Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:57, курс лекций
1. Предмет курсу історії держави і права України. Методи вивчення історії держави і права України.
2. Періодизація курсу історії держави і права України.
3. Виникнення і розвиток Скіфської держави.
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.
ПИТАННЯ
ДЛЯ ІСПИТУ З ІСТОРІЇ ДЕРЖАВИ І ПРАВА УКРАЇНИ НА 2012-2013 Н.Р.
1.
Предмет курсу історії держави
і права України. Методи
2.
Періодизація курсу історії
3.
Виникнення і розвиток
4. Джерела і основні риси права держави скіфів.
5. Суспільний і державний лад в античних містах-державах У Північному Причорномор’ї.
6. Суспільний та державний лад, джерела права у Босфорському царстві.
7. Формування державності у східних слов’ян.
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом
строе восточных славян до IX в. крайне
скудны. Западные и восточные источники
отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных
вождей у восточных славян, напоминающих
собой монархов. Также отмечается
единство законов, т. е. определенного
правопорядка. Источники VII в. говорят
о существовании трех восточнославянских
объединений: Куявии – в районе Киевской
земли, Славии – в районе озера
Ильмень, Артании – либо Тмутаракань
на Таманском полуострове, либо местность
в бассейне Волги. Государственность
у восточных славян периода формирования
феодализма была весьма примитивной, однако
она создала фундамент для
возникновения позднее
Момент возникновения
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.
8. Утворення держави Київська Русь. Возникновение Киевской Руси.
Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:
а) восточнославянские племена- предки украинцев - древляне, поляне, северяне, волыняне (дулибы), тиверцы, белые хорваты;
б) восточнославянские племена - предки белорусов - дреговичи, полочане;
в) восточнославянские племена - предки русских - кривичи, радимичи, словене, вятичи.
Основные предпосылки образования восточнославянской государственности:
- на начало VIII в. в целом завершился
процесс расселения славян и
создания территориально
- наличие в восточнославянских
союзах племен определенных
- постепенное перерастание
- формирование на рубеже VIII-IX в.
вокруг Киева первого
Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство:
а) создание княжества (государства) со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане;
б) захват власти в Киеве новгородским князем Олегом (882 г.), под властью которого до этого находилась часть славянских племен;
в) объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.
Первые славянские князья:
- князь Кий (полулегендарный)
- вождь союза племен полян,
основатель г. Киева (по
- князь Рюрик - летописное упоминание
о нем в «Повести временных
лет», говорится призвание в 862
г. новгородцами «варягов»
- князья Аскольд и Дир
- после смерти новгородского князя Рюрика (879 г.) до совершеннолетия его сына Игоря фактическим правителем новгородской земли стал Олег;
- в 882 г. Олег захватил Киев,
по его приказу были убиты
киевские братья Аскольд и
Дир; начало правления в Киеве
династии Рюриковичей; князя
9. Державний лад Київської Русі (ІХ – ХІІ ст.).
Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.
При великом князе состоял
Первоначально существовала десятичная
система управления. Впоследствии тысяцкий
сохранил функции военачальника, сотский
стал городским судебно-
В центральном управлении складывается
дворцово-вотчинная система –
соединение управления великокняжеским
дворцом с государственным
На местах управляли удельные князья,
а также представители
Специальных судебных органов не существовало,
их функции выполнялись
Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.
Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.
Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.
10. Церковні статути великих київських князів Володимира Святославовича і Ярослава Мудрого.
История славянского законодательства
восходит к Киевской Руси XI-XIII вв., когда
складывался первый свод древнерусского
феодального права "Русская Правда",
начали появляться княжеские уставы
и кормчие книги. Уже в этих
юридических документах были заложены
правовые основы положения единственной
в то время на Руси религиозной
организации Православной церкви. При
всей оригинальности, самостоятельности
русского права его государственно-
Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных
Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных включает сведения о крещении Руси (988), о создании в Киеве церкви Богородицы, ставшей кафедрой "Киевских и всея Руси" митрополитов (основана в 991, освящена в 996), и названной десятинной в связи с тем, что, согласно Уставу, ей определялась десятая часть всех княжеских доходов от сборов урожая и приплодов скота, торговли и судебных дел. Опираясь на византийскую традицию (греческие номоканоны), Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т. п. Кроме того, особая категория лиц - людей церковных (духовенство, монашество, миряне, исполняющие в церкви постоянные обязанности) и лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки, отпущенные на свободу по духовному завещанию), полностью подпадала под юрисдикцию церкви. В Уставе заявлялось об отказе от вмешательства князя и его преемников в деятельность церковных судов
Ст. 3. И по том летом минувшим создав церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е всякаго стада и всякаго живота чюдной матери Божии и чюдному Спасу
Ст. 4. И по том возрех в греческии номаканун и обретох в нём, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его
Ст. 5. (А) дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископам...
Ст. 6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуции мои, ни род мой в люди церковныя во все суды.
Ст. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором (т. е. собором)
Устав князя Ярослава о церковных судах
Устав князя Ярослава о церковных судах развивает основные идеи, содержащиеся в Уставе князя Владимира. В нём указаны не только дела, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются конкретные меры наказания. При этом санкция нормы предполагает иногда два и даже три вида ответственности
Умыкание чьей-либо дочери влечет
материальную ответственность перед
церковной властью (митрополитом или
епископом) и перед князем. Наряду
с этим, предусматривается
Ст. 2. Аже кто умчить (умыкнет) девку или насилить, аже (если) боярская дчи (дочь), за сором (посрамление) еи 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а епископу гривна золота. Добрых людеи за сором 5 гривен серебра, а епископу 5 гривен серебра, а на умычницех (похитителях) по гривне серебра епископу, а князь казнить их. (По мнению В. О. Ключевского под "казнию" следует понимать телесное наказание)
Ст. 26. Аже пострижет голову или бороду, епископу 12 гривен, а князь казнить
В Уставе (пространная редакция) содержится
ряд статей, запрещающих лицам
разных вероисповеданий вступать в
половые отношения или
Ст. 19. Аже жидовин или бесерменин (иноземец, человек иной веры, преимущественно мусульманин) будеть с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи (дом причта при церкви)
Ст. 51. Аже кто с бесерменкою или жидовкою блуд створить, а не лишиться.- церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен
В Уставе подтверждается данное ранее князем Владимиром обязательство не вмешиваться в юрисдикцию церкви:
Ст. 38. А кто установление мое порушить, или сынове мои или внуции мои, или правнуции мои, или от рода моего кто, или от бояр кто, а порушать ряд мои и вступяться в суды митрополича, что есть дал митрополиту и церкви и пископьям по всем градом по правилом святых отець, судившие, казнити по законую.
Информация о работе Лекции по "История государства и права Украины"