Лекции по "История государства и права Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций

Описание работы

1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.

Файлы: 1 файл

Ответы по истории государства и права Украины.docx

— 159.98 Кб (Скачать файл)

ПИТАННЯ

ДЛЯ ІСПИТУ З ІСТОРІЇ ДЕРЖАВИ І ПРАВА УКРАЇНИ НА 2012-2013 Н.Р.

1.   Предмет курсу історії держави  і права України. Методи вивчення історії держави і права України.

2.   Періодизація курсу історії держави  і права України.

3.   Виникнення і розвиток Скіфської  держави.

4.   Джерела і основні риси права  держави скіфів.

5.   Суспільний і  державний лад   в  античних  містах-державах У Північному Причорномор’ї.

6.   Суспільний та державний лад,  джерела права у Босфорському  царстві.

7.   Формування державності  у східних слов’ян.

Сведения о прославянах (предках  славян) упоминаются в археологических  источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву  для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных  славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники  отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных  вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного  правопорядка. Источники VII в. говорят  о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера  Ильмень, Артании – либо Тмутаракань  на Таманском полуострове, либо местность  в бассейне Волги. Государственность  у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для  возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с  достаточной точностью, разными  историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов  сходятся на том, что возникновение  Древнерусского государства следует  относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван  на княжение Рюрик с братьями. С  этой даты традиция начинает отсчет русской  государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик  – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в  Белоозере. Через некоторое время  Рюрик объединил земли братьев  под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие  группы русских земель; затем ему  удалось присоединить и остальные  русские земли. С этого времени  восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское  государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность  у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот  исторический период находились на более  низком уровне экономического и политического  развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого  развития социальной структуры общества.

 

8.   Утворення  держави Київська Русь. Возникновение Киевской Руси. 

Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

а) восточнославянские племена- предки украинцев  - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;

б) восточнославянские племена -  предки белорусов  - дреговичи, полочане;

в) восточнославянские племена -  предки русских -  кривичи, радимичи, словене, вятичи.

 

  Основные предпосылки  образования восточнославянской государственности:

- на начало VIII в. в целом завершился  процесс расселения славян и  создания территориально определенных  больших и малых союзов племен;

- наличие в восточнославянских  союзах племен определенных локальных  различий в культуре и быту;

- постепенное перерастание союзов  племен в племенные княжества  - догосударственные объединения  более высокого уровня, предшествовавшие  появлению восточнославянского  государства;

- формирование на рубеже VIII-IX в.  вокруг Киева первого восточнославянского  государства, которое специалисты  условно называют Киевским княжеством  Аскольда .

 

Можно выделить следующие  главные  этапы  процесса объединения восточных  славян в одно государство:

а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого  государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;

б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью  которого до этого находилась часть  славянских племен;

в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

 

  Первые славянские князья:

-  князь Кий (полулегендарный) - вождь союза племен полян,  основатель г. Киева (по легенде,  вместе с братьями Щеком, Хоривом  и сестрой Лыбедью в V-VI в.);

- князь Рюрик - летописное упоминание  о нем в «Повести временных  лет», говорится призвание в 862 г. новгородцами «варягов» Рюрика  с войском ; .

- князья Аскольд и Дир завоевали  Киев во второй половине IX века, по летописным данным Аскольд  и Дир были боярами князя  Рюрика;

- после смерти новгородского  князя Рюрика (879 г.) до совершеннолетия  его сына Игоря фактическим  правителем новгородской земли  стал Олег;

- в 882 г. Олег захватил Киев, по его приказу были убиты  киевские братья Аскольд и  Дир; начало правления в Киеве  династии Рюриковичей; князя Олега  многие исследователи считают  непосредственным основателем Киевской  Руси.

 

9.   Державний  лад Київської Русі (ІХ – ХІІ  ст.).

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий  князь. Ему принадлежала верховная  законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.

При великом князе состоял княжеский  совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и  иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного  собрания. Основу военной организации  составляла княжеская дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или  вокруг и были также советниками  князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая  в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала церковь, тесно  связанная с государством. Первоначально  Владимир Святославич упорядочил языческий  культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую  божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.

Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский  стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное  управление от местного, позже такая  дифференциация возникает.

В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система –  соединение управления великокняжеским  дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим  дворцовым слугам какие-либо сферы  управления, связанные с их первоначальной деятельностью.

На местах управляли удельные князья, а также представители центральной  власти – наместники и волостели.

Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями  администрации. Однако имелись специальные  должностные лица, помогавшие в осуществлении  правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные  органы, действовал также вотчинный  суд.

Русская Правда прямо предусматривала  неравноправие людей, принадлежащих  к разным социальным группам.

Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь  и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая  мера наказания, дифференцированная в  зависимости от положения потерпевшего.

Основную массу трудящегося  населения составляли смерды, которые  жили общинами-вервями. Вервь была связана  круговой порукой, системой взаимопомощи.

Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала  «купу» – денежную сумму или натуральную  помощь и в силу этого обязаны  были работать на хозяина.

Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины –  «холопы» или «челядины» – и несвободные  женщины – «рабы». Челядь была почти  полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.

 

10. Церковні  статути великих київських князів Володимира Святославовича і Ярослава Мудрого.

История славянского  законодательства восходит к Киевской Руси XI-XIII вв., когда  складывался первый свод древнерусского феодального права "Русская Правда", начали появляться княжеские уставы и кормчие книги. Уже в этих юридических документах были заложены правовые основы положения единственной в то время на Руси религиозной  организации Православной церкви. При  всей оригинальности, самостоятельности  русского права его государственно-церковные  аспекты несут на себе печать влияния  византийской правовой традиции. Одним  из источников кормчих книг явились  византийские сборники церковных правил.- номоканоны (nomos.- светские законы, canon.- церковные законы). Наиболее древними из дошедших до нас правовых актов, определявших место церкви в общественно-государственной  системе, являются уставы киевских великих  князей Владимира (приблизительно с 986 по 1015) и Ярослава (с 1019 по 1054).

Устав князя Владимира  Святославовича о десятинах, судах  и людях церковных

Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях  церковных включает сведения о крещении Руси (988), о создании в Киеве церкви Богородицы, ставшей кафедрой "Киевских и всея Руси" митрополитов (основана в 991, освящена в 996), и названной десятинной в связи с тем, что, согласно Уставу, ей определялась десятая часть всех княжеских доходов от сборов урожая и приплодов скота, торговли и  судебных дел. Опираясь на византийскую традицию (греческие номоканоны), Устав  вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные  с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т. п. Кроме того, особая категория лиц - людей церковных (духовенство, монашество, миряне, исполняющие  в церкви постоянные обязанности) и  лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки, отпущенные на свободу  по духовному завещанию), полностью  подпадала под юрисдикцию церкви. В Уставе заявлялось об отказе от вмешательства  князя и его преемников в деятельность церковных судов

Ст. 3. И по том летом минувшим создав церковь святую Богородицю и  дах десятину к ней во всеи земли  Рускои княжения от всего суда 10-тыи  грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е всякаго  стада и всякаго живота чюдной матери Божии и чюдному Спасу

Ст. 4. И по том возрех в греческии  номаканун и обретох в нём, юже не подобает сих тяжь и судов  судити князю, ни бояром, ни судьям его

Ст. 5. (А) дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископам...

Ст. 6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуции мои, ни род мой в люди церковныя во все суды.

Ст. 8. А кто вступит на мое  дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его  сбором (т. е. собором)

Устав князя Ярослава о церковных судах

Устав князя Ярослава о церковных  судах развивает основные идеи, содержащиеся в Уставе князя Владимира. В нём  указаны не только дела, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются  конкретные меры наказания. При этом санкция нормы предполагает иногда два и даже три вида ответственности

Умыкание чьей-либо дочери влечет материальную ответственность перед  церковной властью (митрополитом или  епископом) и перед князем. Наряду с этим, предусматривается ответственность  и перед потерпевшей

Ст. 2. Аже кто умчить (умыкнет) девку  или насилить, аже (если) боярская дчи (дочь), за сором (посрамление) еи 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а  епископу гривна золота. Добрых людеи  за сором 5 гривен серебра, а епископу 5 гривен серебра, а на умычницех (похитителях) по гривне серебра епископу, а князь  казнить их. (По мнению В. О. Ключевского  под "казнию" следует понимать телесное наказание)

Ст. 26. Аже пострижет голову или  бороду, епископу 12 гривен, а князь  казнить

В Уставе (пространная редакция) содержится ряд статей, запрещающих лицам  разных вероисповеданий вступать в  половые отношения или участвовать  в совместной трапезе:

Ст. 19. Аже жидовин или бесерменин (иноземец, человек иной веры, преимущественно  мусульманин) будеть с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи (дом причта при  церкви)

Ст. 51. Аже кто с бесерменкою  или жидовкою блуд створить, а не лишиться.- церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен

В Уставе подтверждается данное ранее  князем Владимиром обязательство не вмешиваться в юрисдикцию церкви:

Ст. 38. А кто установление мое  порушить, или сынове мои или внуции мои, или правнуции мои, или от рода моего кто, или от бояр кто, а  порушать ряд мои и вступяться в суды митрополича, что есть дал  митрополиту и церкви и пископьям  по всем градом по правилом святых отець, судившие, казнити по законую.

Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"