Духовная жизнь советского общества в период "оттепели"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ основных направлений культурного разви¬тия СССР в период хрущевской «оттепели»
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- с опорой на массив источников и исторической литературы рас-смотреть влияние общественно-политических процессов СССР периода оттепели на развитие советской культуры;
- выявить главные противоречия культурного развития страны в условиях десталинизации .

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

     Завершение  «культурной оттепели» сопровождалось ликвидацией альтернативных тенденций культурного развития. Парадоксально, но после своей отставки сам Н.С. Хрущев стал по меркам официальных властей инакомыслящим. По отношению к нему применялись те же методы, что и в других подобных случаях. Когда Н.С. Хрущев стал диктовать и записывать на магнитофон свои мемуары, то вскоре органы КГБ узнали об этом. Магнитофонные пленки и тексты были изъяты. К нему применили те же санкции что и к любому гражданину страны, ставшему на путь инакомыслия. Власти боялись, что Н.С. Хрущев скажет нечто секретное, подрывающее устои государства. Сам Никита Сергеевич считал необходимым высказаться в защиту своей политической линии, которую он проводил в период руководства страной. Строки его воспоминаний предназначались потомкам, которые должны были рассудить, кто в этом споре о путях развития общества оказался правым.

     Как инакомыслящего Н.С. Хрущева в своем  исследовании рассматривает историк А.Д. Бородай.136 Позиции инакомыслия Н.С. Хрущева подчеркивает еще и тот факт, что впервые книга его воспоминаний вышла за границей, в Лондоне. Он видимо был неплохим конспиратором, сумел сохранить дубликаты своих записей, переправить их за рубеж и там опубликовать. В тот период в нашей стране выпустить книгу Н.С. Хрущева было невозможно. Этот сюжет напоминает историю с публикацией романа Б.Д. Пастернака «Доктор Живаго» за границей (Италия, Франция). За свое «инакомыслие» писатель вынужден был отказаться от Нобелевской премии. Несмотря на этот шаг, власти подвергли его гонениям. В итоге он был исключен из Союза писателей СССР. Это было равносильно тому, что лишиться работы. По сути дела судьбы Б.Д. Пастернака и Н.С. Хрущева в историческом ракурсе схожи.

     В целом, в работе удалось показать, что личное отношение Н.С. Хрущева  к наиболее ярким представителям творческой интеллигенции, которых в последующем называли «шестидесятниками», уже в начале 1960-х гг. выявило отступления от либеральной сущности реформ. Собственно оценка произведений некоторых литераторов, скульпторов, художников стала своеобразной «лакмусовой бумажкой», на которой проявился политический догматизм существовавшего режима. Преследование творческих деятелей только обостряло негативное отношение к системе, власти, строю. Получалось так, что сама власть рождала своих противников.

     В заключительной части работы проведен комплексный анализ оценки культурной политики СССР диссидентскими группами русских националистов.

     Исследование  показало, что сформировавшееся на волне спонтанных националистических настроений, русское движение конца 1950-х - 1960-х гг. оказалось двойственным по своему идейному содержанию и формам противостояния с режимом. Параллельно с профессиональной политической оппозицией (И.В. Огурцов, А.И. Солженицын, Л.И. Бородин, И.Р. Шафаревич) сосуществовало более массовое и более близкое к официальной идеологии русское национальное и культуроохранитель- ное течение, стремившееся не столько изменить, сколько расширить советскую систему за счет русской патриотической идеологии.

     Движение  в защиту традиционной русской культуры оказалось наиболее массовым направлением русской оппозиции. Важнейшее его преимущество в том, что оно не было деструктивным по отношению к государству и развивалось в соответствии с нравственным императивом Солженицына «жить не по лжи». Отказ от политического радикализма во многом был обусловлен идеей нравственного перерождения России, необходимости и неизбежности ее возврата на исторический путь развития.

     Сама  организация советской действительности порождала неизбежное культуроохранительное и духовное инакомыслие, например, при нарушении закона об отделении церкви от государства и школы от церкви или крещении ребенка. Православно-патриотические тенденции в советской культуре и общественной жизни власти называли «проявлением русизма» и строго преследовали.

     В 1960-е годы культурозащитная платформа позволяла консолидировать людей с самыми неоднородными убеждениями, чаще близкими официальным, чья оппозиционность основывалась на стремлении способствовать сохранению и возрождению русского искусства, архитектуры и особенно храмового зодчества. Большинство русских националистов разделяли точку зрения либеральных инакомыслящих о необходимости свободного сосуществования и развития всех форм и направлений культуры. Однако встречались и «крайние» взгляды, которые не получили массового развития.

     В целом, эпоха «культурной оттепели»  представляет собой уникальное явление советского периода истории и заслуживает тщательного внимания исторической науки. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы и источников

    Мемуары и воспоминания: 

  1. Аджубей А. Те десять лет. Москва. "Советская Россия". 1989. - 333 с.
 
  1. Алексеева Л.М. Поколение оттепели., М., Захаров, 2006 , С. 312
 
  1. Мы-предчувствие,предтеча.(ред. Добкин Ю.И. , М., Звенья, 1996
  2. Неизвестный Э. Говорит Неизвестный. , Германия, Посев, 1984, С 134
  3. Пастернак З. Воспоминания. М., Классика-21, 2006, С 204
 
  1. Хрущев  Н.С.. Материалы к биографии. М.,Политиздат, 1989, С.325
  2. Хрущев Н.С. Время. Люди.Власть. М,,Политиздат,1990, С 298
  3. Эренбург И.Г. Люди.Годы. Жизнь. Т.7, М.,Текст, 2005. С 396
 

    Журналы и газеты:

  1. Искусство героической эпохи. Коммунист. 1964. № 10.
 

.  

      /. Законодательные акты СССР и документы

  1. 1.Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957: Документы. М.: РОССПЭН, 2001. С- 807
 
    1. Идеологические  комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. М. 1988.
    2. Информация в ЦК КПСС из Московского горкома КПСС // Совершенно секретно. 15 декабря 1956 г. № 172.

    5. Исключить  всякие упоминания...: Очерк истории  советской цензуры. М. 1995.

    1. История советской политической цензуры: документы и комментарии (центр хранения современных документов). М. 1997.
    2. Кинематограф оттепели: Документы и свидетельства / Составл., коммент, В.И. Фомина / Роскино. Научно-исследовательский институт киноискусства. М. Материк. 1998.

    9. Коммунистическая  партия Советского Союза в  резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд-е, доп. и испр. - М.: Полититиздат, 1985.

    1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М. 1978. Т. 8.
    2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т. 8.М. 1985.

    11 .КПСС  в резолюциях и решениях съездов,  конференциях и Пленумах ЦК. М. 1954.

    Ю.Маленков Г.М. Отчетный доклад XIX съезду партии о  работе ЦК ВКП(б), 5 октября 1952 года. М. 1952.

      1. Материалы третьего съезда художников СССР. 26-29 ноября 1968 года. М. 1971.
      2. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М. 1993.
      3. Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие материалы. М. 1998.
 
 

Мемуары и воспоминания

1. 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Духовная жизнь советского общества в период "оттепели"