Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:39, дипломная работа
цель работы – анализ многообразия молдавского народного танца, для достижения которой нужно последовательно разрешить задачи исследования:
Изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме;
Проследить историю возникновения и развития молдавского народного танца;
Выделить культурные связи молдавского народа с танцевальными культурами других народов;
Классифицировать молдавский народный танец;
Дать характеристику основным жанрам и группам молдавских народных танцев;
Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев;
Поставить хореографический номер на основе изученной танцевальной лексики.
Введение.
Глава 1. Возникновение и распространение молдавского народного танца.
1.1. Древняя основа молдавской народной хореографии.
1.2. Распространение молдавских народных танцев и их соприкосновение с другими танцевальными культурами.
1.2.1. Факторы, способствовавшие обмену танцев.
1.2.2. Сущность понятия «жок».
Глава 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
2.1.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
2.1.1.2.Танцы в свадебных обрядах.
2.1.2. Характеристика бытовых танцев.
2.1.2.1. Характеристика наиболее распространённых бессюжетных танцев.
2.1.2.2. Многообразие сюжетных танцев.
2.2. Классификация по особенностям композиции.
2.3. Районирование и стилистические особенности молдавских народных танцев.
2.4. Классификация по возрастному признаку.
Глава 3. Танец как отображение жизни народа.
3.1. Социальный характер молдавского народного танца.
3.2. Манера исполнения молдавских танцев.
Глава 4. Хореографическая лексика молдавских танцев.
Глава 5. Применение полученных знаний на практике. Постановочная работа.
5.1. Подбор музыкального и хореографического материала для молдавского народного танца.
5.2. Постановка молдавского народного танца на основе разработанного композиционного плана.
5.3. Либретто.
5.4. Описание основных движений и рисунков танца.
5.5. Световая партитура.
5.6. Костюмы исполнителей.
Заключение.
Список литературы.
Между тем, широкие народные массы продолжали исполнять на жоках традиционные пляски. Интересное описание жока, исполняющегося в пригороде Кишинёва в середине XIX века, приводится в «Одесском вестнике»: «Куконы (госпожи, сударыни), куконицы (барышни), и всё, что только может двигаться, подпоясавшись басманами (платками), держат за них друг друга и составляют круг. Главный круг заключает в себе несколько других, среди которых красуются музыканты. И вот медленно, стройно волнуется разноцветная группа, играя, как калейдоскоп, цветами своих праздничных нарядов. Гордо, плавно, лебедем пустынных вод выступают грациозные красавицы, опутанные руками своих флакау». В данном случае, видимо, описан медленный танец типа хоры, с которого, как правило, начинались жоки.
Из записок русского офицера П.Жадовского были получены сведения о другом моменте жока: «Во время движения кружка люди, его составляющие, откидывают различные па, грациозные и неграциозные, своего собственного сочинения. Потом на середину круга выходит молодой, ловкий мальчуган, пляшет посередине, потом выбирает нравящуюся ему молодицу или девку: кружок разделяется на пары. В первой паре идёт бывший в середине. Пары скачут, кружатся, убегают в разные стороны по зелёному лугу или улицам, если это в городе и жок этим заканчивается, или, если плясавшие не устали и соберутся снова, опять начнётся по-прежнему…» Автор добавляет, что в этом танце каждый может импровизировать на свой лад, «исключая некоторых главных правил».
П.Жадовский отметил, исполнение на жоках не только круговых, но и парных и сольных танцев, а так же черты поликинетичности (одновременное развитие в них нескольких тем), свойственные молдавским массовым, особенно круговым пляскам. Большое количество и разнообразие танцев, исполняемых на жоках, объясняется тем, что созданные в одном районе, они быстро становились достоянием многих ближних и даже отдалённых сёл.
На жоках как нельзя более ярко проявлялось всё богатство колорита, хореографического языка, полученное от соприкосновения древней танцевальной культуры с различными инонациональными культурами, в том числе и с южнославянской, всё разнообразие молдавских танцев. В них, то медленных и как будто задумчивых, то вдруг стремительных и зажигательных, можно проследить всю необычайно сложную историю молдавского народа, понять его жизнерадостный и оптимистический характер, который он сохранил, несмотря на огромные страдания, выпавшие на его долю.
Выделившись из числа романских народов, молдавский народ, являясь носителем дако-римской культуры, в том числе и танцевальной, вступил в общение с южно – славянскими племенами. Воспринимая танцевальную культуру других народов, он переосвоил её в своём национальном стиле. Отсюда и необычное разнообразие молдавского танца, ощутимо несущих в себе черты древнейшего искусства и одновременно в живых художественных образах отражающих прошлое, а так же современную жизнь и мечты народа о будущем. Этот процесс можно проследить по таким танцам, как «Русаска» (русский), «Сырба» (сербский), «Гопакул» (украинский), «Цыгеняска» (цыганский), «Булгэряска» (болгарский), «Полка» (польский) и многим другим.
Но все эти танцы остаются чисто молдавскими, потому что ни у одного из вышеперечисленных народов нет подобных танцев, а если таковые и имеются, то называются молдавскими.
Танцы типа брыул и бэтуты отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, украшенными частыми синкопированными ударами ног о землю. В танцах нередко бывает ведущий. Исполняются они чаще всего по прямой или зигзагообразной линии (в форме вьющегося пояска) или в форме круга. Танцующие держатся за пояса, плечи или за кисти рук. Танец, как правило, сопровождается стригэтурь и киуитурь. Обычно в подобных танцах, требующих особой ловкости и мастерства, принимала участие лучшие танцоры села.
К числу самых распространённых танцев в Молдавии относится «Сырба», без которой не обходилось ни одно празднество, ни одно гуляние. Существует множество вариантов разнообразных «Сырбы»: «Сырба бэтрынилор» («Сырба стариков»), «Сырба бабелор» («Сырба старух»), «Сырба флэкэрилор» («Сырба парней»). Их названия даются по месту создания и исполнения – «Сырба дин Чинак» («Сырба из Чинака»), «Сырба дин Котовск» («Сырба из Котовска»); по характерному движению – «Сырба ку чокане» («Сырба с ударами молоточков») и т.д. В «Сырба веке» («Старинная сырба»), слегка размеренной, как бы воспроизводится её исполнение в старину, а в «Сырба бэтрынилор» («Сырба стариков») демонстрируется ловкость и мастерство стариков. «Сырба бэтрынилор», как правило, исполняется в быстром темпе. В «Сырба цынцарилор» («Сырба комаров») воспроизводится полёт летящего комара.
Обычно «Сырба» исполняется в стремительном темпе, легко и полётно, часто в парах. Характерные рисунки танца – круг, линии, полукруг. Основные движения – подскоки, подбивки в стороны; основная комбинация, характерная для всех районов Молдавии – шаг с выносом ноги вперёд – в сторону с одной ноги, затем с другой с продвижением по кругу, затем две подбивки.
Одной из разновидностей «Сырбы» является «Молдовеняска». Она появилась сравнительно поздно, в середине XIX века. Чаще всего «Молдовеняску» можно встретить в районах Молдавии, непосредственно прилегавших к России и вошедших после 1812 года в её состав.
К сожалению, до нас дошло сравнительно мало описаний исполнения этого танца в позапрошлом веке. Пожалуй, самые интересные сведения мы находим у М.Коцюбинского: «Держась за руки, взмахивая ими вверх и опуская вниз, мерно, плавно и без передышки перебирая ногами и старательно притопывая ими, как кони на току, неспешно и добросовестно выполняют заданную работу. А круг танцует, притопывает в такт «Молдовеняске» ноги, поднимаются и опускаются соединённые руки, мелькают белые платочки в девичьих руках.[7]
Типичные приёмы «Молдовеняски» - продвижение по большому кругу, по часовой стрелке и против часовой стрелки основным ходом «Молдовеняски» - шагом с подскоком; те же движения исполняются в нескольких кругах в разных направлениях; характерны ход единой линии из стороны в сторону, танец в построении звёздочкой, кружение в парах. Полётные боковые шаги, заканчивающиеся причудливыми, иногда синкопированными комбинациями, создают впечатление вихря, упоения стремительными движениями пляски. Народная основа «Молдовеняски» решена в форме рондо: круг, которым начинается танец, обычно повторяется после каждой новой фигуры.
Среди других популярных на жоке танцев выделяется «Булгэряска». В конце XIX века «Булгэряску» танцевали, держась за пояса или талию, в быстром темпе, как пишет М.Коцюбинский, под оригинальную восточную мелодию. То, что это был «бравурный и чрезвычайно быстрый танец», отмечали многие очевидцы. Насчитывая десятки вариантов, «Булгэряска» популярна и в настоящее время, однако она притерпела значительные видоизменения. По манере исполнения «Булгэряска» приблизилась к танцам типа сырбы, сохранив лишь более синкопированный характер.
Начиная со второй половины XIX века под влиянием европейских танцев – польки, вальса и других, а так же благодаря установлению более тесных связей с русским и украинским народами, возник целый ряд новых национальных танцев: «Гусаряска», «Русяска», «Голубица», «Полка», «Кадрилул» и другие.
Исследователь Бессарабии А.Защук писал о «Гусаряске», что она исполняется «с довольно скорым тактом музыки, под звуки которой выбивают ногами нечто вроде трепака. Фете (девушки) этот танец не танцуют, а только одни парубки».
«Русяска» - очень живой, похожий на польку танец. Как и многие другие танцы, сложившиеся под влиянием хореографической культуры западных и восточных славян, она исполняется, главным образом, в парах, которые, время от времени, группируются в типичные молдавские построения – круги, полукруги, линии. В некоторых вариантах «Русяски» чувствуется влияние русского перепляса и кадрили, в других – влияние вальса и польки. «Русяска» стала одним из самых популярных танцев, а в некоторых сёлах – первым танцем на жоке.
Очень интересно исполнение «Полки», «Кадрилул», «Гопакул», в которых заимствованные движения и основные рисунки стали по-молдавски своеобразными.
Как уже упоминалось, на каждом жоке можно увидеть танцы, которые исполняются в данном селе. Так, например, в молдавских сёлах и районных центрах мы наблюдаем большое разнообразие молдавских танцев. В Тараклии знакомимся с болгарскими танцами. На чадырлунгских жоках встречаемся с гагаузскими танцами.[8]
В различных сёлах танцы, исполняемые на этих гуляньях, отличаются разнообразием. Так, например, в одном месте, наряду с общепринятыми танцами большее предпочтение отдаётся «Сырбе», в других – «Молдовеняске», в некоторых – «Хоре» и т.д.
Украшением жоков были и до настоящего времени остаются мужские танцы. Отличительной чертой молдавской народной хореографии является то, что, начиная с XIX века, в ней почти не встречались военные танцы с оружием в руках. Но в то же время исполнялась и исполняется большая группа плясок, несомненно, унаследовавших энергичный, мужественный характер старинных молдавских танцев, отразивших многовековую борьбу молдавского народа за свою свободу.
Особенно кровопролитной и длительной была борьба с турецкими завоевателями, наивысшим проявлением которой было гайдучество, получившее особый размах в XVIII веке как классовое и национальное освободительное движение молдавского народа. Танцы гайдуков часто имели определённый, ярко выраженный сюжет. В них рассказывалось о захвате врасплох врага, о победе над ненавистными поработителями, об обучении молодых гайдуков обращению с оружием и о многих других повседневных событиях гайдуцкой жизни. Память о гайдуках жива в народных песнях, балладах, танцах до сегодняшнего дня. И хотя современные «Хайдучаски», часто исполняемые с палками в руках, не являются безусловным воспроизведением танцев гайдуков XVIII века, тем не менее в них до сих пор сохранились основные движения, а подчас и отголоски сюжетов старинных плясок.
Вплоть до последнего времени жоки сохраняли многие традиционные черты крестьянского хореографического фольклора. Они так же устраивались на самой большой сельской площади и начинались, как правило, медленной «Хорой», охватывавшей кольцом несколько сот юношей и девушек. Пожилые люди располагались чуть поодаль и внимательно следили за танцующими. Дети копировали движения своих кумиров, лучших плясунов. А девушки и юноши, держась за кисти рук и мерно покачивая ими в такт танца, исполняли нехитрые движения из простых и сдвоенных шагов с удивительной синхронностью. Постепенно юношам становилось тесно в спокойном, торжественном танце. И они начинали импровизировать. Там, где девушка делала один – два шага, юноши успевали делать три – четыре, украсив их синкопированными ударами пяткой, носком или всей стопой. Но при этом они нисколько не мешали остальным танцующим. В определённых моментах движения всех исполнителей точно совпадали.
На жоках были и старинные танцы, исполняемые исключительно стариками в особо торжественных случаях, и танцы молодёжи, строго выдержанные в традициях данного села или района, а так же своеобразные концертные номера, сочинённые самыми талантливыми сельскими хореографами, но ещё не ставшие традиционными.
Яркие, темпераментные, полные юмора и веселья молдавские танцы очень сложны из-за своих синкопированных ритмов и требуют от исполнителей немало ловкости, выносливости и умения. Поэтому танцам начинали обучать с самого раннего детства. «…Девочки и мальчики, которые недавно ещё резвились и дрались, серьёзно в такт подавались из одной стороны в другую. Каждое неловкое движение неумеющего тотчас же исправлялось более опытными танцорами и танцорками, и порой родители подавали советы, вмешивались в толпу подростков»[9].
В наши дни жоки, продолжая народные традиции, приобретают более широкий, более общественный характер. На жоках можно наблюдать и интересный творческий процесс, когда возникают новые танцы. Заканчивается жок обычно с наступлением вечера. Девушки и юноши отдельными группами расходятся по домам.
Народное танцевальное явление жок присущ многим народам, живущим по соседству с Молдавией. Автор книги «Наши народные танцы» Никулеску Вароне так пишет о жоке: «Где бы я ни был, в Румынии, повсюду слышал выражение (в диалекте дако-римском) жок, жокурь (jokuri). Исключение составляет северо –запад Трансильвании, север Буковины, где наши народные жоки называются танцами (danturi) (немецкое влияние). В центре и на юге Буковины они назывались «gioc», «strinsura» или «jioc». В Молдавии, Бессарабии, в некоторых местах Баната они ещё называются «jiocuri». Слова «gioc, hora, joc» или «ghilus» обозначают ещё и место, где собираются танцующие.
Слово жок также употребляется и в узком смысле, когда под ним подразумевается какой-то танец («данс»). Чтобы определить этот танец, уточняют его название вторым словом: жок ку бэтае, жок глумеск, жок маре и т.д.[10]
ГЛАВА 2. Классификация молдавских танцев.
2.1. Классификация по сюжетному принципу.
2.1.1. Танцы в молдавских обрядах.
1.2.1.1. Описание наиболее распространённых танцевальных обычаев.
В старину исполнение обрядовых танцев было связано с религиозными праздниками, а так же приурочивались к определённым датам сельскохозяйственного календаря, встрече Нового года. Многие из них сегодня забыты, а сохранившиеся, утратив свой обрядовый характер, исполняются как бытовые или сценические. К таким танцам относятся, например, «Кэлушарь», «Капра» («Коза»), «Кэлуцул» («Лошадка»), «Драгайка». Единственными, пожалуй, танцами, сохранившими до настоящего времени некоторый оттенок какой-то обрядности, являются свадебные танцы «Остропэц», «Зестря» («Приданное»), «Гэина» или «Кынтекул гэиней», «Хора маре» или «Жок маре» («Большой танец»), «Сырба нунций» («Свадебная сырба»).