Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
Первые образцы так называемого протофарфора относят к эпохе династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э. ). Белый фарфор чистой и звонкой массы создавался в период династии Тан (618-907). "Открытие" фарфора происходило постепенно, в течение столетий, но не случайно оно сделано китайцами. Технология производства фарфоровых изделий, помимо необходимых компонентов, требует идеальной чистоты, терпения и тщательной подготовки материалов. Фарфоровые изделия периода Сун (960-1279) отличаются мягкостью, пластичностью форм, глазурью белого или голубоватого оттенка либо цвета слоновой кости, иногда с узором "краклэ" или награвированным орнаментом типа сграффито. В период правления монгольской династии Юань (1279-1367) складывается классический стиль росписи фарфора синим кобальтом, получивший наибольшее распространение в эпоху Мин (1368-1644). Техника росписи фарфора основывается на многовековой традиции изощренного рисования и каллиграфии кистью и тушью по бумаге (также китайском изобретении). Особое отношение к материалу породило поэтические названия глазурей: "цвет луны", "голубой туман", "цвет неба после дождя", "павлинье перо", "цвет кожи желтой рыбы".
В резьбе по дереву и изделиях из бронзы распространен геометрический орнамент, удивительно похожий на греческий меандр, мотив свастики (знак пожелания добра), спиральный орнамент - так называемые китайские облака, волна, зигзаг - лэй вэнь, знак молнии, символ благодатного дождя. Символом дождя, жизненно важного для земледельцев, был также дракон. Желтый дракон - эмблема императора (девять драконов с пятью когтями на лапах могли изображаться только на императорском одеянии). Зелено-голубой дракон был символом императорской династии Хань. Птица феникс (так европейцы называли изображения фазана) - знак пожелания силы, красоты и высшего блаженства. Каждый месяц года связывался с определенным цветком: хризантема - символ осени, дикая слива - зимы, пион - весны, лотос - лета. В самый жаркий месяц "человек с хорошим вкусом" будет наслаждаться у себя дома созерцанием "пейзажа с тенистыми рощами, в которых хорошо укрываться от жары", а изображения "высохших деревьев и бамбука среди камней" можно держать в комнате в любое время года.
Китайцы были изобретателями шелковых тканей (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э. ). Вначале из шелка делались знамена и зонтики, служившие знаками различия. Желтый цвет полагался императору и императрице, лиловый - членам императорской семьи, голубой - высшим военным чинам, красный - средним, черный - чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей. В правление маньчжурской династии Цин (1662-1796) изготавливались самые разные изделия, ставшие классическими для искусства Китая. Особенно славился фарфор периода правления императора Канси (K'ang Hsi, 1662-1722). В это время изготавливались бледно-зеленые селадоны, вазы с ярко-красной глазурью "бычья кровь" и искрящейся "фламбэ". Красочные росписи фарфоровых изделий названы европейцами "зеленым", "розовым" и "черным семейством". Изысканный декор изделий "розового семейства" именовали "парчовым стилем".
К периоду Канси относят лучшие резные изделия из нефрита. Интересно, что, в отличие от цветного камня, дерева и фарфора, стекло в Китае практически не применялось. Наряду с резьбой по красному лаку в Китае делали мебель, шкатулки, пюпитры из "расписного лака" - особой техники многослойного лакового покрытия деревянных изделий с росписью и междуслойной инкрустацией фольгой и перламутром. Эту технику заимствовали у китайцев японские и корейские мастера.
До настоящего времени сохранилось искусство ажурных силуэтов из цветной бумаги и фольги. При изучении китайского искусства возникает ощущение, что его мастера наслаждались работой, придавая философский смысл решению самых сложных технических задач. К примеру, на грани разумного, с точки зрения европейца, находится работа над ажурной резьбой костяных шаров, вращающихся один внутри другого. На такую работу у мастеров уходили многие годы.
Достаточно условно, удовлетворяя потребность в аналогиях с историей европейского искусства, эпоху Тан (VII-IX вв. ) можно сравнить с ранним средневековьем, Сун (X-XIII вв. ) назвать эпохой классического китайского искусства (позднее средневековье), Мин (XIV-XVII вв. ), хронологически соотносимое с европейским Возрождением, более подходит под определение периода маньеризма и академизма. Искусство Китая оказало решающее влияние на формирование национальных художественных традиций в Корее и Японии. Китайские изделия всегда были интересны европейцам, они привлекали особой эстетикой, красотой материала и тщательностью его обработки. Китайский фарфор и шелк ценились на вес золота в буквальном смысле этого слова. Изделиям китайских фарфористов подражали мастера делфтского фаянса в Голландии. В XVII-XVIII вв. в Голландии и Англии была в моде мебель из китайского лака. "Китайский секрет" производства фарфора разгадали в Европе только к 1710 г. Ксилография - гравюра на дереве - получила развитие в европейском искусстве спустя восемь столетий после ее освоения в Китае (I в. н. э. ). Китайское искусство оказывало воздействие на развитие европейского стиля Рококо и даже Неоклассицизма. В эпоху Романтизма конца XVIII - начала XIX вв. и неостилей второй половины XIX в. в модном "китайском стиле" оформлялись загородные дворцы, интерьеры, парковые павильоны и беседки. "Китайская деревня" создавалась в парке Царского Села под Петербургом. Были и обратные воздействия - увлечения "европейщиной" в Китае, так называемое "шинуазри наоборот" (франц. chinoiserie - "китайщина"). Это явление началось с приходом португальских торговцев в Гуанчжоу в 1517 г., усилилось благодаря деятельности Ост-Индской голландской торговой компании, особенно в период Канси. При дворе императора Цян Луна (1736-1796) в Пекине работали европейские художники. Одним из них был итальянец Джузеппе Кастильоне (1688-1766). С 1715 г. он находился в Китае, хорошо знал китайское искусство и "владел китайской техникой живописи наравне с европейской". Многие китайские изделия из фарфора и расписных эмалей специально изготавливались на экспорт в Европу. Однако техника росписи по эмали заимствована китайцами из Франции, из мастерских Лиможа, и в XVII-XVIII вв. она оказалась одним из "мостиков", связывающих европейское и китайское национальное искусство.
В период Модерна конца XIX - начала XX вв. европейские поэты-символисты обратили внимание на искусство Дальнего Востока. Они увидели в китайской живописи способность "зачаровывать предметы" и уводить от действительности "к снам наяву". Этим качеством китайское искусство соотносится с европейской романтической традицией, одним из выражений которой стало течение символизма "серебряного века". Ведь и стиль Ар Нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. А название китайского пейзажа "Вечерний звон далекого храма"? Так ли оно далеко от названий картин дрезденских романтиков?
Классический
Время создания XVII-XIX век
Отличается логичностью и уравновешенностью композиции, строгой гармонией пропорций, геометрической правильностью и симметрией объемно-планировочных решений. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осевых планировочных систем. Отсюда и ясная перспектива, и взаимосвязанность пространств, и четкое зонирование помещений, и функциональность пространств. Стремление формы вверх, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство свободы, простора
Характерные цвета:
Цветовая гамма может варьироваться от белого с голубым до розового с золотом, от цвета молодой листвы до цвета нежной ванили. Колористическое решение стремится к тонким нюансным решениям, спокойным благородным тонам.
Харктерные лини:
Прямые.
Характерные формы:
Геометризм, подчеркнутая статичность форм и логичность планировки, статуи, обращение к ордеру.
Характерные элементы интерьера:
Стена - гладкая поверхность, ограниченные четкие объемы, не скрывает структуры, мягкость цветов. Лепнина сдержанных форм, натуральный камень, дерево, шёлк.
Характерные конструкции:
Колонны, большие плоскости, элементы античности.
Характерные окна:
Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Характерные двери:
Прямоугольные, филенчатые, часто с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах.
Античный классицизм
(см. античное искусство; Классицизм) - художественное течение в искусстве Древней Греции III-II вв. до н. э., в котором вновь утверждались эстетические нормы древнегреческой классики V в. до н. э. Это течение возникло в качестве реакции, противодействия распространению искусства эллинизма из Малой Азии в саму Элладу.
После завоеваний Александра Македонского в Азии, на обломках его огромной империи, в птолемеевском Египте, Карий, Сирии, Персии преобладающее значение обрели тенденции к грандиозности, внешней эффектности архитектуры, гигантомании в скульптуре, показной пышности и богатства в оформлении интерьеров. Это соответствовало идеологии восточных деспотических монархий, но порождало неприятие «классических греков».
Эллинистическое искусство иногда называют «античным барокко» или «античным маньеризмом» по аналогии со стилями Барокко и Маньеризма XVI-XVII столетий в Италии. Античный классицизм - оппозицией, противовесом эллинизму, «эллинизмом в самой Греции». Показательно также, что неоклассические и маньеристические тенденции в искусстве Восточного Средиземноморья III-II вв. до н. э. развивались не стадиально, а параллельно (см. диахронный метод), но, в конце концов, вторые все же оказались сильнее. Позднее, в I-II вв. н. э., аналогичную античному классицизму роль, главным образом в Риме, играли неоаттическая школа скульптуры и течение «греческого возрождения» (сравн. августовский, или римский, классицизм; архаистика; галлиеновский ренессанс). Самым известным шедевром античного классицизма периода эллинизма является статуя «Венеры. Милосской».
Августовский классицизм
(см. Классицизм)
- историко-региональный стиль
Император Октавиан был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, с 27 г. до н. э.- император Цезарь Август. После успешной борьбы за власть император объявил себя «принцепсом» (лат. princeps) - первым в сенатских списках. Поэтому этот период называется принципатом Августа. Император имел также звания Верховного жреца (Pontifex Maximus) и Отца отечества (Pater Patriae), он обожествлялся как «сын причисленного к лику богов Цезаря» и в римском народе всячески поддерживался культ Императора, хотя сам Август упорно называл себя «первым среди равных». Октавиан Август с юности отличался осторожностью и рассудительностью, его любимая поговорка: «Поспешай медленно». Он умел привлекать талантливых людей и гордился тем, что при нем храм Януса Квирина был заперт три раза, это означало отсутствие войн на всей территории Римской Империи. В Риме Август учредил культ божества мирного времени - Pax Augusta («Августов Мир») и повелел построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира.
«Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров». Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии. От своих приближенных «он требовал украшать город» и «воздвигать новые памятники, либо восстанавливать и улучшать старые». В архитектуре главным качеством стала декоративность. «Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромности неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности, копии с кариатид Афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса».
Именно в это время греческий ордер стал использоваться в римской архитектуре не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией была стена или аркада из кирпича и «римского бетона» (наполнителя из смеси гравия с цементом), а колонны, чаще полуколонны, приставлялись «для красоты». Типичный элемент подобной архитектурной композиции получил название «римской ячейки». Из всех ордеров римляне предпочитали наиболее пышный - коринфский. Инкрустация и облицовка стен стали непременным приемом; все здания облицовывались разноцветным мрамором изнутри и снаружи. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Светония. В качестве декора использовался не строгий геометризованный орнамент, как это было у греков, а натуральный растительный, в рельефе и росписи - подобный декор появится снова лишь полтысячелетия спустя, в эпоху Готики.
В годы правления Августа, на основе конструкции этрусских ворот, был создан композиционный тип римской Триумфальной арки. Трехпролетная арка Августа была поставлена на Римском Форуме. В эти же годы был выстроен каменный театр Марцелла, внешняя стена которого, по принципу «римской ячейки», предвосхищала экстерьер Колизея. Завоевание римлянами Египта отразилось в сооружении в 12 г. до н. э. пирамиды Цес-тия, гробницы, в подражание египетским, сложенной из кирпича и туфа и облицованной белым мрамором. Повелением императора в Рим для украшения города привозились египетские обелиски. Один из них в 10 г. до н. э. был установлен в Большом цирке, другой - на Марсовом поле. Строились мосты, акведуки, дороги.
В годы правления Августа работал создатель теории классической архитектуры Марк Витрувий Поллион, канонизировавший ордерную систему, автор знаменитой «Триады Витрувия»: прочность, польза, красота (firmitas, utilitas, venustas). Свой трактат об архитектуре, в десяти книгах (18-16 гг. до н. э.), Витрувий посвятил Августу. Развитие скульптуры проходило под знаком канонизации достижений эллинской классики V в. до н. э. (см. Перикла Век), хотя внешне демонстрировались черты обновления.
Это были годы расцвета неоаттической школы, мастера которой по заказам римских патрициев повторяли и варьировали знаменитые статуи древности. В искусстве скульптурного портрета «исчезала чувственность эллинистических образов», ее сменял «классицизм с рационалистичностью», вместо естественности и непринужденности «усиливались ноты официальности... В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Эта норма особенно отчетливо видна в портретах самого Октавиана... Идеализация образа сказывается в портретах августовского классицизма... смягчением конструктивности форм, графической трактовкой складок, одежд, локонов волос, черт лица». Декоративные росписи в интерьерах домов демонстрировали те же качества: предпочтение плоскостности, орнаментальности, статичности, доминирование вертикали и горизонтали. Изысканный растительный орнамент - прототип ренессансного гротеска - был распространен на серебряных и бронзовых сосудах (см. Хильдесхайма кубок), в аретинской керамике.