Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья
что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей
Психологами, педагогами и философами (М.Г.Ярошевский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, М.Н.Скаткин и др. ) [5,6,7] давно установлено, что обучение с использованием творческих задач, берет свое начало в подходах к решению проблемной ситуации, и необходимости формирования мыслительных процессов, которые направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового, имеющего большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо. Вопросы обучения с использованием творческих задач тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, так как они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность – индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Отсюда и разнообразие видов способностей (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.
Особые требования в условиях реализации обучения с использованием творческих задач предъявляются к профессиональным качествам учителя. Можно сделать следующий вывод: при формулировании творческих задач педагогу необходимо обладать определенными качествами [4]:
¾технической
¾критичностью;
¾умением находить критические проблемы;
¾видеть недостатки технических объектов;
¾способность к ассоциированию;
¾установление аналогий;
¾генерирование новых технических идей.
Основное назначение обучения – сформировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности. Поэтому тема данной работы была актуальна, и ее актуальность со временем не снижается.
ОБЪЕКТ исследования – методика обучения изобразительному искусству
ПРЕДМЕТ исследования – методика реализации обучения с использованием творческих задач на уроках изобразительного искусства.
ГИПОТЕЗА исследования – если при подготовке урока изобразительного искусства акцентировать внимание на развитии способности к решению творческих задач, использовать специально–разработанную методику обучения с использованием творческих задач с разной степенью проблемности , то это может привести к повышению эффективности обучения изобразительному искусству, к улучшению успеваемости.
ЗАДАЧИ исследования – изучить особенности и условия обучения изобразительному искусству с использованием творческих задач.
¾проанализировать пути и способы реализации творческой деятельности;
¾выявить психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности;
¾рассмотреть психолого – педагогические особенности юношеского возраста;
¾обосновать методические и педагогические мероприятия по развитию способности решения творческих задач на уроках изобразительного искусства;
¾проанализировать творческую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства при изучении графического и текстового редакторов, при реализации творческих проектов, при организации и проведении творческих соревнований;
¾проанализировать результаты экспериментальной работы.
В ходе экспериментального и теоретического исследования были использованы следующие методы:
¾ анализ психолого–педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы;
¾ наблюдение за процессом обучения на школьных занятиях по изобразительному искусству;
¾ статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент, тестирование, проективные методы по улучшению творческого мышления школьников.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что мною были проанализированы определения творчества, творческой деятельности, в частности на уроках изобразительного искусства, рассмотрены психолого – педагогические аспекты обучения изобразительному искусству с использованием творческих задач, специфика возраста учащихся 9 класса средней школы. Практическая значимость данной работы состоит в том, что в данной работе рассмотрены подходы организации обучения учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием творческих задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной главе рассмотрены психолого – педагогические особенности возраста учащихся 9 класса средней школы, подходы к формированию понятий «творческое обучение», «творческая активность», «творческие способности». Творческое обучение, как и любой процесс обучения, требует соблюдения определенных правил и создания необходимых условий для его реализации.
1.1 Понятие творческой
деятельности, пути и способы
реализации творческой
В данном параграфе рассмотрены
вопросы, связанные с определением
понятия творческая деятельность, путями
и способами ее реализации. Проведен
анализ научной и педагогической
литературы по вопросам учета в процессе
обучения школьников индивидуальных особенностей
их мыслительной деятельности. Рассмотрены
требования, предъявляемые к
Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ориентируются, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.
Образовательный процесс включает в себя три основных компонента: процесс обучения, процесс воспитания и процесс развития. Рассматривая творческую деятельность школьника, необходимо учитывать, что каждый ученик обладает личностно – ориентированным набором творческих способностей. Специфика организации обучения в творчестве состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику и создать такие условия, в которых ученик мог раскрыть свои личностные качества в полной степени. Использование творческой деятельности на уроке изобразительногоискусства способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения важность и необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Традиционные технологии апробированы годами, их использование позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками.
В настоящее время общество, как уже было сказано выше, изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
¾ ориентироваться в
меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретать необходимые
¾ самостоятельно критически
мыслить, видеть возникающие проблемы
и искать пути рационального их решения,
используя современные
¾ четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;
¾ быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
¾ активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
При традиционном подходе
к образованию возникают
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели переводят процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя исключить и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи достаточно устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения учебного материала к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возможностью повторения виртуального эксперимента с измененными начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса информатики.
В этом случае каждый из учащихся
имеет возможность
Бесспорно, в современной
школе компьютер не решает всех проблем,
он остается всего лишь многофункциональным
техническим средством
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют добиться решения основных задач развития творческого потенциала личности: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
В исследованиях, направленных на изучение образовательного процесса [5,6,7], доказано что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, пусть даже очень эффективный, психолого – педагогический принцип. В современных условиях развития системы образования необходима реализация всей системы принципов, отбор и использование которых определяются спецификой самого продуктивного и творческого мышления, особенностями генетически заложенных способностей школьников.
Творческое обучение [3] считается и обучение проблемное, то есть, такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач–проблем под общим руководством учителя.
Также, анализируя различные научно-педагогические источники, под термином творческое обучение в разное время понимали:
¾ обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки) [2];
¾ развитие творческих способностей учащихся с помощью различных психологических подходов [1];
¾ методика, при которой знания применяются в неожиданном контексте [4].
В.В.Шахгулари в своей работе о подготовке будущих учителей к творческой деятельности [25] отмечает, что «… очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к соответствующему контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким». В процессе творческого обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Происходит формирование таких качеств как креативное мышление любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, логичность, познавательной активности [1].
Процесс творческого обучения
практически всегда носит поисковый,
исследовательский характер. Именно
выбор характера
В теории и практике обучения
информатике недостаточно внимания
уделяется организации
Однако в практике школьного
обучения в большинстве случаев
используются репродуктивные задачи,
ориентирующие ученика на однозначные
ответы, не позволяющие активизировать
его мыслительную деятельность. По
данным некоторых исследователей [5]
лишь 10% задач вызывают сенсорные
продуктивные процессы творческого
видения, самостоятельного наблюдения,
обращения внимания, быстроты охватывания.
К этим задачам относятся и
те, которые стимулируют
Анализ школьной практики
показывает, что вопросы, требующие
рассмотрения чего-либо с непривычной
стороны, нередко вызывают у школьников
трудности. Такая ситуация возникает
в результате того, что обучение
решению нестандартных