять на окружающий мир, что в свою очередь развивает  творческие способности и широту мышления.

Adobe Photoshop это одно из самых мощнейших средств обработки именно растровой графики, предоставляет практически безмерный мир возможностей в области обработки растровых изображений, создание коллажей, иллюстраций и прочих графических изысков.

Однако, необходимо помнить, что преподавание растровых редакторов возможно только с применением электронных средств, что в свою очередь требует соблюдение гигиены учебного процесса.

При оценивании качества электронных  средств учебного назначения необходимо проводить экспертизу на техническом, содержательном и методическом уровне.

На техническом уровне следует оценивать удобство и  простоту установки программного продукта, особенности использования памяти, периферийного оборудования, возможность  работы в сети, с носителями информации, адекватность реакций на нажатие  клавиш и их комбинаций, на остановку  и выход из программы. Также целесообразно  оценивать организационную структуру  программного средства, удобство навигации  в нем, степень реализованной  интерактивности, совместимость и  взаимодействие с операционными  системами, другими программами, защищенность программных модулей и образовательного контента.

Adobe Photoshop отвечает всем необходимым требованиям. Большинство детей старше 10 лет являются активными пользователями компьютеров. По опросу, проведенному среди старшеклассников 92% подростков сами устанавливают простое программное обеспечение [23]. Простота установки Adobe Photoshop, удобный и понятный пользовательский интерфейс делают этот программный продукт популярным. Психологические особенности большинства подростков отличают такие качества, как неусидчивость, желание получить все быстро и доступным способом. Ученик старших классов не станет долго разбираться с установкой непонятного программного обеспечения и неудобным и непонятным интерфейсом, он предпочтет закрыть программу и воспользоваться другой, более понятной и доступной. По исследованиям психологов, если установка программного обеспечения занимает более 15 минут, подросток к ней теряет интерес. Тоже можно сказать и о загрузке программы. Если время загрузки учебной программы более 2-х минут, то 4 подростка из 10 ею уже больше не воспользуются [26].

Экспертиза содержания программного продукта учебного назначения должна также включать оценку его общего оформления, комплектации, сопроводительной документации, компакт-диска. Также  необходимо устанавливать соответствие содержательного наполнения программного средства с современными достижениями науки и техники, с действующими учебными программами, с национальными  стандартами образования. Следует  оценивать также уровень грамотности  и информативности представляемого  учебного материала, систематичность, последовательность, четкость, доступность, полноту и наглядность его  изложения. При использовании этих простых правил уровень восприятия обучения растровому редактору возрастает на 20%.

При оценивании сопроводительной документации в содержательном плане  необходимо проанализировать полноту  предоставляемой информации о технических  и педагогических возможностях электронного программного средства, о возможности  комплексного его использования  с традиционными средствами, методами и приемами обучения. Как уже было сказано выше, учебного материала  по Adobe Photoshop, который подходит для преподавания в школе практически нет. При этом качественно разработанное методическое пособие, понятное, яркое, краткое способно увеличить восприятие учебного процесса более чем на 60%.

Методическое пособие  по растровому редактору должно содержать  как можно меньше текстового материала  и как можно больше иллюстраций. Текстовый материал должен только описывать  и уточнять иллюстрации. При работе с методическим обучающим материалом ученик должен получать большую часть  информации, только посмотрев на иллюстрацию. Он должен видеть как воспользоваться приложением и что он получит в результате своих действий. Если ему придется долго читать и анализировать прочитанное, то это не только снизит восприятие материала, но и вызовет потерю интереса к данной теме и к растровому редактору в целом. Тема покажется ему слишком сложной и трудоемкой.

При этом текстовый материал методического пособия также  должен быть кратким, разбит на абзацы по WEB формату (абзацы должны быть разделены  пустой строкой), а также содержать  необходимые выделения, маркеры  и др. Это дает возможность быстрого прочтения и восприятия текстового материала.

Особое внимание следует  уделить оцениванию методического  уровня организации учебного программного средства. Поскольку продукты электронной  индустрии подобного рода предназначены  для обеспечения сопровождения  учебно-воспитательного процесса, необходимо, чтобы они имели дидактическую  ценность, чтобы в них использовались прогрессивные методики изложения  учебного материала, отображались современные  методы и приемы его представления.

В процессе проведения экспертизы на методическом уровне должен оцениваться  весь дидактический инструментарий программного продукта, его воспитательная значимость, демонстрационные и «обучающие»  возможности. Также необходимо анализировать  соответствие представляемого учебного материала целям и перспективам обучения, вековым особенностям пользователей, уровню развития у них необходимых  умений и навыков. Должно оцениваться  наличие внепрограммных и межпредметных связей, связи теории с практикой, обеспечение мотивации учебной деятельности, актуализации опорных знаний, закрепления пройденного материала, проверки знаний пользователей. Нужно также оценивать программную реализацию механизмов стимулирования познавательной активности, индивидуализации и дифференциации обучения, возможности фиксации достижений пользователей, предоставления им помощи требуемого уровня и объема, информирования о продвижении в достижении учебных целей, о характере ошибок. В перечень критериев следует также включить оценку оригинальности и нестандартности подходов в изложении учебного материала.

Информация о работе Изобразительное искусство