Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77
Получила развитие частная
благотворительная
Профессиональным
Всего частные пожертвования в первое десятилетие XIX в. превысили 9 млн. руб. Этому подъему, безусловно, способствовала политика правительства Александра I, всемерно поощрявшего благотворительность.
Наиболее интенсивно частная
благотворительность
Особенно возросла в этот период роль частной благотворительности в обеспечении детей. Если в XVIII в. было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в. – 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия – 8105. 95% всех действовавших благотворительных обществ России были созданы к началу ХХ века. В 1902 г. функционировало более 11 тыс. благотворительных учреждений и более 19 тыс. приходских попечительских советов. Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений состояло в ведении МВД (2772), за которым следовали общественные учреждения (959), духовное ведомство (713), Ведомство учреждений императрицы Марии (317), Министерство народного просвещения (90), военное министерство (52).
Материальную основу благотворительных
организаций и учреждений составляли
их недвижимость, собственные капиталы,
различные поступления и
Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале ХХ в. только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% – из средств частной благотворительности.
С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих, занятых поиском источников своего прокормления, приюта. Особенно острой эта проблема была в городах, в первую очередь – в Санкт-Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этой социальной проблемы Комитеты для разбора и призрения нищих еще в 30-е годы XIX в., не смогли полностью справиться с поставленной задачей. По данным Московского городского попечительства о бедных, в 1889 г. в городе находилось более 3500 нищих. Десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX в. влачили буквально нищенское существование. В срочной благотворительной помощи нуждались более пяти процентов россиян.
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства (Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме. Покровитель поэтов и искусств, таким образом, это имя стало нарицательным).
Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.
Если в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.
На рубеже XIX-ХХ вв. возникает "Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины". В 1901 г. Обществом было инициировало издание "Художественных сокровищ России", в котором впервые обращалось внимание читателей на высокую художественную ценность коллекций и частных собраний, как национального достояния.
По мнению известного промышленника
и предпринимателя, члена Московского
биржевого комитета П.А. Бурышкина
«широкая благотворительность, коллекционерство
и поддержка всякого рода культурных
начинаний была особенностью русской
торгово-промышленной среды». П.А. Бурышкин
в книге «Москва купеческая»,
написанной на основе архивных материалов,
периодической печати и свидетельств
современников, характеризуя социальный
облик московского купечества, рассматривает
его общественную деятельность, в
том числе благотворительность
и меценатство. На первое место он
поставил пять семейств – Морозовых,
Бахрушиных, Найденовых, Третьяковых
и Щукиных, "которые из рода
в род сохранили значительное влияние
– либо в промышленности, либо в торговле,
постоянно участвовали в общественно-профессионально-
Наиболее характерными примерами
меценатства и
10.2. Религиозно-этические
и социальные мотивы
На всех исторических этапах становления и развития благотворительности купеческое сословие принимало активное участие в этой деятельности. Однако мотивы благотворительности на разных этапах были различными. Если на первых двух – преобладали религиозно-этические мотивы, то на последнем, связанном с наиболее интенсивным развитием капиталистических отношений в стране, социальные мотивы благотворительной деятельности начинают превалировать, хотя и не отменяют полностью религиозный аспект.
Наиболее частым проявлением церковной благотворительности являлось строительство храмов. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к XIV-XV векам. Это были как корпоративные церкви, так и небольшие приходские храмы и даже монастыри, выстроенные на индивидуальные пожертвования.
У церковной благотворительности русских предпринимателей также существовали разные мотивы. Их можно классифицировать и объединить в несколько групп.
Во-первых, добившись успеха в хозяйстве, человек нуждался в сознании праведности своего дела. По мнению церкви, богатство и успех нравственны и богоугодны тогда, когда праведен сам хозяин. А наиболее очевидным внешним проявлением благочестия является строительство или украшение храма, что и было до второй половины XIX века самой распространенной формой купеческой благотворительности.
Во-вторых, в русском православном сознании утверждалась идея не самоценности, а социальной значимости и ответственности богатства. Уважение и признание со стороны общества надо было заслужить, проявив себя в таком деле, которое обладало безусловной социальной значимостью и престижем. До середины XIX века таким делом была, безусловно, церковная благотворительность.
В-третьих, важнейшим мотивом
церковных пожертвований
Однако оценка церковной купеческой благотворительности в России была неоднозначной. Несмотря на прямую ориентацию на завоевание общественного мнения, в нем всегда присутствовало сомнение в искренности и бескорыстии жертвователей, поскольку источником благотворительности, в том числе и строительства, и украшения храмов, порой, становилось богатство, нажитое нечестным путем – обманом, обсчитыванием и обвешиванием покупателей и т.п. Исследователь купеческого быта Е. Голубинский писал, что "наши купцы, столько усердные во внешней молитве, столько приверженные к храмам и теплящие в своих лавках неугасимые лампадки, до такой степени мало наблюдают честности в торговле, что можно подумать, будто они теплят лампадки затем, чтобы Бог помогал им обманывать людей"[3].
Глядя на таких «благотворителей» и «храмостроителей», современники прекрасно понимали, что их подлинная цель состоит в том, чтобы «откупиться» от Бога.
Поэтому купеческая церковная благотворительность в глазах народа, включая верующую интеллигенцию, несли в себе, таким образом, изначальный нравственный изъян. Даже когда они совершались от чистого сердца, с подлинно благочестивыми помыслами и на честно нажитые деньги, раскол внешнего и внутреннего в массовом религиозном сознании позволял за каждой красивой и богатой церковной постройкой подозревать грех и порок.
Примером двойной
морали может служить история
рабочего бунта на ткацкой фабрике
купца А.И. Хлудова, нажившего миллионы
и жертвовавшего большие
Лишь во второй половине XIX века социальные аспекты благотворительности начинают доминировать над церковными.
Примером комплексного подхода к реализации социальных программ является деятельность Товарищества нефтяного производства «Братьев Нобель», которое к началу ХХ в. являлось одной из крупнейших акционерных компаний России. Товарищество нефтяного производства «Бр. Нобель» было учреждено 18 мая 1879 г. как товарищество на паях с основным капиталом в 3 млн. рублей[5].
В 1913 г. баланс товарищества составлял более 186, 5 млн. руб., дивиденд – 26%, годовой объем производства достигал 93 млн. руб., численность рабочих – 12,5 тыс. человек. К 1917 г. товарищество «Бр. Нобель» являлось ведущей нефтепромышленной компанией в России, капитал которой достигал 30 млн. руб.[6].
Практически во всех Поволжских
городах Нобели имели свое производство.
В Астрахани в 1880 г. были построены
мастерские по ремонту нобелевского
флота (плавучий док), которые вскоре
переросли в судоремонтный
Идея с городками была
реализована в Царицыне, Астрахани,
Саратове, Самаре, Уфе, Рыбинске и других
городах. При строительстве поселков
Людвиг и Роберт Нобели разрабатывали
новый тип социального
Одним из первых, в 1880 г. начал работать нефтепромышленный комплекс в Царицыне, который положил здесь начало «городку Нобеля», который разительным образом отличался от остальной части Царицына.
В Прикаспийской газете за 1900 г. помещена статья под названием «Царицын, его благоустройство и общественная жизнь» и с подзаголовком – «Из записок туриста», в которой в форме фельетона, достаточно иронично, но правдиво, описано, что представлял из себя этот уездный город. Автор пишет: «Царицын красиво раскинулся на правом берегу Волги со своим 40 тыс. населением. При проезде через него летом, при тихой погоде, город радует взор путешественника и оставляет по себе хорошее впечатление, если туристу пришлось пробыть в нем не больше одного дня. Но беда поселиться здесь человеку интеллигентному. Внешние «прелести» города дадут себя скоро знать.