Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, данные археологии позволяют думать, что  зарождение тотемизма, магии, фетишизма, мифологии, анимизма относится к  времени существования поздних  неандертальцев, происходит еще в  древнекаменном веке.

В IX-VII тысячелетиях до н. э. в истории человечества происходит крупный перелом, получивший наименование неолитической революции. Было изобретено земледелие - одно из крупнейших достижений человечества, благодаря которому оно перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Период неолита охватывает промежуток времени между изобретением земледелия и появлением первых городов в начале IV в. до н. э., знаменующим собой начало истории цивилизации.

Несмотря на сравнительное  обилие памятников, несмотря на наличие  этнографических параллелей, религиозные  верования людей неолита остаются для нас неясными. Возможно, что  почитание женского божества было связано  с культом плодородия или, как  считает Георг Вильке, с культом  луны. Социальной основой этих культов  служил, вероятно, материнский род, который в эпоху неолита в  связи с ростом земледельческого хозяйства должен был уже оформиться.

Характер погребального  культа тоже неясен. Несомненно, что  он получил значительное развитие, и представления о душе и загробной  жизни стали более сложными; об этом свидетельствует разнообразие и изощренность форм захоронения. Родовой  строй наложил на них свой отпечаток: дольмены, цисты, искусственные и  естественные гроты были, вероятно, родовыми усыпальницами. Зародившееся имущественное неравенство между  членами рода также отражалось на погребальных обрядах и, что не исключено, на связанных с ними верованиях. Появление обычая кремации трупов, видимо, сопровождалось развитием веры в душу.

Древний человек в мифах  выражает свои страхи и свои желания, выносит их вовне и верит в  миф, связанный с определенным культом, как в действительность, т. е. воспринимает и переживает миф как некую  священную и все вновь и  вновь осуществляющуюся действительность. В этом мире индивид, единичный человек  еще не обладает самостоятельными отдельным  существованием, жизнью. Это не значит, что в определенных областях отдельный  человек совсем не может принимать  самостоятельных решений, в частности в сфере профанной жизни. Но на этом уровне элементарной формы религиозной жизни все сознательно-религиозное существование человека полностью зависимо от окружающего его сакрального сообщества - селения, тотемного сообщества, мужского союза и т. д. Эти общности охватывают и воплощают в себе подлинную жизнь индивида, тогда как единичное, отдельное, особенное в нем носит лишь второстепенный характер. Здесь, в этой главной сфере жизнедеятельности, нет места для «частных зон». Это «связанное существование» в самых главных своих проявлениях.

                  ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

 

В современной литературе термин "ранние цивилизации" (от лат. слова "civil" - гражданский) применяется для характеристики более высокой стадии развития человеческого общества, чем первобытнообщинная. Он как бы отделяет период дикости от эпохи, в которую уже сложились основные элементы человеческой культуры. Древний Египет, Месопотамия, древняя Индия и Китай стали истинной колыбелью современной мировой культуры. Именно там, в период от 6-5 тыс. до 2-1 тыс. лет до н.э. складываются первые государства, возникают города, письменность, поразительное искусство, техника, зачатки математики, астрономии, медицины, философии и многое другое, что позволило определить данные культуры как ранние цивилизации.

Каждая из возникших на протяжении столь длительного отрезка  времени культур несомненно уникальна, своеобразна. Однако нельзя не согласиться  с тем, что древние культуры в  совокупности своих достижений и  значимости для современного мира образуют некое цивилизационное единство, которое прослеживается в наличии  важнейших признаков, принципиально  отличающих их не только от первобытных  культур, но и от цивилизаций, пришедших  на смену.

Все ранние цивилизации возникли в плодородных районах по берегам  крупных рек: на севере Африки по берегам  р. Нила (Египет), в междуречье р. Тигра  и Ефрата (Месопотамия), р. Инд (Индия), р. Хуанхэ и Янцзы (Китай). В результате разлива реки разносили естественное удобрение - плодородный ил. Человек  скоро убедился, что прибрежный ил способен давать сказочные урожая, если научиться регулировать поступление  воды: отводить ее от поля в период разливов и подавать ее во время засухи. Искусственное  орошение полей стало экономической  основой возникновения и существования  всех ранних цивилизаций. Но создать  сложную ирригационную систему  можно было только при объединении  усилий многих людей. Совместное проведение сложных работ порождало специальную  организацию общества, особую систему  управления, иными словами, способствовало становлению первых цивилизаций. В тоже время ученые полагают, что деспотическая форма правления в ранних цивилизациях возникла, как следствие необходимости поддерживать в порядке ирригационные системы. Чтобы послать свободных людей на эти общественные работы, нужна была деспотическая власть.

Ранние цивилизации  — это цивилизации локальные, очень тесные, существовавшие только вокруг рек. Основная масса земли  находилась в собственности общины. В сознании людей общинная собственность, скорее всего, рассматривалась как  собственность бога - покровителя  общины. В процессе развития ранних цивилизаций усиливалось социальное и материальное неравенство, возникало  рабство. Но рабский труд использовался  преимущественно в царском и  храмовом хозяйствах. Основным укладом  в экономической жизни на протяжении всего периода существования  ранних цивилизаций оставался труд свободных общинников. Развитие земледелия, ремесел создавали условия дня  налаживания экономических связей, развивалась речная, морская торговля, но господствовал натуральный товарообмен. Несмотря на развитие внешних связей, преобладающей чертой жизненного уклада, определявшей мировоззрение человека эпохи ранних цивилизаций, продолжала оставаться замкнутость.

Эта культура шла  вслед за "архаической культурой", сохраняя ряд ее характерных черт (мифологическое восприятие мира, представление  о душе и духах как первопричине явлений природы и т.п.). Но в  то же время миросознание человека в тот период существенно отличается, и даже то, что прямо заимствованно, понимается в этой культуре уже по-другому. Переход к земледелию разрушил представления  первобытного общества о синкретичности мира. Он становится более сложным  для восприятия человека. Земледелие в 400-600 раз продуктивнее охоты, но земледелец более уязвим и беззащитен перед  силами природы, отсюда обожествление  природной стихии (солнца, неба, земли  и т.п.). В эпоху ранних цивилизаций  люди по-прежнему верят в богов, но это уже настоящие боги, а не просто могущественные духи первобытной  культуры. Наряду с функцией управления силами природы, они приобретают  роль первостроителей и покровителей поднявшегося над человеком могущественного  деспотического государства, которое  воспринималось как продолжение  космического порядка. Поэтому, сохраняя черты облика предшествующей архаической  эпохи (остатки тотемистического сознания), боги периода ранних царств обретают черты людей, стоящих во главе  управления государством и народом  — царей, правителей, верховных жрецов. Сходство богов этой эпохи с царями и правителями определяется приобретением  ими новой функции — обеспечения  земного порядка.

Вместе с тем  в этой культуре усложняется и  понимание роли самого человека. Человек  первобытной культуры зависел от духов, но и только, он не отвечал  вместе с духами за жизнь и порядок  на земле и на небе. Теперь совершенно другая ситуация: боги должны следить  за исполнением раз и навсегда установленных законов, а человек  обязан поддерживать их в этом. Человек  культуры древних царств уверен, что  мир, порядок поддерживается судьбой, богами, жертвой, законом. Живое олицетворения  космического и земного миропорядка  — фигура царя или верховного жреца, они связывают этот земной мир  с миром божественным. Царь и жрецы  поддерживают закон, регулируют жертвоприношения. До тех пор пока богам приносится жертва, соблюдаются законы, оказываются  почести царю и жрецам, беспрекословно подчиняются им, мир существует, если же хотя бы одно из этих звеньев  разорвется, мир обязательно погибнет. Такое отношение к миру во многом определялось способом коллективного  выживания, единственно возможным  для людей той эпохи и в  тех природно-климатических условиях. Гарантией выживания было наличие  мощного деспотического государства, получавшего свое оправдание в культуре и миросознании человека. Чтобы выжить, необходимо было создать сложную  ирригационную систему и запасы зерна на случай неурожая. В основе восточной деспотии лежит идеал  абсолютного единства, отрицающий любое  проявление индивидуальности. Государство  типа восточной деспотии управляется  огромным бюрократическим аппаратом, а его единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Здесь нет свободных людей, есть только государственные рабы, земледельцы (положение которых ничем не лучше рабского) и чиновники, осуществляющие административное управление. Благополучие человека определялось исключительно его государственным рангом. Здесь нет общества — оно поглощено государством, а человек низведен до административной функции. Здесь раб может возвыситься до министра, но и министр остается бесправным рабом системы. Даже верховный правитель почитается не за свои личные качества, он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного "величества", которое приходило извне и воплощалось в человеке. Поэтому возможно было и развоплощение. "Величество ушло»,— говорили древние египтяне, когда их фараон переставал (в силу разных обстоятельств) выглядеть в глазах людей настоящим властителем. И тогда наследником "величества" становился кто-то другой. Иного и быть не могло — ведь достоинство восточного владыки — это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Оборотной стороной божественного достоинства восточного владыки является пренебрежение его индивидуальным бытием, если только оно пытается заявить о себе как о самостоятельной сущности.

 

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Наличие общих черт в культурах ранних цивилизаций  породило близкое по сути миросознание людей древнейших цивилизаций, вместе с тем каждая из рассматриваемых  культур имела специфику. В китайской  культуре она во многом определялась значимостью ритуала того феномена, который на уровне обыденного сознания получил название "китайские церемонии". В каждой культуре традиции и передаваемые ими стереотипы поведения играют важную роль, но в Китае они выдвинуты  на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Здравомыслящий китаец не задумывался над таинствами бытия  и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим  священным долгом ему подражать.

Как и у других народов, первоначально у китайцев было множество богов, но со временем на первый план вышел Шанди, верховное  божество и легендарный родоначальник, первопредок-тотем. В отличие от подобных представлений у других народов, в Китае Шанди прежде всего - первопредок, заботящийся о  благосостоянии своего народа, а не бог. Смещение в культе Шанди акцента  в сторону функций первопредка  привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации  культа реальных предков клановых и  семейных.

В середине I тыс. до н.э. культ Шанди был потеснен культом безлично-натуралистического Неба. Китайский император стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной (этот титул и название страны сохранились до XX в.). Культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический аспект — Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественной космической силе Неба. Олицетворение с Небом означало принятие на себя правителем ответственности за весь окружающий мир и его порядок. Всеобщее чувство народа, трактовавшегося глашатаем воли Неба, воспринималось древними китайцами самым точным проявлением верховной справедливости небес. Одновременно космически санкционированный коллективизм начисто исключал из культуры индивидуализм и личностное начало.

Еще одной характерной  чертой культуры Китая — является доверчивость к миру природы, мудрости природы. В представлении китайцев мир природы это мир гармонии, где нет места враждебности, где  существует тождество противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, где все различия относительны. Мир совершенен изначально, поэтому  не нужно его переделывать, лучше  уподобиться природе, чтобы не нарушать гармонию. В основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического  порядка, санкционированного великим  Небом. Она поддерживалась философско-религиозными учениями — даосизмом и конфуцианством.

Творцом даосизма считается  Лао-цзы (Старый мудрец). Он автор "Книги  о дао и дэ", жил в Китае  на рубеже 6-5 вв. до н.э. Он считал, что  человек открывает истоки своей  бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным  путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (иероглиф дао буквально переводится  как «путь»).

Дао — это нечто  всеобъемлющее, что заполняет собой  все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет  человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий дао видит не одну лишь сторону вещей, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее  изменения. Вещь — временна, процесс  ее изменений постоянен, поэтому  акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает  в покое, но порождает жизнь. Дао  — основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао — дэ, т.е. форма  проявления дао в индивиде. В ней  раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.

Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений, и потому непознаваем, непостижим обычным  наблюдением. Зато в своей невидимой  основе он покоен и доступен проницанию. Главное условие — не нарушить путь, не прийти в противоречие с  мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Чтобы это произошло, необходимо разработать способ жизни  в согласии с миром. «Естественность» и слияние с великим дао  осуществляется через недеяние. Даосистское  недеяние отнюдь не тождественно пассивной  созерцательности. Недеяние — это  столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость  в специальной, нарочитой активности.

Таким образом, даосизм  не требует переделки, перестройки  природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а  для того, чтобы ее переживали, извлекали  удовольствие от общения с ней.

Вторая основа китайской  культуры - конфуцианство. Его создатель - Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун (родился  около 551- 479 гг. до н.э.). Наблюдение над  бытом народа привело его к  выводу, что общество поражено недугом (феодальная рознь, алчность, жестокость, праздность князей и т.д.), причины  которого кроются в забвении традиций. Необходимо вернуться к дедовским  обычаям и порядкам. Но сделать  это нужно сознательно: каждый человек  должен быть требовательным к себе, соблюдать правила и каноны, тогда  общество исцелится от своего недуга — в этом основа конфуцианской  этико-социальной программы.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества