Духовная жизнь советского общества в период "оттепели"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ основных направлений культурного разви¬тия СССР в период хрущевской «оттепели»
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- с опорой на массив источников и исторической литературы рас-смотреть влияние общественно-политических процессов СССР периода оттепели на развитие советской культуры;
- выявить главные противоречия культурного развития страны в условиях десталинизации .

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Были  напечатаны повесть И. Эренбурга  «Оттепель» (именно после ее появления слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева «Не хлебом единым». Эти произведения поставили очень важные для советского общества вопросы: почему правда («искренность») в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга «Оттепель»87. Несмотря на общее соответствие канонам социалистического реализма, образы героев были даны в неожиданном для того времени ключе. Помимо основной сюжетной линии, описывая судьбу двух живописцев, писатель ставит вопрос о праве художника быть независимым от партийных установок.

Антисталинские  настроения пронизывали вышедшие в 1956 роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повести Павла Нилина « Жестокость», Сергея Антонова «Дело было в Пенькове». В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях интриг и безразличия бюрократической системы. Главные герои повестей привлекали живыми ищущими характерами, искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками своей собственной правды.

Наиболее  яркие произведения этого периода  были ориентированы на участие в  решении злободневных для страны общественно-политических вопросов –  об отношении к сталинскому прошлому, о пересмотре роли личности в государстве. Дискуссии велись на предприятиях, в кругу друзей, на страницах печати. В обществе активно шел процесс освоения пространства открывшейся свободы, прощупывания и уточнения ее границ. Большинство участников споров пока не отказывалось от социалистических идей, стремилось к тому, что позже назовут социализмом «с человеческим лицом».88

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза  о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне – мысль о том, что выиграли ее не маршалы и генералы, а простой солдат с его ежедневным негромким героизмом.

Первым  поднял эту тему, ставшую центральной  в военной прозе 50–60, Владимир Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова Пядь земли (1959) и Мертвые сраму не имут (1961), Юрия Бондарева Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), Константина Воробьева Убиты под Москвой (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Тяжелые военные испытания, знакомство с укладом и жизнью народов Европы учили советских солдат и офицеров на собственном опыте отделять реальное положение вещей от идеологических клише. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в сталинских лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего наиболее последовательной критике сталинско-коммунистический режим.  В те же годы в печати развернулись дискуссии о «положительном герое» и «теории бесконфликтности», о «самовыражении» в лирике и др.

Таким образом, в литературных произведениях  создается образ «нового человека», писатели и поэты затрагивают в своих произведениях вопросы о принадлежности и роли искусства в советском обществе, отказываются от «лакировки действительности» и выступают за искренность.

В советском кинематографе тоже произошли большие изменения. Актёры, режиссёры, операторы, художники получили возможность активно работать. Подход к воплощению жизни на экране в корне изменился и усложнился. В картинах 30—40-х гг. персонажи часто являли собой типажи с чётко обозначенными социальными приметами .Кинематограф 50—60-х гг. привнёс полутона, позволяющие рисовать сложные и многогранные характеры, без предвзятого деления на «чёрное» и «белое». У нового поколения кинематографистов проявилось романтическое отношение к современности — это было желание построить «социализм с человеческим лицом». Фильмом, положившим начало новому периоду советского кино, стало «Возвращение Василия Бортникова» (1953 г., режиссёр В. Пудовкин) 89

 Кинематограф  устремился к изображению реальной жизни и реальных характеров. Трилогия И. Хейфица «Большая семья» (1954 г.), «Дело Румянцева» (1956 г.) и «Дорогой мой человек» (1958 г.), а также «Урок жизни» (1955 г.) Ю. Райзмана, «Неоконченная повесть» (1955 г.) Ф. Эрмлера были сделаны на современном материале и затрагивали нравственные категории: честность, трусость, благородство, верность. Стоит особо выделить фильм «Дело Румянцева». Молодого шофёра Румянцева (Алексей Баталов) обвиняют в преступлении: груз, который он перевозил, оказался краденым. Все улики против героя, но справедливость торжествует. Ещё несколько лет назад невозможно было представить такой сюжет на экране. Это говорило об изменении отношения к отдельной личности.90

  Героями всё чаще становились молодые люди, которым свойственна верность романтическим идеалам и тяга к демократическому преобразованию общества. Молодые актёры — В. Тихонов, Н. Рыбников, Н. Михалков — создавали образы таких героев. Например, в «Весне на Заречной улице» (1956 г.) Марлена Хуциева рабочий в исполнении Николая Рыбникова влюбляется в учительницу вечерней школы. Однако различие в их социальном положении заставляет героя повышать уровень образования, а учительницу — более уважительно относиться к труду простого рабочего. На нелёгкие поиски своего места в жизни отправляется герой Вячеслава Тихонова в картине С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958 г.). Противоречивым, задиристым, но вместе с тем добрым и порядочным предстаёт перед зрителями герой Л. Куравлева Пашка Колокольников в фильме В. Шукшина «Живёт такой парень» (1964 г.). Юный Никита Михалков решает вопрос «кем быть, каким быть» в кинокартине «Я шагаю по Москве» (1964 г.) Г. Данелия.91 Пополнилось число фильмов на историко-революционную тему. Режиссёрская интонация постепенно менялась. В «оттепельных» фильмах «Павел Корчагин» (1957 г., режиссёры А. Алов и В. Наумов) и «Коммунист» (1958 г., режиссёр Ю. Райзман) главенствовала героическая патетика. События революции и Гражданской войны были представлены с бескомпромиссной однозначностью: «красные» погибали, но не сдавались, «белые» не вызывали никакого сочувствия.92

  Таким образом, идеи кинематографа периода  оттепели тесно перекликались с  идеями в литературе: все та же военная  тематика, образ простого советского гражданина, а так же большое внимание уделяется личности человека.

    В таком же направлении развивались  живопись и скульптура. В годы «оттепели» именно пластические искусства получили самый откровенный и болезненный удар. Уже при Сталине, вопреки указаниям, мастера упорно старались «оживить»  свои произведения. При первых намеках на свободу, художники отбрасывают иллюстративность и помпезность. В изобразительном искусстве складывается «суровый стиль». Появляются сдержанные, обобщенные формы, отвергающие всякую описательность. На первый план выходят эмоциональный строй картины, авторская позиция, психологические характеристики героев  (Н. Андронов«Плотогоны», В. Попков «Строители Братской ГЭС», братья Смолины «Полярники», «Стачка»). Все чаще художники обращаются к совсем уж непривычным темам – дом, семья, любовь.

    По-новому зазвучала военная тема. Художник-шестидесятник Г. Коржев создает цикл картин «Опаленные огнем», куда вошли такие полотна как «Проводы», «Заслон», «Старые раны».  Война в работах Коржева – великая, бессмысленная трагедия, это мужество простого человека в самой экстремальной ситуации, это горькие воспоминания после ее окончания, это разломанные судьбы, порушенные надежды.

    Художник  Г. Коржев в своих работах часто использует крупный план для усиления образной выразительности, углубления психологических характеристик героев. Например,все полотно картины «Мать» занимает измученная, седая женщина. Старая, рваная  телогрейка, съехавший с головы платок,  натруженные руки, покрасневшая от ветров и слез кожа, глубокие морщины от тягостных  дум и переживаний – каждая деталь кричит о безысходном горе, о безнадежности, о беспросветности.

    В рамках так называемого “сурового стиля” в разных ракурсах и непохожих стилевых контекстах разоблачался затянувшийся маскарад, снимался грим с участников призрачного  ликования, под которым обнаруживалось изрядно измученное человеческое лицо .

    Молодые художники попытались возродить  традиции авангардизма, восстановить самоценность   произведений искусства, изобрести иные средства художественной выразительности. Все эти новшества  нашли отражение в многочисленных выставках, в т.ч. и в Московском Манеже, где в 1962 г. открылась экспозиция «30 лет МОСХа».

    Станковая скульптура переживает те же изменения, что и живопись. Она старается освободится от парадности, помпезности и фальши. Внимание к человеку,  к его неповторимой индивидуальности, богатому духовному миру нашло свое выражение в образах таких известных скульпторов, как И. Слоним, В. Буякин, Д. Шаховский, В. Клыков. 

    В монументалистике в начале 60-х стали  отдавать предпочтение не пластике, а архитектурным формам. Одно из наиболее оригинальных сооружений – монумент в честь освоения космоса (установлен на Проспекте Мира в Москве). По замыслу скульптора А.П. Файдыша, архитекторов М. Барща и А. Колчина в этом величественном сооружении использован «металл будущего»,  шлейф и ракеты монумента облицованы титаном. В стилобате, под монументом был организован Мемориальный музей космонавтики.

В результате изменений в общественно-политической жизни страны стали развиваться  различные направления, темы и идеи в литературе, архитектуре , живописи и кинематографе. Развивалась новая тематика и углублялась старая. В литературе новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны. Была поднята проблема незаконных репрессий, проблемы нравственных деформаций в обществе., Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов. В Живописи и скульптуре происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи заграничных художников, проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям. По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах, в которых утверждалась окопная правда. Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Культуру  СССР периода хрущевской «оттепели» нельзя рассматривать в стороне от общественно-политической ситуации того периода.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ .

      Вопросы взаимоотношения власти и интеллигенции  в 1950-е - начале 1960-х гг. достаточно подробно освещены в отечественной историографии, однако за пределами внимания историков часто оставался не менее значимый вопрос восприятия культурной политики власти образованной частью общества. Иначе говоря, это вопрос динамики социально-психологических настроений и ожиданий интеллигенции, сопровождавших реформы в культурной сфере. Исследование настроений и творческой позиции интеллигенции позволяет дать обоснованные ответы на комплекс вопросов о тенденциях культурного развития страны.

      Именно  художественная интеллигенция, по мнению партийных идеологов, должна была посредством  советской культуры формировать идеалы коммунизма в массах. «Ныне главные задачи КПСС, - утверждалось в уставе партии, принятом еще в октябре 1952 г. - состоят в том, чтобы построить коммунистическое общество путем постепенного перехода от социализма к коммунизму».93 Еще более выражено идеи коммунистических ориентиров прозвучали в конце января — начале февраля 1959 г. на XXI съезде КПСС, который оказал огромное влияние на культурное развитие страны.

     Творческая  интеллигенция со вниманием следила  за быстро меняющимися политическими реалиями, пытаясь сделать свои выводы, а порой просто приспособиться. А.Т. Твардовский, депутат Верховного Совета СССР, выступил на этом съезде с речью, которая показывает постепенное перемещение акцентов в литературно-политической дискуссии. Твардовский предложил уделять больше внимания творческой стороне культуры, так как только творчество может воздействовать на людей, делая их восприимчивыми к новому. Строгие критерии необходимо применять к литературному качеству особенно в тех случаях, когда речь идет о современной теме, призывы к разработке которой раздавались после XX съезда партии.

     Попытки развить идеи либерализма в советской  культуре, появившиеся после XX съезда КПСС, по-разному оценивались представителями творческой и, особенно, литературной интеллигенцией. В ходе полемики между журналами «Новый мир» и «Октябрь», углублявшейся на протяжении 1960-х гг., речь шла в значительной степени об этой проблеме. Возможность для Твардовского отстаивать свою позицию на съезде партии указывала на то, что и на партийном уровне уделялось должное внимание связи между литературным качеством и воспитательным воздействием произведения.

     Определенные  идеологические акценты в культуре расставил уже упоминавшийся  III съезд писателей СССР.94 Во вступительном докладе первого секретаря А. Суркова перечислялись задачи советской культуры  в ходе семилетки, сформулированные еще в конце 1950-х годов. Сурков разделял подход Твардовского и высказался против некритического отношения к художественным слабостям произведений, посвященных актуальной тематике. В своей речи Твардовский последовательно критиковал и идеологические недостатки, свойственные литературе. С одной стороны, темы III съезда писателей имели литературную направленность, с другой стороны — касались организационных проблем Союза Писателей. К числу литературных тем относились, прежде всего, проблемы положительного героя, изображения современности, новаторства и, как уже упоминалось, эстетического качества. Дискуссию по этим вопросам завершило очередное заявление о приверженности писателей методу социалистического реализма.

Информация о работе Духовная жизнь советского общества в период "оттепели"