Нефтяной фактор в развитии международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики

1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72

Файлы: 1 файл

Нефтяной фактор.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

В современном мире снижается  роль оружия, конкуренция между государствами все чаще осуществляется на ином уровне – энергетическом, в связи, с чем обеспечение безопасности энергетических комплексов становится чуть ли не основной задачей государств. 
         Экономическое и социальное развитие человечества непосредственно зависит от надежного, стабильного и адекватного энергоснабжения. Система энергообеспечения сегодня стала настолько интегрированной и глобальной, что практически любое нарушение в ее функционировании неизбежно ведет к последствиям, ощутимым во всем мире. Соответственно, глобальный характер угроз и их последствий требует согласованных международных действий. 
        С распадом СССР в 1991 году во многом изменилась геополитическая карта Евразии, а соответственно изменилась и система международной безопасности в регионе, в том числе и энергетической. Появление более десятка новых субъектов международных отношений, их связи с мировым сообществом заставляют по-новому оценить ряд региональных проблем. Одной из таких важнейших геополитических проблем в Центральной Азии и на Кавказе является проблема Каспийского бассейна.

В условиях ослабления здесь  геополитического поля России, США  преследуют цель расширить свое присутствие  в регионе и диверсифицировать  источники энергосырья [37]. Для Ирана и Турции, после распада СССР, открылась возможность укрепить свои позиции и утвердиться в качестве доминирующего лидера в регионе. Москва же, в свою очередь, не желает терять регион, рассматриваемый ею как зона своих стратегических интересов. В связи с этим надо отметить, что появления такого нового игрока как Китай должно внести свои коррективы в игру и послужить толчком к созданию реального баланса интересов в регионе. 
        Таким образом, уникальность региона обусловлена следующими факторами: во-первых, в регионе заинтересованы и вовлечены в его дела достаточно много крупных государств, во-вторых, многие из них являются новыми субъектами международных отношений (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), и, в-третьих, практически все, что касается региона крайне неопределенно. 
        Обеспечение полной энергетической безопасности Каспийского региона сегодня невозможно достичь в связи с неурегулированностью и нерешенностью целого ряда проблем, о которых следует сказать отдельно. 
Прежде всего, это проблема установления международно-правового статуса бассейна. Уникальность вопросов энергетического развития на Каспии определяется в основном двумя основными факторами: вопросами собственности и географией. Ситуация в регионе характеризуется непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Каждая из «новых »стран страдает от серьезных внутренних проблем. Фактор безопасности во всех его сложных аспектах остается доминантой современного геополитического состояния в регионе. Поэтому проблема обеспечения энергетической безопасности в Каспийском регионе - это комплексная задача, состоящая из множества пока еще неразрешенных проблем, о которых и пойдет ниже речь.

Следует обратить внимание на неоднозначность оценок запасов нефти. Надо сказать, что оценки специалистов по вопросу о нефтяных богатствах Каспия разнятся, можно сказать, полярно. Некоторые считают, что Каспий обладает богатейшими углеводородными ресурсами, которые могут конкурировать с нефтяными запасами Персидского залива, другие полагают, что эти данные по запасам нефти в Каспии сильно преувеличены и являют собой попытки международных энергетических кампаний извлечь многомиллионные прибыли в результате добычи нефти и газа со дна водоема. Так, например, американский эксперт Лагерер утверждает, что среди развивающихся стран и государств, входящих в СНГ, существует традиция преднамеренно завышать данные о запасах нефти и газа с целью привлечения иностранного капитала в страну. 
         В современном мире снижается роль оружия, конкуренция между государствами все чаще осуществляется на ином уровне – энергетическом, в связи, с чем обеспечение безопасности энергетических комплексов становится чуть ли не основной задачей государств. 
Экономическое и социальное развитие человечества непосредственно зависит от надежного, стабильного и адекватного энергоснабжения. Система энергообеспечения сегодня стала настолько интегрированной и глобальной, что практически любое нарушение в ее функционировании неизбежно ведет к последствиям, ощутимым во всем мире. Соответственно, глобальный характер угроз и их последствий требует согласованных международных действий. 
            С распадом СССР в 1991 году во многом изменилась геополитическая карта Евразии [23], а соответственно изменилась и система международной безопасности в регионе, в том числе и энергетической. Появление более десятка новых субъектов международных отношений, их связи с мировым сообществом заставляют по-новому оценить ряд региональных проблем. Одной из таких важнейших геополитических проблем в Центральной Азии и на Кавказе является проблема Каспийского бассейна.

В условиях ослабления здесь  геополитического поля России, США  преследуют цель расширить свое присутствие  в регионе и диверсифицировать  источники энергосырья. Для Ирана и Турции, после распада СССР, открылась возможность укрепить свои позиции и утвердиться в качестве доминирующего лидера в регионе. Москва же, в свою очередь, не желает терять регион, рассматриваемый ею как зона своих стратегических интересов. В связи с этим надо отметить, что появления такого нового игрока как Китай должно внести свои коррективы в игру и послужить толчком к созданию реального баланса интересов в регионе. Таким образом, уникальность региона обусловлена следующими факторами: во-первых, в регионе заинтересованы и вовлечены в его дела достаточно много крупных государств, во-вторых, многие из них являются новыми субъектами международных отношений (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), и, в-третьих, практически все, что касается региона крайне неопределенно. 
          Обеспечение полной энергетической безопасности Каспийского региона сегодня невозможно достичь в связи с неурегулированностью и нерешенностью целого ряда проблем, о которых следует сказать отдельно. 
Прежде всего, это проблема установления международно-правового статуса бассейна [12, c. 45-50]. Уникальность вопросов энергетического развития на Каспии определяется в основном двумя основными факторами: вопросами собственности и географией. Ситуация в регионе характеризуется непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Каждая из «новых »стран страдает от серьезных внутренних проблем. Фактор безопасности во всех его сложных аспектах остается доминантой современного геополитического состояния в регионе. Поэтому проблема обеспечения энергетической безопасности в Каспийском регионе - это комплексная задача, состоящая из множества пока еще неразрешенных проблем, о которых и пойдет ниже речь.

Неоднозначность оценок запасов нефти. Надо сказать, что оценки специалистов по вопросу о нефтяных богатствах Каспия разнятся, можно сказать, полярно. Некоторые считают, что Каспий обладает богатейшими углеводородными ресурсами, которые могут конкурировать с нефтяными запасами Персидского залива, другие полагают, что эти данные по запасам нефти в Каспии сильно преувеличены и являют собой попытки международных энергетических кампаний извлечь многомиллионные прибыли в результате добычи нефти и газа со дна водоема. Так, например, американский эксперт Лагерер утверждает, что среди развивающихся стран и государств, входящих в СНГ, существует традиция преднамеренно завышать данные о запасах нефти и газа с целью привлечения иностранного капитала в страну.

По причине несовпадения мнений специалистов Статистическое агентство департамента энергетики США (EIA) оценивает доказанные запасы в промежутке от 17 до 33 млрд. баррелей. В 2003 году добыча нефти в регионе ориентировочно достигла 1,5 – 1,7 миллиона баррелей в день, что сравнимо, например, с объемами Бразилии, второго производителя нефти в Южной Америке. К 2010 году аналитики ожидают показатели более 5 миллионов баррелей в день, которые уже достигнут пределов лидера нефтедобычи в Южной Америке - Венесуэлы.

Однако одно можно утверждать с уверенностью: сегодня общепризнано, что Каспийский шельф является одним из богатейших нефтеносных районом в мире. А в современном мире нефтяной фактор – один из основных элементов, влияющих на международные отношения. Поэтому нефтяные и газовые ресурсы каспийского бассейна существенно влияют на расстановку сил на мировом энергетическом рынке. Месторождения этого района способны в какой-то степени ослабить зависимость мировой экономики от ближневосточной нефти.

Вплоть до недавнего  времени нефтяные рынки Восточного полушария были довольно устойчиво поделены между основными поставщиками. Сложились основные маршруты поставок нефти и нефтепродуктов на рынки главных потребителей жидкого топлива. Ближневосточная нефть доминирует на западноевропейском и дальневосточном рынках, куда она доставляется танкерами. Россия может составлять ей конкуренцию только в Западной Европе. В перспективе наибольший рост спроса сохранится в странах ЮВА. Этот регион - основной рынок для расширения экспортных поставок нефти и газа. Страны БСВ будут продолжать наращивать углеводородный экспорт в это регион. Однако они столкнутся здесь с растущей конкуренцией новых экспортеров нефти и газа (Россия, Каспий).

Все прикаспийские государства  ведут активные поисково-разведочные  работы на шельфе с привлечением международных нефтяных компаний, несмотря на то, что окончательное решение проблемы делимитации Каспия на межгосударственном уровне пока не достигнуто. Нерешенность этой проблемы и возникающие вследствие этого политические разногласия (один из примеров такого рода - туркмено-азербайджано-российский конфликт вокруг месторождения Кяпаз или Сердар, оно же Промежуточное) могут замедлить, но не остановить процесс интенсивного освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря.

По всем прогнозам динамики потребления максимальная степень заинтересованности к Каспийской нефти в ближайшем будущем будет сосредоточена, в первую очередь, в Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, где рост потребления энергетических ресурсов в ближайшие десять лет опередит динамику Западной Европы в 3,3 раза. 
 
         1.2 Политико-правовой статус Каспия

 

Как уже было сказано, одной из острейших проблем региона  сегодня является вопрос о правовом статусе водоема. Каспий омывает  берега пяти государств, каждое из которых может претендовать на свой принцип раздела Каспия. Дело в том, что Каспий не имеет естественного выхода в открытое море, а значит, по международным правовым нормам может рассматриваться всего лишь как закрытый водоем. Делить его между собой стороны, естественно, должны по договорному принципу. Однако договориться они никак не могут.

Международно-правовыми  документами, определяющими правовой статус Каспийского бассейна, формально  остаются Договор между РСФСР  и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 г., которые определили режим свободы судоходства и рыболовства для прикаспийских государств, запретив плавание судов в водах Каспия под флагом некаспийских государств. Однако упомянутые договора не могли предусмотреть многих важных вопросов, появившихся особенно после распада СССР и возникновения новых суверенных государств.

Для Москвы разногласия  по поводу статуса Каспия являются, в первую очередь, вопросом сохранения на протяжении веков ее влияния на Закавказье и Среднюю Азию . Концепция РФ состоит в следующем: делиться надо дно, а вода должна остаться общей. Так же Россия предлагает проводить разделение спорных месторождений по принципу 50:50, когда одна из претендующих сторон компенсирует стороне, первой начавшей освоение спорного месторождения, половину произведенных затрат и имеет право принять участие в дальнейших работах.

Точка зрения Азербайджана по рассматриваемому вопросу абсолютно  противоположна позиции Российской Федерации. Суть требований Азербайджана состоит в следующем: Каспий нужно делить по принципу международного озера (моря) на национальные секторы, включающие водную толщу и поверхность. Соответственно, Азербайджан настаивает на том, что Каспий – это море, а соответственно к нему должна применяться Конвенция ООН по Морскому праву.

Что касается Казахстана сегодня, можно отметить то, что его  позиция по вопросу о правовом статусе Каспия в целом схожа  с российской. Казахстан настаивает на том, что делиться должно дно Каспийского бассейна, а вода должна остаться в совместном пользовании.

Говоря о позиции  Ирана, отметим его солидарность с российской стороной: Каспий должен находиться в общем пользовании  по принципу кондоминиума (осуществление  государственного управления какой-либо территорией совместно двумя или несколькими государствами (в международном праве)). Одновременно Тегеран заявляет, что готов согласиться с разделом Каспия на национальные секторы, но только на условиях равных долей (по 20%).

Указом Президента "Об образовании национальной службы освоения туркменского сектора Каспийского моря при Президенте Туркменистана" «национальный сектор» Каспия официально объявлен неотъемлемой частью Туркменистана, и поставлена задача полной всесторонней его интеграции в национальную экономику страны. Таким образом, Туркменистан формально готов придерживаться прежнего статуса Каспия, но фактически исходит из наличия своего сектора.

Так, очевидно, что каждая из сторон стремиться к решению вопроса  исходя из своих личных интересов. Казахстан и Азербайджан, чьи секторы наиболее привлекательны по запасам нефтеуглеродов, стремятся сохранить контроль над этими месторождениями. Туркмения, для которой каспийские месторождения - слабая альтернатива ее газовым месторождениям, может себе позволить пожертвовать ими для получения благосклонности своего северного соседа [39]. Для Ирана ресурсы Каспия вообще не представляют никаких интересов. Он не в состоянии реализовать даже те нефтяные запасы, которыми владеет потенциально, поэтому он выступает в этом вопросе в тандеме с Россией (для достижения стратегического преимущества в Каспийском бассейне).

Итак, необходимость скорейшего согласования Конвенции о правовом статусе каспийского моря неоспорима, однако процесс подготовки документа  приобрел очень сложный характер.

Проблемы демилитаризации  Каспия.

Еще одной важным вопросом сегодня является проблема демилитаризации  Каспия. Как отмечают некоторые исследователи, существует три точки зрения по данному вопросу: 1. Сторонники теории «Каспий- море» считают, что признание Каспия в качестве моря позволяет проведение его делимитации в соответствии с нормами международного морского права. И, в первую очередь, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а именно, по принципу срединной линии, что означает, что если берега двух государств расположены напротив или примыкают друг к другу, то ни одно государство не имеет права распространять свое право за линию равного отстояния; 2. Приверженцы точки зрения“ Каспий – озеро” ссылаются на то, что Каспийский бассейн является “закрытым”, поэтому к нему не применяются нормы международного права, и у него должен быть какой-то особый режим. При этом идет ссылка на то, что Каспий не имеет естественного соединения с Мировым океаном. Трудность здесь состоит в отсутствии в международном праве соответствующих норм, определяющих статус международного озера. К тому же нет ни одного международно-правового документа, который определял бы, каких размеров водоем следует считать озером, в каких - морем. 3. Сторонники третьей точки зрения предлагают объявить Каспий международным водным бассейном, принадлежащим одновременно всем прикаспийским странам, которые могут совместно эксплуатировать ресурсы Каспия.

Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений