Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:24, статья

Описание работы

что представляет собой изобразительное искусство и как оно влияет на детей

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 198.45 Кб (Скачать файл)

Важной особенностью урока  является опора на психофизические  предпосылки, обусловливающие ученику  возможность успешного овладения  материалом.

Учитель принимает на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально  благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий  решения проблемных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что  знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

Одним из средств развития творческой активности является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и  удовлетворяется познавательная потребность  обучаемых. Педагог стимулирует  учащегося к саморазвитию, изучает  его познавательные потребности, создает  условия творческой деятельности и  тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Учителя и ученики чаще всего почти ничего не знают об особенностях своих творческих возможностях, условиях их «использования» и развития. Поэтому, для активизации творческой деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее интересно, проблемном виде.

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» – это  пословица, которая как нельзя лучше  иллюстрирует использование визуального  подхода в обучении информатике. Но не менее важным является предоставленная  возможность самостоятельно выполнить, то или иное теоретическое описание – в этом заключается деятельностный подход в обучении информатике. В этом случае, помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют и сормированность навыков и умений, и владение определенным набором знаний. Поэтому на уроках информатики необходимо приоритет сместить именно на формирование практических компетенций учащихся. Наиболее важным моментом выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

Безусловно, не всякую деятельность возможно или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда в целях активизации использовать такие приемы [8]:

¾  особенным образом  сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (заинтересованность в отметке; обозначение  значимости практической деятельности как очередного этапа в решении  более важных задач);

¾  добавить в практическую деятельность игровой, соревновательный момент, тогда она обретет значимость (вместо ответа о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную  биографию»);

¾  создать необычную  атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (составить  вместе столы и попросить класс  решить задачу урока совместно или  группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всем этом не допустить ошибки: практическая деятельность должна нести развивающий  характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Наконец, для активизации творческой деятельности при изучении сложного или «скучного» материала, каким часто бывает, например, изучение программирования, с самого начала продемонстрировать результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Возникает вопрос как активизировать творческий интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

В этом случае необходимо задействовать  межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций животных в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.).

Но познавательный интерес  к учебному материалу не может  поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном  материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает  не менее важный источник познавательного  интереса – сам процесс деятельности. Освоение этого процесса заключается, прежде всего, в разнообразной самостоятельной работе учащихся, организованной в соответствии с особенностью интереса.

Ценным подходом для развития творческой активности выступает метод  использования различных игр  и игровых форм организации познавательной деятельности.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования  проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Средства информатизации все активнее проникают во все сферы образования, становясь инструментом эффективной  подготовки компетентных выпускников, способных адаптировать полученные знания в современных социально-экономических  условиях [4].

В обучении информатики (на уроках и внеурочно) необходимо создавать  атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более  полно раскрыть свои способности. Для  этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять  проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно – исследовательской  деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов  в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Одними из главных целей  образования являются формирование творческого интеллектуального  потенциала, общего культурного уровня учащихся, формирование личности способной  к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Основной целью курса информатики  в школе является необходимость  научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически  воплощать свои творческие идеи с  помощью компьютера. Современные  дети не «боятся» компьютера и готовы осваивать его и дома, и в  школе. Формы и методы организации  обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности и тем самым  способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному  и глубокому отражению действительности [2].

 

Проблема мотивации обучения заключается в умении учить так, чтобы было интересно и ученикам и самому учителю. В этом случае изменяется роль учителя. Ему предназначается  организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, вооружать  его методами и способами познания и добывания знаний, развивать  умения применять их на практике [25]. И здесь на помощь приходят цифровые образовательные ресурсы.

Сегодня преподавателю информатики  объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, применяя на уроке обучающие презентации и электронные учебники, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Одной из форм творческой работы на уроках информатики, учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся младших классов с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся старших классов получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности и ,к тому же развития творческой логически мыслящей личности.

Переходя из начальной  школы (пропедевтический курс) в среднюю  ступень обучения учащиеся знакомятся с программами обработки различных  видов информации – редакторами. Среди них: графический редактор (MS Paint), текстовый редактор (MS Word), электронная таблица (MS Excel).

По окончании изучении темы графический редактор учащимся предлагается творческое домашнее задание, реализация которого на компьютере будет  на следующем уроке: нарисуйте иллюстрацию  к сказке (которую читали, изучали  на уроках литературы и пр.) с ее главными героями. При анализе работ, выполненных  учащимися, учитывается не только «узнаваемость» героев этой сказки, но то – какими средствами графического редактора  пользовался ученик для достижения своей цели: применялись ли такие  инструменты как эллипс, прямоугольник, отрезок, ломаная или ученик рисовал  только карандашом; использовалась ли заливка некоторых фрагментов изображения  и каков спектр цветов; какая часть  рабочего листа использовалась для  построения изображения и др. Причем свое мнение (иногда и противоречивые) высказывают и сами учащихся.

В конце изучения темы текстовый  редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные  типы выравнивания абзацев (по правому  краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: например, оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.). На первом уроке учащиеся создают рисунок будущей открытки, на втором пишут текст поздравления и внедряют изображение в текстовый файл. В результате такой деятельности, когда условие задачи сформулировано недостаточно четко, когда учащимся слабо представляется конечный результат и пути его достижения, можно проследить насколько хорошо ученики усвоили материал. Другими словами могут ли они грамотно и красиво расположить на странице любой текст или готовы действовать только по образцу предложенным учителем.

Формирование навыков  работы с электронной таблицей производится с некоторым набором задач  следующего содержания.

Сладкоежка Пончик решил  испечь на свой день рождения 3 торта: яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления  одного яблочного торта требуется 200г сливочного масла, 200г муки, 2 яйца, 300г сахара и 8 яблок. Для приготовления  одного орехового торта надо 200г  орехов, 400г муки, 300г сахара, 300г  масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратиться 3 шоколадки, 2 яйца, 300г муки, 200г масла и 100г сахара. Масло  в цветочном городе стоит 100 монет  за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монет за штуку. Построить электронную таблицу, из которой будет видно, сколько будет стоить каждый торт; сколько продуктов каждого вида Пончик должен купить и сколько это будет стоить; сколько всего денег он должен взять с собой, отправляясь за продуктами в магазин [9].

Для того, чтобы показать необходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменении некоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы, например: сколько будет стоить каждый торт, если на 3 монеты за 1 кг подорожает масло и на 2 монеты за десяток подешевеют яйца, если в шоколадный торт добавить 200г орехов, какие из тортов может приготовить Пончик, если всего с собой у него 150 монет, сколько должны стоить продукты для приготовления тортов, если Пончик располагает суммой в 180 рублей.

И если для решения поставленной задачи ученики еще слабо осознавали важность применения формул (считали  на калькуляторе и записывали результат  в электронных таблицах), то для  ответов на дополнительные вопросы (пересчет всех результатов при изменении  любого из условий), они видели необходимость, а самое главное – полезность, в их использовании.

Базовый курс информатики  имеет несколько содержательных линий, среди которых есть линия  исполнителя, линия алгоритмизации и программирования. Раздел алгоритмизация является самым сложным в курсе  информатики – это период формирования логического и алгоритмического мышления. Творческую деятельность учащихся на таких уроках организовать очень  нелегко, поскольку необходима очень  прочная база, опираясь на которую  можно решать нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Имеется  четко поставленная задача, для решения  которой ученики строят модель, составляют алгоритм решения, записывают алгоритм на понятном компьютеру языке (программа), запускают программу на выполнение, анализируют результат выполнения программы, при необходимости уточняют модель и выполняют операции описанные  ранее.

И все же элементы творческой деятельности учащихся можно увидеть, предлагая им самим составить  условие задачи после изучения определенной темы (ветвление, выбор, повторение, вспомогательные  алгоритмы и др.), а еще лучше, если условие задачи будет сопровождать и ее решение. В результате такой деятельности учащихся учитель может определить: насколько глубоко, полно и правильно ученик понял и усвоил материал; грамотно ли составлена задача и к какому классу сложности относится (в одно, два, три действия); имеет ли «подводные камни» в решении или ее решение достаточно оптимизировано и вызывает интерес других учеников и т.д.

Следующей формой творческой внеурочной (домашней) деятельности учащихся является составление кроссвордов. Работа по составлению кроссворда обеспечивает максимальную сложность при минимальной  структуре, причем по внутреннему содержанию это очень серьезная работа, а  по внешней форме очень напоминает игру – наиболее близкую и приятную деятельность учащихся. Такая деятельность учащихся очень важна для запоминания  понятий и терминов информатики, причем при анализе составленных кроссвордов особое внимание уделяется  четкости определения, правильному  подбору родового понятия к определяемому  слову. Рассматриваются различные виды (с ключевым словом, круговые, образные, линейные, двумерные, японские, скандинавские и др.), жанры (научный, юмористический, профессиональный) и уровни сложности кроссвордов.

В старшей школе значительно  глубже рассматривается содержательная линия «информационные технологии». Рассматриваются такие возможности  текстового редактора как создание таблиц, различных видов списков, внедрение объектов MS Equation, Graph, Image, слияние нескольких документов, форматирование документов сложной структуры и т.д. Предлагаются задачи следующего содержания: оформить грамоту победителю олимпиады по информатике в произвольной форме; оформить титульную страницу любой книги; оформить произвольное рекламное объявление (формат листа А4); оформить афишу кинотеатра о любом фильме; разработать гипертекстовый документ по одной из тем любого школьного предмета, после вывода темы должно задаваться три тестирующих вопроса, а в случае неверных ответов – выводить справку по данной теме; разработать гипертекстовый документ «Видеотека», в котором содержится список видеофильмов и ссылки на биографии актеров и режиссеров, участвовавших в съемках того или иного фильма. При помощи дизайнера презентаций PowerPoint создать справочник по одной из тем курса информатики или любого школьного предмета. Справочник должен иметь структуру состоящую из нескольких слайдов, причем предусмотреть переход по слайдам в зависимости от выбора того или иного понятия или определения. Слайды должны содержать в себе не только текстовую информацию, но и таблицы, рисунки, диаграммы, а по возможности звуковое сопровождение и (или) видеофрагменты.

Информация о работе Изобразительное искусство