Нефтяной фактор в развитии международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики

1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72

Файлы: 1 файл

Нефтяной фактор.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

 

 

 

 

«Допущена к защите»

заведующей кафедрой

всемирной истории 

К.Р. Несипбаевой

_______________

 

«____» ________2012 г.

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Нефтяной фактор в развитии международных отношений»

 

 

по специальности 050114 - «история»

 

 

Выполнила                                                          А.Канагатова

 

Научный руководитель

к.и.н., профессор                                                 А.В. Шарипова

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

 

     1. Нефтяной фактор и региональные  проблемы теории и практики

 

     1.1 Нефтяной  фактор и межгосударственные     интересы…………….12

     1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16

     1.3 Из международной  теории и практики………………………..........20

 

2. Нефтяной  фактор и политика РК в Каспийском  регионе

 

2.1 Взаимоотношения РК  с сопредельными государствами  по

      нефтяной  проблеме………………………….…………………………25

2.2 Международные встречи  по нефтяной проблеме

      в начале XXI в. ……………………….………………………………..42

2.3 Политика Казахстана  в решении нефтяных проблем

      Каспийского  региона ………………………………………………….47

 

Заключение………………………………………………………………..70

 

Список использованной литературы…………………………............72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи [1].

16 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Казахстан провозгласил государственную независимость Казахстана. Став суверенным государством, оказавшись на международной арене Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Как отмечает известный политолог К. Гаджиев: "Внешняя политика государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса" [2]. Можно, таким образом, сказать, что реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, недопустимость вмешательства во внутренние дела, составляют главный движущий фактор внешнеполитической деятельности Республики и реализации международных отношений. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.

В связи с этим деятельность Республики Казахстан на международной арене направлена на решение таких первоочередной важности задач, как укрепление государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для успешного экономического развития, решения социальных проблем, поддержание общественно-политической стабильности.

География является одним из главных  витков в историческом развитии страны. Занимая срединное положение  между Европой и Азией Казахстан, с потомками, был ареной оживленных торговых и политических связей. И сегодня Казахстан может сыграть стратегически важную роль связующего звена   между   Европой,   Среднеазиатской   частью   бывшего   СССР,   быстро прогрессирующим Азиатско-тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка. Научный сотрудник Института развития Казахстана Е.М. Абенов утверждает, что " Казахстан - региональное и среднее государство. Соответственно его внешняя роль не глобальна. В то же время необходимо всегда иметь в виду - у него реальные шансы на лидерство в своем регионе. Поэтому он должен иметь сильную региональную политику"[3]. Значит, Казахстану необходимо вести поиск тех направлений, где страна полностью могла бы реализовать свой политический и экономический потенциал.

Специфика геополитического положения и этнодемографический  состав, уровень развития экономики  и военного строительства Казахстана делают доминирующим в его обеспечении  безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и разумную взвешенную дипломатию.

Президент РК Н.А. Назарбаев  в 1992 г., определяя характер внешней 
политики, декларировал "миролюбивую направленность своей политики и 
заявлял, что не имеет территориальных притязаний ни к одному государству 
мира. Признает сохранение мира в качестве приоритетной цели 
государственной политики. Отвергает войну или угрозу военной силой как 
средство достижения политических, экономических и других целей. Стремится к обретению статуса безъядерного государства и присоединению к договору о нераспространении ядерного оружия. Придерживается принципа нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств"[1, c.32].

Таким образом, со дня  провозглашения государственной независимости  и до 1996 г. Казахстан проделал огромнуго работу по установлению дипломатических, экономических и политических связей. Казахстан признали 120 государств мира, со 105 странами установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 18 посольств, в Алматы функционирует 36 посольств и миссий, 9 представительств международных и национальных организаций. РК вступила в основные валютно-финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Казахстан стал членом ООН. Республика Казахстан в этот период выработала основные принципы своей внешнеполитической доктрины, определила приоритеты и внешнеполитические цели. Президент РК Н.А. Назарбаев отмечает, что «сегодня наше казахстанское общество находится на завершающей стадии транзитной экономики, постепенно возникают новая культура, новые формы общественных отношений, укрепляется определенный социальный и психологический климат не только в Казахстане, но и всего Центральноазиатского региона» [4]. В основных чертах сформирована и договорно-правовая база внешнеполитической деятельности. В связи с этим исследование происходящих процессов является очень актуальной темой в настоящее время.

Однако прежде чем  приступить к изучению процесса становления  внешнеполитической деятельности Казахстана необходимо рассмотреть источниковую и историографическую базы данного вопроса.

 Источниковая    база    работы    разнообразна.  Прежде   всего, следует отметить Конституцию Республики Казахстана[5]. В ней  декларируется миролюбивая направленность внешней политики РК. В соответствии с ней Президент РК представляет Республику в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договора, обеспечивает соблюдение заключенных решений, договоров и принятых обязательств. В свою очередь парламент ратифицирует и денонсирует международные договора.

Самая большая группа источников, посвященных этому вопросу -дипломатические документы. Среди  различных видов дипломатических  документов, бывших в распоряжении автора, необходимо, в первую очередь, отметить различного рода международные  договора и соглашения, которые, в свою очередь, по своему содержанию можно разбить на три большие группы. К первой относятся соглашения, носящие международно-правовой характер, например: Меморандум о гарантиях безопасности[6], Хартия о демократическом партнерстве[7]. Во второй группе находятся договоры и соглашения по созданию региональных интеграционных проектов: Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ[8], Договор о создании таможенного союза между РФ, РК, Республикой Кыргызстан и Республикой Беларусь, Договор четырех от 28 марта 1996 г., Заявление глав-государств Республик Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан и так далее. Наконец третья группа заключает в себе достаточное множество двусторонних соглашений между РК и ее партнерами на международной арене. К этому типу источников относятся и заявления, обращения, выступления, прежде всего, главы РК Президента Н.А. Назарбаева [9], а также министров иностранных дел РК Т. Сулейменова, А.Х. Арыстанбековой[10], К.К. Токаева[11].

В работе широко использованы статьи, выступления, интервью руководящих сотрудников МИД РК В. X. Гиззатова [12], К.Х. Абусеитова [13], Л.Н. Бакаева [14], А.Ю. Волкова [15] и других, а так же Чрезвычайных и Полномочных Послов в разных странах - Кырбасова А.М., Т.А. Мансурова, Н.И. Искалиева [16] и так далее.

Степень разработанности  темы. Проблема политики Республики Казахстан в Каспийском регионе рассматривается в политико-исторических исследованиях в конгтексте с общими проблемами становления и развития внешней политики Казахстана. Особое внимание следует обратить на книгу Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие». В ней нашла отражение государственная точка зрения по вопросу внешней политики. В работе определяются основные цели и задачи развития Казахстана как суверенного государства и в этом контексте и стратегия внешнеполитических связей. К.К. Токаев определяет приоритеты и главные направления, а также задачи внешней политики Республики и практические шаги на международной арене. «Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан, - как отмечает К.К. Токаев, - сформировались, в первую очередь, под влиянием таких факторов долгосрочного характера, как географическое расположение

нашей страны и ее национальные интересы. Происходящие в мире перемены, связанные с развитием новых  технологий и процессом глобализации, появлением угроз планетарного характера, формированием новой экономической архитектуры, углублением и диверсификацией международного сотрудничества на региональном уровне, - все это вынуждает вносить коррективы во внешнеполитический курс нашего государства, требует оперативного и гибкого реагирования, разработки и реализации новых подходов к решению актуальных международных проблем. Однако базовые принципы внешней политики были и остаются неизменными» [17[. К.Х. Абусеитов и Л.Н. Бакаев поднимают вопросы безопасности разоружения, контроля над вооружением, сотрудничества с международными организациями безопасности. Рассматриваются вопросы военного сотрудничества с различными странами.Статья А.Ю. Волкова посвящена сотрудничеству РК с такой авторитетной международной организацией как ООН. В.Х. Гиззатов рассуждает о проблеме выхода Казахстана к мировым коммуникациям, в связи с этим рассматривается вопрос правового статуса Каспийского моря.С.Д. Примбетов занимается вопросами региональной интеграции в Центральной Азии [18]. В его трудах анализируются причины и факторы, спо-собствующие интеграции в Азии. Являясь Председателем Исполнительного Комитета Межгосударственного Совета Республик Казахстан, Кыргызстан, России, Узбекистан, возможно, следить за практической реализацией интеграционных процессов в Азии.

Исследованию общих  задач, интересов Казахстана во внешнем  политике определению приоритетных направлении деятельности посвящены  статьи Р. Калиевой [19], У.Т. Касенова [20], Е.М. Абенова [21]. Так Р. Калиева рассматривает внешнеполитическую деятельность Казахстана с точки зрения приоритетных направлений. У.Т. Касенов так же исследует работу Казахстана по приоритетам, но выделяет некоторые общие проблемы. Например, изучая отношения с Россией, он поднимает проблему ядерного оружия и транспортировки казахстанской нефти через трубопроводы России. Рассматривая взаимоотношения со странами Среднего Востока, он изучает перспективы деятельности Казахстана в ОЭС. Е.М. Абенов поднимает в своей работе проблемы региональной и субрегиональной систем безопасности, при этом делая вывод о том, что во внешней политике все более явно наблюдается отсутствие четкой концепции национальной безопасности, способной обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность внутренних потребностей и деятельности на международной арене.

Распад СССР, образование  суверенных республик и СНГ, их взаимоотношения  на современном этапе и перспективы  сотрудничества анализируются многими  авторами. Например, Р. Абазов в своей  статье размышляет о месте Центрально-азиатских республик, в том числе и о Казахстане, в многополярном мире, который возник в результате развала советской империи. Он рассматривает возможность включения Казахстана в орбиту влияния Турции и Ирана на основе исламизации различных сторон жизни казахстанского общества [22]

В июне 1994 г. Н.А. Назарбаев  выдвинул проект "О формировании Ев-разийского Союза государств". Почти сразу же в печати возникло две противоположных точки зрения на эту инициативу. А.Х.  Ахмеджанов и А.К. Султангалиева рассматривают ЕАС как часть внешнеполитической деятельности Казахстана, как часть геополитической концепции [23]². Принципиально отличным является мнение А. Грозина. Он пишет, "геополитическое мышление нашего руководства пока проявляется слабо. Постоянная смена предполагаемых "основных союзников", примеряемых на наше государство моделей развития, желание то построить Евразийский союз, то союз центрально-азиатских государств - усиливает ощущение неопределенности» [23, c.39-41].

Большой интерес представляет книга, выпущенная институтом Востоко-ведения Российской АН [24]. Она состоит из четырех глав, введения и заключения. Работа выполнена при финансовом содействии Российского Гуманитарного фонда (проект 94-06-19351). Авторы данной работы ставили перед собой цель рассмотреть проблему выбора, стоящую перед новыми независимыми государствами Центральной Азии, обращаясь к различным его аспектам. В первой главе сжато, представлена история формирования региона, его базовые характеристики (историко-географические, этно-демографическйу экономические и политические). Во-второй, рассмотрено становление внешнеполитической линии ННГ Центральной Азии, проанализированы отношения новых стран с главными внешнеполитическими партнерами, выделены группы государств, имеющих для региона, в том числе и для Казахстана, первостепенное значение, охарактеризованы приоритеты и специфика связей. Автор третьей главы задается вопросом о будущем взаимоотношений Центральной Азии и России, возможных формах их интеграции. Последняя глава посвящена экономике, поискам места стран региона в мировом хозяйстве. В приложении помещены хроника основных внутриполитических событий и внешнеполитических контактов стран центральной Азии, а также библиография работ на русском и западных языках.

Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений