Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа
Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи
Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики
1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский национальный педагогический университет им. Абая
«Допущена к защите»
заведующей кафедрой
всемирной истории
К.Р. Несипбаевой
_______________
«____» ________2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Нефтяной фактор в развитии международных отношений»
по специальности 050114 - «история»
Выполнила
Научный руководитель
к.и.н., профессор
Алматы, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Нефтяной фактор и
1.1 Нефтяной
фактор и межгосударственные
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной
теории и практики………………………....
2. Нефтяной
фактор и политика РК в
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной
проблеме………………………….…………………………
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..........
Введение
Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи [1].
16 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Казахстан провозгласил государственную независимость Казахстана. Став суверенным государством, оказавшись на международной арене Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Как отмечает известный политолог К. Гаджиев: "Внешняя политика государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса" [2]. Можно, таким образом, сказать, что реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, недопустимость вмешательства во внутренние дела, составляют главный движущий фактор внешнеполитической деятельности Республики и реализации международных отношений. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.
В связи с этим деятельность Республики Казахстан на международной арене направлена на решение таких первоочередной важности задач, как укрепление государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для успешного экономического развития, решения социальных проблем, поддержание общественно-политической стабильности.
География является одним из главных витков в историческом развитии страны. Занимая срединное положение между Европой и Азией Казахстан, с потомками, был ареной оживленных торговых и политических связей. И сегодня Казахстан может сыграть стратегически важную роль связующего звена между Европой, Среднеазиатской частью бывшего СССР, быстро прогрессирующим Азиатско-тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка. Научный сотрудник Института развития Казахстана Е.М. Абенов утверждает, что " Казахстан - региональное и среднее государство. Соответственно его внешняя роль не глобальна. В то же время необходимо всегда иметь в виду - у него реальные шансы на лидерство в своем регионе. Поэтому он должен иметь сильную региональную политику"[3]. Значит, Казахстану необходимо вести поиск тех направлений, где страна полностью могла бы реализовать свой политический и экономический потенциал.
Специфика геополитического
положения и
Президент РК Н.А. Назарбаев
в 1992 г., определяя характер внешней
политики, декларировал "миролюбивую
направленность своей политики и
заявлял, что не имеет территориальных
притязаний ни к одному государству
мира. Признает сохранение мира в качестве
приоритетной цели
государственной политики. Отвергает
войну или угрозу военной силой как
средство достижения политических, экономических
и других целей. Стремится к обретению
статуса безъядерного государства и присоединению
к договору о нераспространении ядерного
оружия. Придерживается принципа нерушимости
сложившихся границ, невмешательства
во внутренние дела других государств"[1,
c.32].
Таким образом, со дня провозглашения государственной независимости и до 1996 г. Казахстан проделал огромнуго работу по установлению дипломатических, экономических и политических связей. Казахстан признали 120 государств мира, со 105 странами установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 18 посольств, в Алматы функционирует 36 посольств и миссий, 9 представительств международных и национальных организаций. РК вступила в основные валютно-финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Казахстан стал членом ООН. Республика Казахстан в этот период выработала основные принципы своей внешнеполитической доктрины, определила приоритеты и внешнеполитические цели. Президент РК Н.А. Назарбаев отмечает, что «сегодня наше казахстанское общество находится на завершающей стадии транзитной экономики, постепенно возникают новая культура, новые формы общественных отношений, укрепляется определенный социальный и психологический климат не только в Казахстане, но и всего Центральноазиатского региона» [4]. В основных чертах сформирована и договорно-правовая база внешнеполитической деятельности. В связи с этим исследование происходящих процессов является очень актуальной темой в настоящее время.
Однако прежде чем приступить к изучению процесса становления внешнеполитической деятельности Казахстана необходимо рассмотреть источниковую и историографическую базы данного вопроса.
Источниковая база работы разнообразна. Прежде всего, следует отметить Конституцию Республики Казахстана[5]. В ней декларируется миролюбивая направленность внешней политики РК. В соответствии с ней Президент РК представляет Республику в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договора, обеспечивает соблюдение заключенных решений, договоров и принятых обязательств. В свою очередь парламент ратифицирует и денонсирует международные договора.
Самая большая группа
источников, посвященных этому вопросу
-дипломатические документы. Среди
различных видов
В работе широко использованы статьи, выступления, интервью руководящих сотрудников МИД РК В. X. Гиззатова [12], К.Х. Абусеитова [13], Л.Н. Бакаева [14], А.Ю. Волкова [15] и других, а так же Чрезвычайных и Полномочных Послов в разных странах - Кырбасова А.М., Т.А. Мансурова, Н.И. Искалиева [16] и так далее.
Степень разработанности темы. Проблема политики Республики Казахстан в Каспийском регионе рассматривается в политико-исторических исследованиях в конгтексте с общими проблемами становления и развития внешней политики Казахстана. Особое внимание следует обратить на книгу Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие». В ней нашла отражение государственная точка зрения по вопросу внешней политики. В работе определяются основные цели и задачи развития Казахстана как суверенного государства и в этом контексте и стратегия внешнеполитических связей. К.К. Токаев определяет приоритеты и главные направления, а также задачи внешней политики Республики и практические шаги на международной арене. «Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан, - как отмечает К.К. Токаев, - сформировались, в первую очередь, под влиянием таких факторов долгосрочного характера, как географическое расположение
нашей страны и ее национальные интересы. Происходящие в мире перемены, связанные с развитием новых технологий и процессом глобализации, появлением угроз планетарного характера, формированием новой экономической архитектуры, углублением и диверсификацией международного сотрудничества на региональном уровне, - все это вынуждает вносить коррективы во внешнеполитический курс нашего государства, требует оперативного и гибкого реагирования, разработки и реализации новых подходов к решению актуальных международных проблем. Однако базовые принципы внешней политики были и остаются неизменными» [17[. К.Х. Абусеитов и Л.Н. Бакаев поднимают вопросы безопасности разоружения, контроля над вооружением, сотрудничества с международными организациями безопасности. Рассматриваются вопросы военного сотрудничества с различными странами.Статья А.Ю. Волкова посвящена сотрудничеству РК с такой авторитетной международной организацией как ООН. В.Х. Гиззатов рассуждает о проблеме выхода Казахстана к мировым коммуникациям, в связи с этим рассматривается вопрос правового статуса Каспийского моря.С.Д. Примбетов занимается вопросами региональной интеграции в Центральной Азии [18]. В его трудах анализируются причины и факторы, спо-собствующие интеграции в Азии. Являясь Председателем Исполнительного Комитета Межгосударственного Совета Республик Казахстан, Кыргызстан, России, Узбекистан, возможно, следить за практической реализацией интеграционных процессов в Азии.
Исследованию общих задач, интересов Казахстана во внешнем политике определению приоритетных направлении деятельности посвящены статьи Р. Калиевой [19], У.Т. Касенова [20], Е.М. Абенова [21]. Так Р. Калиева рассматривает внешнеполитическую деятельность Казахстана с точки зрения приоритетных направлений. У.Т. Касенов так же исследует работу Казахстана по приоритетам, но выделяет некоторые общие проблемы. Например, изучая отношения с Россией, он поднимает проблему ядерного оружия и транспортировки казахстанской нефти через трубопроводы России. Рассматривая взаимоотношения со странами Среднего Востока, он изучает перспективы деятельности Казахстана в ОЭС. Е.М. Абенов поднимает в своей работе проблемы региональной и субрегиональной систем безопасности, при этом делая вывод о том, что во внешней политике все более явно наблюдается отсутствие четкой концепции национальной безопасности, способной обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность внутренних потребностей и деятельности на международной арене.
Распад СССР, образование
суверенных республик и СНГ, их взаимоотношения
на современном этапе и
В июне 1994 г. Н.А. Назарбаев
выдвинул проект "О формировании
Ев-разийского Союза государств".
Почти сразу же в печати возникло
две противоположных точки
Большой интерес представляет книга, выпущенная институтом Востоко-ведения Российской АН [24]. Она состоит из четырех глав, введения и заключения. Работа выполнена при финансовом содействии Российского Гуманитарного фонда (проект 94-06-19351). Авторы данной работы ставили перед собой цель рассмотреть проблему выбора, стоящую перед новыми независимыми государствами Центральной Азии, обращаясь к различным его аспектам. В первой главе сжато, представлена история формирования региона, его базовые характеристики (историко-географические, этно-демографическйу экономические и политические). Во-второй, рассмотрено становление внешнеполитической линии ННГ Центральной Азии, проанализированы отношения новых стран с главными внешнеполитическими партнерами, выделены группы государств, имеющих для региона, в том числе и для Казахстана, первостепенное значение, охарактеризованы приоритеты и специфика связей. Автор третьей главы задается вопросом о будущем взаимоотношений Центральной Азии и России, возможных формах их интеграции. Последняя глава посвящена экономике, поискам места стран региона в мировом хозяйстве. В приложении помещены хроника основных внутриполитических событий и внешнеполитических контактов стран центральной Азии, а также библиография работ на русском и западных языках.
Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений