История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

Говоря о мотивах благотворительной  деятельности купечества, надо отметить и такой факт, что именно эта  деятельность открывала скорый и  верный доступ к чинам, орденам, почетным званиям и прочим отличиям, к которым  предприниматели не могли быть равнодушны, поскольку это влияло на их общественное положение. Лишь редкие жертвователи, такие как Третьяков, Морозов, Мамонтов, Кокорев и некоторые другие были равнодушны к правительственным  наградам.

Поощрять благотворительную  деятельность частных лиц начала еще Екатерина II. При ней за активную благотворительную деятельность и меценатство можно было получить звание «почетного гражданина», которое давало ряд льгот и привилегий, в частности позволяло носить шпагу, получать личное дворянство и т.д. По имени купца Горохова, перечислявшего деньги в различные благотворительные фонды, была названа улица в Петербурге.

Участие в деятельности благотворительных  обществ, членство в попечительских советах школ, училищ, приютов, музеев и т.п. считалось в дореволюционной  России «государственным делом», а  поэтому находилось под покровительством и регулярно поощрялось властями. Так, известный предприниматель  К.Т. Солдатенков к сер. 80-х гг. XIX века «за пожертвование и усердие» имел ордена: Станислава 3-й степени (1864 г.), Станислава 2-й степени (1868 г.), Анны 2-й степени (1861 г.), Владимира 4-й степени (1885 г.).

Довольно высоко в купеческой среде котировались почетные звания коммерц- и мануфактур-советника. Несмотря на то, что эти почетные звания присваивались  формально за «особые заслуги  в распространении торговли»  и за «особые отличия по мануфактурной  промышленности», значительная часть  их обладателей были не столько выдающимися  промышленниками, сколько благотворителями, на что неоднократно указывал министр  торговли и промышленности В.И. Тимирязев. Действовал принцип «заплати деньги – получи награду». Такое циничное отношение к благотворительности  было довольно обычным делом в  предпринимательской среде.

Основная часть средств  на благотворительные цели шла в  Москве и Петербурге. Согласно статистики в 1897 г. купеческое сословие потратило  на благотворительные цели всего 1 млн. 123 тыс. руб., их них в Московской и  Петербургской губерниях израсходовано  более 950 тыс. руб.

Однако лишь в четырех  из 755 городов России (Москве, Петербурге, Риге, Одессе) дело призрения бедных было поставлено удовлетворительно  и даже с размахом. В 1896 г. благотворительностью в Москве воспользовались около 340 тыс. человек из 1029 тыс. населения, т.е. 33% всех жителей. Надо отметить, что  первопрестольная столица в пореформенный  период намного опережала остальные  города империи по объему добровольных пожертвований граждан на нужды  просвещения, здравоохранения и  общественного призрения. Москвичи делали до двух третей всех пожертвований  в стране. К концу XIX в. в руках  Московского купеческого общества, занимавшегося главным образом управлением огромными благотворительными учреждениями, бывшими в его ведении, сосредоточились значительные суммы до 10 млн. рублей[16].

Другая ситуация была в  провинции. В большинстве губерний на нужды благотворительности тратилось  всего по 500-600 руб. в год, а в  некоторых губерниях вообще ничего. Хотя благотворительность в уставе купеческих обществ была заявлена как  одна из ведущих форм деятельности, надо отметить, что провинциальное купечество было довольно скупо и  неохотно жертвовало средства на социальные нужды. Зачастую эта деятельность носила вынужденный или показной характер.

В качестве примера  можно привести случай с благотворительной  деятельностью Астраханского рыбопромышленника  И.В. Беззубикова. В путину 1899 г. его  фирмой было выловлено более 60 млн. штук воблы, но поскольку такое огромное количество рыбы фирма переработать не смогла, а передать ее на другие промыслы, значило снизить ее цену, то часть  улова была зарыта в специальных  ямах. Всего было устроено более 200 рыбных кладбищ, где захоронили от 14 до 15 млн. штук воблы. Как установило следствие, начатое по инициативе санитарного  врача района, предприниматель уничтожил  рыбу только с одной целью –  искусственного повышения на рынках цены на воблу.

Дело вызвало  большой резонанс в прессе и даже было доведено до суда, однако фирма  провела благотворительную акцию, в ходе которой из Царицына в Самару в пользу голодающих было отправлено 300 тыс. штук нестандартной воблы  общим весом 3 тыс. пудов, т.е. не более 2% от уничтоженной рыбы. При этом в  письме Управляющего Астраханскими  рыбными промыслами отмечалось, что  фирма Беззубикова до сих пор  благотворительностью не отличалась.

Что касается позиции  других крупных рыбопромышленников, то практически они никак ее не обозначили. Более того, Беззубиков, а позднее его сын принимали  активное участие в съездах рыбопромышленников, выступали с докладами, в том  числе и по вопросам сохранения экологии и рыбных запасов Волги и избирались в постоянные органы съездов

Несмотря на внимание общественности, в целом, проблема призрения в  России оставалась чрезвычайно актуальной. В Российской Империи одна койка  в богадельнях приходилась на 2-2,5 тыс. жителей, тогда как, например, в Дании одна койка приходилась  на 150 жителей, во Франции – одна койка на 200 жителей. При этом Великобритания ежегодно затрачивала на благотворительность  и общественное призрение около 10-11 процентов своего ежегодного бюджета  

 

Таким образом, результаты деятельности русских предпринимателей в области  меценатства и благотворительности  можно оценивать по-разному. Однако какими бы ни были мотивации русских  меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже XIX-ХХ вв., были поддержаны такие таланты как Шаляпин, Врубель, Коровин и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Что касается благотворительности, то, не смотря на яркие примеры («Нобелевские городки»), она еще не стала всеобъемлющей и многие социальные проблемы общества так и остались не решенными, что привело к обнищанию российского пролетариата и в итоге к пролетарской революции. 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.  Раскройте основные этапы становления и развития благотворительности в России.

2.  В чем заключались особенности политики государства в сфере благотворительности в эпоху Петра I?

3.  Назовите основные благотворительные организации, действовавшие в России в XVIII – начале ХХ вв.

4.  В чем заключаются религиозно-этические мотивы благотворительной деятельности русского купечества?

5.  Каким образом предприниматели реализовывали социальный аспект благотворительности?

6.  Какие типы коммерческих учебных заведений действовали в России на рубеже XIX-XX вв.? 

 

Литература:

1.  Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

2.  Бессолицын А.А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России // Вопросы экономики. 2006., № 7. С. 140-147.

3.  Бессолицын А.А. Обеспечение качества образования в высшей коммерческой школе России в начале ХХ века // Экономическая политика. 2007., № 2. С. 196-205.

4.  Бессолицын А.А. Становление предпринимательских организаций в Поволжье (конец XIX – начало ХХ века). Волгоград, 2004.

5.  Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.

6.  Зарубина Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001., № 5. С 100-112.

7.  Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // СОЦИС. 2002., № 2. С. 92-97.

8.  Прохоров В.Л. Этапы развития благотворительности в России // Вопросы литературы. 2005., № 3. С. 158-164.

9.  Прохоров В.Л. Благотворение – от Древней Руси к новой России // Вопросы истории. 2007., № 5. С. 156-165.

10.   Ульянова Г.Н. Благотворительность как фактор сдерживания социального напряжения: Статистика «класса отверженных» в России в XIX – начале ХХ вв. // Вестник РУДН. 2005. №. 4. С. 60-67.

11.   История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. М. (РОССПЭН), 2000; Книга 2. Вторая половина XIX – начало ХХ века. М. (РОССПЭН), 1999. 

 

 

 

[1] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2002. С. 60.

[2] Бурышкин П.А. Указ.соч. С. 123.

[3] Зарубина Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 104.

[4] Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социс. 2002. № 2. С. 93-94.

[5] Устав Товарищества нефтяного производства Бр. Нобель. СПб., 1881.

[6] Барышников М.Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006.- С. 262.

[7] Птичникова Г.А. Нобелевские городки в дореволюционной России. С. 3-4.

[8] Прикаспийская газета. Астрахань.- 1900., № 9.

[9] Изнар Н.Н. Записки инженера // Вопросы истории.- 2004.- № 11.- С. 96.

[10] Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда 1589-1967.- М.: Наука, 1968. С. 114.

[11] Барышников М.Н. Указ.соч. С. 263.

[12] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 25. Оп. 5. Д. 76. Л. 287.

[13] Бессолицын А.А. Обеспечение качества образования в высшей коммерческой школе России в начале ХХ века // Экономическая политика. 2007. № 2. С. 200.

[14] Отчет Общества для пособия недостаточным слушателям Московского коммерческого института за 1913 г. М., 1914. С. 8-9.

[15] Бурышкин П.А. Указ.соч. С. 26.

[16] Балашова И.А., Балашов А.М., Юдина Т.Н.  Институциональные особенности предпринимательства и благотворимтельности в России IX – начало XXI вв. М., 2007. С. 117.

 


Информация о работе История предпринимательства в России