Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

Психологами, педагогами и  философами (М.Г.Ярошевский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, М.Н.Скаткин и др. ) [5,6,7] давно установлено, что обучение с использованием творческих задач, берет свое начало в подходах к решению проблемной ситуации, и необходимости формирования мыслительных процессов, которые направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового, имеющего большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо. Вопросы обучения с использованием творческих задач тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, так как они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность – индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Отсюда и разнообразие видов способностей (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.

Особые требования в условиях реализации обучения с использованием творческих задач предъявляются  к профессиональным качествам учителя. Можно сделать следующий вывод: при формулировании творческих задач  педагогу необходимо обладать определенными  качествами [4]:

¾технической наблюдательностью;

¾критичностью;

¾умением находить критические  проблемы;

¾видеть недостатки технических  объектов;

¾способность к ассоциированию;

¾установление аналогий;

¾генерирование новых  технических идей.

Основное назначение обучения – сформировать у учащихся способность  к самостоятельному, творческому  мышлению, развивать сознание своей  ответственности. Поэтому тема данной работы была актуальна, и ее актуальность со временем не снижается.

ОБЪЕКТ исследования – методика обучения изобразительному искусству

ПРЕДМЕТ исследования – методика реализации обучения с использованием творческих задач на уроках изобразительного искусства.

ГИПОТЕЗА исследования –  если при подготовке урока изобразительного искусства акцентировать внимание на развитии способности к решению творческих задач, использовать специально–разработанную методику обучения с использованием творческих задач с разной степенью проблемности , то это может привести к повышению эффективности обучения изобразительному искусству, к улучшению успеваемости.

ЗАДАЧИ исследования –  изучить особенности и условия обучения изобразительному искусству с использованием творческих задач.

¾проанализировать пути и  способы реализации творческой деятельности;

¾выявить психолого – педагогические аспекты организации творческой деятельности;

¾рассмотреть психолого – педагогические особенности юношеского возраста;

¾обосновать методические и  педагогические мероприятия по развитию способности решения творческих задач на уроках изобразительного искусства;

¾проанализировать творческую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства при изучении графического и текстового редакторов, при реализации творческих проектов, при организации и проведении творческих соревнований;

¾проанализировать результаты экспериментальной работы.

В ходе экспериментального и  теоретического исследования были использованы следующие методы:

¾  анализ психолого–педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы;

¾  наблюдение за процессом  обучения на школьных занятиях по изобразительному искусству;

¾  статистическая обработка  данных, сравнительный эксперимент, тестирование, проективные методы по улучшению творческого мышления школьников.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что мною были проанализированы определения творчества, творческой деятельности, в частности на уроках изобразительного искусства, рассмотрены психолого – педагогические аспекты обучения изобразительному искусству с использованием творческих задач, специфика возраста учащихся 9 класса средней школы. Практическая значимость данной работы состоит в том, что в данной работе рассмотрены подходы организации обучения учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием творческих задач.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и  приложения.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной главе рассмотрены  психолого – педагогические особенности возраста учащихся 9 класса средней школы, подходы к формированию понятий «творческое обучение», «творческая активность», «творческие способности». Творческое обучение, как и любой процесс обучения, требует соблюдения определенных правил и создания необходимых условий для его реализации.

1.1 Понятие творческой  деятельности, пути и способы  реализации творческой деятельности

 

В данном параграфе рассмотрены  вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотрены  требования, предъявляемые к общеобразовательной  школе на сегодняшний день, и на основе этого сделаны выводы –  как должен быть построен процесс  обучения с использованием творческих задач, в чем его специфика.

Новые требования, предъявляемые  сегодня к общеобразовательной  школе, которые определены в Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, ориентируются, прежде всего, на формирование конкурентоспособной  личности, свободно адаптирующейся в  быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.

Образовательный процесс включает в себя три основных компонента: процесс обучения, процесс воспитания и процесс развития. Рассматривая творческую деятельность школьника, необходимо учитывать, что каждый ученик обладает личностно – ориентированным набором творческих способностей. Специфика организации обучения в творчестве состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику и создать такие условия, в которых ученик мог раскрыть свои личностные качества в полной степени. Использование творческой деятельности на уроке изобразительногоискусства способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения важность и необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Традиционные технологии апробированы годами, их использование  позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение  грамотных людей, обладающих определенными  знаниями и навыками.

В настоящее время общество, как уже было сказано выше, изменило свои приоритеты, оно в большей  степени заинтересовано в том, чтобы  его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать  решения, гибко адаптироваться к  изменяющимся условиям жизни.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

¾  ориентироваться в  меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения  разнообразных возникающих проблем, осуществлять обучение на протяжении всей жизни;

¾  самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

¾  четко осознавать, где  и каким образом приобретаемые  ими знания могут быть применены;

¾  быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

¾  активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или  научной деятельности.

При традиционном подходе  к образованию возникают трудности  в воспитании такой личности, которая  удовлетворяет перечисленным требованиям.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные  модели переводят процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя исключить и психологический  фактор: современному ребенку намного  интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи достаточно устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.

 

Интерактивные элементы обучающих  программ позволяют перейти от пассивного усвоения учебного материала к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возможностью повторения виртуального эксперимента с измененными начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к  творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой  учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса информатики.

В этом случае каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме  того, появляется возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, в современной  школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным  техническим средством обучения. Не менее важны и современные  педагогические технологии и инновации  в процессе обучения, которые позволяют  не просто «вложить» в каждого  обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия  для проявления познавательной творческой активности учащихся.

Таким образом, современные  педагогические технологии в сочетании  с современными информационными  технологиями позволяют добиться решения  основных задач развития творческого  потенциала личности: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

В исследованиях, направленных на изучение образовательного процесса [5,6,7], доказано что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, пусть даже очень эффективный, психолого – педагогический принцип. В современных условиях развития системы образования необходима реализация всей системы принципов, отбор и использование которых определяются спецификой самого продуктивного и творческого мышления, особенностями генетически заложенных способностей школьников.

Творческое обучение [3] считается  и обучение проблемное, то есть, такое  обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач–проблем  под общим руководством учителя.

Также, анализируя различные  научно-педагогические источники, под  термином творческое обучение в разное время понимали:

¾  обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки) [2];

¾  развитие творческих способностей учащихся с помощью различных  психологических подходов [1];

¾  методика, при которой  знания применяются в неожиданном  контексте [4].

В.В.Шахгулари в своей работе о подготовке будущих учителей к творческой деятельности [25] отмечает, что «… очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к соответствующему контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким». В процессе творческого обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций. Происходит формирование таких качеств как креативное мышление любознательность, эмоциональность, диалектичность, системность, вариативность, оригинальность, логичность, познавательной активности [1].

Процесс творческого обучения практически всегда носит поисковый, исследовательский характер. Именно выбор характера образовательной  деятельности влияет на ее конечный результат  – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения информатике недостаточно внимания уделяется организации творческого  обучения учащихся. В основе данного  направления обучения лежит постановка и решение самых разнообразных  задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в  ней выражается первое пробуждение  мысли [2].

Однако в практике школьного  обучения в большинстве случаев  используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные  ответы, не позволяющие активизировать его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей [5] лишь 10% задач вызывают сенсорные  продуктивные процессы творческого  видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. К этим задачам относятся и  те, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

Анализ школьной практики показывает, что вопросы, требующие  рассмотрения чего-либо с непривычной  стороны, нередко вызывают у школьников трудности. Такая ситуация возникает  в результате того, что обучение решению нестандартных творческих задач, в массовой школе, практически  отсутствует. Между тем еще немецкий педагог Дистервег –последователь Песталоцци писал, что «… больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны» [8]. Разумеется, увидеть объект изучения по–новому, не так, как все, и не так, как его рассматривали раньше, – очень не простая задача. Этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся с помощью использования системы познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска решения. Не рекомендуется подбирать творческие задачи персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой подход к индивидуализации формирует на уроке неравные условия и делит учащихся на способных и неспособных. Задания творческого характера должны предлагаться учащимся всего класса. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель может разглядеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал [8], что «… в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными». Уровень развития творческих способностей зависит от системы обучения в школе. Использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых, позволяет систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не столько заучивать, сколько мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Одним из значимых значений для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов [5] являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность, а значит оптимально строиться и весь процесс творческого обучения.

Информация о работе Изобразительное искусство