Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 20:14, реферат
Во второй книге, являющейся фактически книгой для чтения, помещены художественные тексты, а также научно-популярные рассказы по истории, географии, физике и естествознанию. В этой же учебной книге приводятся тексты для изучения церковнославянского языка и материалы по арифметике. Подобную композицию сохраняют и две последующие книги "Азбуки". Материалы в каждой части усложняются в соответствии с возрастом учащихся. Завершают учебник методические указания для учителя. В них последовательно раскрываются особенности слухового метода обучения грамоте, разработанного Л.Н. Толстым. Методические указания, по существу, отражают всю толстовскую методическую концепцию обучения грамоте, родному языку, арифметике. Учебники Л.Н. Толстого оказали сильнейшее влияние на последующую отечественную учебно-педагогическую литературу, прежде всего на буквари, книги для чтения и другие пособия по русскому языку.
1. Дайте определение «речевому умению». 2
2. В чем состоит вклад Л.Н. Толстого в методику развития речи детей? 2-3
3. Раскройте научные основы методики развития речи. 3-4
4. Раскройте задачи и содержание словарной работы в старшей группе детского сада. 4-5
5. Проблемная педагогическая ситуация:
Ребёнок старшего дошкольного возраста редко пользуется сложными предложениями. 5-7
6. Приведите примеры комплексов артикуляционной гимнастики для детей младшей группы. 7-10
7. Назовите виды детских рассказов по игрушкам и предметам и раскройте их своеобразие. 10-16
8. Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятия? 16-20
9. Список используемой литературы. 21
а) младший дошкольный возраст
Развитие связной речи ребёнка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука - и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Занятия по развитию монологической речи у детей по описанию игрушек начинается с рассматривания предметов и игрушек.
Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки. Обучению рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Обучению рассказыванию в младших группах на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки, какого - либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее. В младшей группе ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них - припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Далее педагогом предлагается совместное составление описания и завершается придумыванием оценок - рассказов.
Занятия по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста идёт в эмоциональной форме обычно в виде простых дидактических игр (« Чудесный мешочек», « Кто это», « Что ты нашёл».)
Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим детям, имеет некоторые особенности игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой или маленький мишки, красная и зелёная пирамидки). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинается с их рассматривания, Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание идёт по вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому воспитатель с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его.
Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке. ( н - р, рассматривание игрушечных петушка, цыплёнка, курочки можно закончить чтением рассказа К.Д,Ушинского «Петушок с семьёй». Использование разнообразных литературных выставок очень оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
б) средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ повествование.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух - трёх предложений. Высказывания его приобретают характер рассказа. Четыре - пять лет дошкольники приобретают первоначальные навыки учебной деятельности: отвечать по вызову, выслушивать ответы своих товарищей, понимать указания воспитателя и следовать им.
Вопросы, речевой образец, указания - ведущие приёмы обучения рассказыванию в средней группе.
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план два - три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ; название игрушки, основные её качества и действия с ней: « Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть?»
Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы (« Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?». Широко используются дидактические игры с игрушками: « Магазин игрушек», «Почтальон принёс посылку».
Эмоциональная форма проведения таких занятий создаёт благоприятные условия для обучения связной речи. Очень интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощь педагога придумывают загадки про игрушки. Образцом могут служить несложные народные или авторские загадки. Например:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много.
А нитки ни одной. (Еж)
Можно использовать сравнительные рассказы детей. Например, описание двух игольниц» У меня есть игольница пласстмасовая, а у него деревянная. У моей игольницы остренький конец, она как ракета, а его как милицейский свисток».
В результате таких занятий дети, начинают самостоятельно придумывать загадки о предметах, выделяя самые характерные признаки: «Горячий и тяжёлый» (утюг), «Круглая, мягкая, за хвостик не поднимешь» (Шерсть на клубке).
в) старший дошкольный возраст
В старшей группе вводится новый вид рассказывания: рассказ по одной игрушке. Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Большие требования предъявляются к детской речи. Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т.д.). Они сразу дают полное описание. Педагог предлагает детям дополнить рассказ или делает это сам, давая образец описание.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек.
Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребёнка от излишней детализации, возвращать к сюжетной линии, если ребёнок отошёл от неё, своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель даёт образец - рассказ. Рассказ сопровождается действиями игрушек.
Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя даётся в том случае, если в нём есть необходимость (он может быть дан и в середине занятия.)
Особое внимание надо обратить внимание на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку даёт воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа - форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать « историю» про эти игрушки и рассказать её сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть любые, например: «Что случилось со слонёнком в зоопарке?»
Таким образом, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определённых заданий педагог создаёт такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Дети старшего дошкольного возраста способны создавать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
8. Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятия?
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.
В недельном расписании предусматривается также день и час повторения заученных на занятии стихов. Такие повторения педагог организует для детей со слабой памятью, которым недостаточно фронтальной работы на двух-трех общих занятиях.
В педагогической литературе достаточно подробно освещен вопрос об использовании пословиц, поговорок, загадок в воспитании детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Р. И. Жуковская), поэтому здесь остановимся на нем лишь коротко.
Прежде всего надо сказать об умелом отборе пословиц и поговорок: с учетом их доступности детям по содержанию и языку.
Пословицу не следует заучивать с детьми — нужно неоднократно употреблять ее к месту. Не стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть ее меткость, образность.
Методика работы с загадками иная. Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем загадки вводят обычно в старших группах.
Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Дети должны знать несколько народных или авторских считалок. А. П. Усова отмечала, что в дошкольной педагогике оказалась забытой очень содержательная часть детских игр — игровая прелюдия, или игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки, припевки), — ее заменило простое распределение ролей взрослыми. Между тем игровой зачин служит самоорганизации детей, помогает становлению поэтического слуха, является прекрасной традицией. Нужно стремиться к тому, чтобы дети усвоили и полюбили именно песенно-ритмическую сторону народных игр, использовали по своему желанию игровые зачины.
Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).
Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.