Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья
что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей
¾ доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее «коллективную духовную жизнь школы»;
¾ развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку «всякий ребенок по-своему уникален»;
¾ умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»;
¾ предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания «атмосферы разнообразного творческого труда»;
¾ максимальное использование
специфических возможностей социокультурной
среды для решения задач
Таким образом, повышение
результативности педагогической деятельности
возможно при создании эмоционально–нравственной
атмосферы официальных и
Воображение взаимосвязано с мышлением. Эти два интеллектуальных процесса тесно переплетаются в творчестве. Подобно воображению мышление позволяет прогнозировать конечный продукт творчества. Также, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; также, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности .
В проблемной ситуации, с которой начинается творческая деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путем логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Однако, при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, достаточно трудно получить ответ с помощью мышления – тогда, решение получают используя такое качество человека как фантазию.
Следовательно, фантазия в определенной степени включена в творческую деятельность. Однако далеко не всегда процесс воображения (фантазирования) немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает, форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой.
Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины.
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности [2].
Ценность человеческой личности
во многом зависит от того, какие
виды творческого воображения
Кроме того, творчество всегда
насыщено яркими положительными эмоциями.
И благодаря этому
Определив, что у истоков
творчества стоят эмоции, мышление,
воображение и фантазия, и, ознакомившись
с их способностью влиять на творческую
деятельность и стремления к ней,
можно сделать следующий вывод.
Для активизации указанных
Непосредственный интерес к учебе (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень) представляет собой внутренний мотив, он побуждает к учению как к достижению определенной цели.
При опосредованном интересе к учебе или внешнем мотиве (наказание и награда, осознание необходимости, давление группы и д.р.) знания и умения выступают лишь средством достижения других основных целей. При таких мотивах сама цель учения может носить вынужденный характер. Внешне мотивированная деятельность вызывает интеллектуальную активность на стимульно – продуктивном, или пассивном уровне. Внутренне мотивационная деятельность вызывает интеллектуальную активность и инициативу на эвристическом и креативном уровне .
Из выше сказанного ясно, что наиболее результативно обучение строится на внутренних мотивах. Но, независимо от того, какой мотив будет выступать в роли ведущего стимула к учению, творчество будет выступать как следствие интереса к учению, а вот качество обучения имеет зависимость от рода мотива. В виду ряда причин, ученик, в отношении к разным предметам не может руководствоваться равной любознательностью. В связи с чем, мотивы, которые определяют преобладание интереса ученика к тому или иному предмету, многообразны. Но в своем большинстве они сводятся к следующим:
¾ непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается;
¾ интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;
¾ в некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляет, соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются;
¾ опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью;
¾ в других случаях
появление одних интересов
На становление ведущей мотивации обучения свое непосредственное воздействие оказывает педагог, в ходе своей педагогической деятельности стимулируя мотивацию учения.
Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для учащегося мотивы, для того, чтобы сделать процесс активного включения обучаемых в учебу более эффективным [6], была выделенная группа методов обучения, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, которая включает в себя две подгруппы:
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению:
¾ создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;
¾ познавательные игры;
¾ театрализации и драматизации;
¾ дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
¾ создание ситуации успеха в учении
2. Методы стимулирования долга и ответственности:
¾ разъяснение личностной и общественной значимости учения;
¾ требования;
¾ поощрения и наказания.
Стимулируя интерес к
учебе, преподаватель стимулирует
желание к самостоятельному изучению
теоретического материала, решению
задач и применению знаний на практике.
Известно, что творчество учащихся
предполагает элементы самостоятельного
поиска, предвидения и прогнозирования
(как результатов решений, так
и способов деятельности, процессов
деятельности) с целью все также
самостоятельного усвоения теоретического
материала и решение задач
по применению знаний на практике. Бесспорным
представляется факт, что повышению
степени самостоятельности
По П.И.Пидкасистому [18] прогнозирование информации – конструирование знаний, а также путей их получения в своем сознании, в своей внешней речи и дальнейшее сверка на правильность с эталонными.
«Уровень творчества» (П.И.Пидкасистый [18]) определяется отношением суммы прогнозируемой информации к сумме всей информации, усваиваемой учеником за единицу времени (урок). Это отношение можно назвать коэффициентом прогнозирования. Если сумму информации, которую ученикам предстоит изучить за урок, условно принять за 100%, то коэффициент ее прогнозирования может колебаться от нуля до единицы. Если вся информация изучается в готовом виде, то коэффициент прогнозирования приближается к нулю; если же половина ее воссоздается на основе поиска, то он составит 50% .
Коэффициент прогнозируемой информации, в том числе и о способах деятельности, можно принять за показатель уровня творческой познавательной деятельности учащихся. Чем больше величина коэффициента прогноза, тем выше уровень творчества и наоборот, чем меньше величина коэффициента прогнозируемой информации, тем меньше вероятность ошибок, но и тем ниже уровень творческой деятельности.
Условием к формированию мотивации творческого обучения выступает индивидуальный подход. Творчество ученика выступает не на пустом месте, оно есть проекция творчества учителя. Совместное творчество преподавателя и ученика воплощается через сотрудничество, поэтому в процессе работы учителю необходимо:
¾ увлечь ребят перспективой совместной деятельности;
¾ определить индивидуальные зоны творческого развития коллектива и его членов в отдельности;
¾ использовать общие
подходы к предстоящей
¾ находить варианты оптимальных решений;
¾ совместно обсуждать
условия предстоящей
¾ проявлять уважительное
отношение к разнообразным
¾ организовывать творческий обмен идеями, способами работы;
¾ в процессе диалога обеспечить возможность самовыражение личности школьника в творчестве.
Подобные действия со стороны преподавателя способствуют проявлению детского творчества и укреплению детской одаренности.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, который заключается в необходимости развивать опыт ученика, позволяющий создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания – оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.
В следующем параграфе необходимо определить особенности уроков информатики, на основе использования творческих задач.
1.3 Творческая деятельность
школьников на уроках
В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики.
Урок является многофункциональной
единицей образовательного процесса,
где сосредотачиваются и
На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого.
Учитель на уроке – с
одной стороны, сообщает, закрепляет,
проверяет эффективность
Анализ педагогической практики подтверждает, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда урок остается результативным [6]. Урок ориентированный на развитие творческой и познавательной активности личности – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности [6].
Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы, требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально–волевые, мотивационно – потребностные особенности каждого ученика старших классов. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, имеет возможность максимально использовать полученный опыт,
Основной замысел урока
состоит в том, чтобы раскрыть
содержание субъектного опыта учеников
по рассматриваемой теме, согласовать
его с задаваемым знанием, перевести
в соответствующее научное
Профессиональная позиция учителя заключается в знании и уважительном отношении к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. При подготовке к уроку учителю необходимо продумать не только, какой материал будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).