Нефтяной фактор в развитии международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Президент РК Н.А. Назарбаев в первый год существования Казахстана как независимого и суверенного государства определил перед Казахстаном следующие стратегические цели: 1. Заключение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенитет Казахстана. 2. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскание собственного и весомого места в мировой экономике. 3. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мировые хозяйственные связи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нефтяной фактор и региональные проблемы теории и практики

1.1 Нефтяной фактор и межгосударственные интересы…………….12
1.2 Политико-правовой статус Каспия…………………………………..16
1.3 Из международной теории и практики………………………..........20
2. Нефтяной фактор и политика РК в Каспийском регионе
2.1 Взаимоотношения РК с сопредельными государствами по
нефтяной проблеме………………………….…………………………25
2.2 Международные встречи по нефтяной проблеме
в начале XXI в. ……………………….………………………………..42
2.3 Политика Казахстана в решении нефтяных проблем
Каспийского региона ………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы…………………………............72

Файлы: 1 файл

Нефтяной фактор.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Страны Центральной Азии и Казахстан переживают процессы глубокой политической и экономической трансформации. Остро стоит вопрос, сумеют ли страны этого региона организовать экономический подъем, который будет развиваться на собственной основе, то есть, смогут ли они выйти из кризиса путем своей интеграции. Книга "Региональная интеграция в Центральной Азии" - это сборник статей, посвященный анализу интеграционных процессов, происходящих в Центральноазиатских республиках. Издание вышло в свет при содействии Центра экономического и социального развития, который занимается исследованием региональной интеграции в Центральной Азии [25]. Для этого Центр провел в 1994 г. международную конференцию по этой тематике в Берлине, а в 1995 г. два семинара, состоявшихся в Азии. "Настоящий сборник призван подвести некоторый итог состоявшихся до сих пор трех мероприятий." Процесс региональной интеграции в особой степени нуждается в постоянном обмене опытом участвующих стран, так как без взаимной консультации велика опасность возникновения неверных процессов. В связи с этим в сборнике представлены мнения исследователей Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. Европейские страны также должны знать ход развития интеграции, потому что именно они могут внести существенный вклад в успешную реализацию процесса интеграции. Введение написана д-ром Г. Дитером (референт Германского фонда международного развития в отделе основных вопросов экономической политики), где он говорит о необходимости региональной интеграции в Центральной Азии. Сборник состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются мирохозяйственные рыночные условия, а также теория региональной интеграции. Во втором разделе приводятся предпринимаемые шаги по пути региональной интеграции, анализируются перспективы ее развития. Наконец в третьем разделе критическому анализу подвергаются стратегии отдельных стран по осуществлению внешнеэкономической политики и переходного процесса.

В первом разделе в  статьях Якобайта, Еналя и Альтфатера приведены мирохозяйственные рыночные условия, которые существуют для региональной интеграции. Якобайт (стипендиат - соискатель ученой степени доктора наук Немецкого исследовательского общества) дает характеристику важнейшим теоретическим подходам к региональной интеграции, рассматривает опыт первой волны интеграционных проектов в 60-х годах. Еналь (профессор кафедры политических наук Берлинского свободного института) занимается анализом структур, и тенденции развития мирового хозяйства исследует причины его дестабилизации. Кроме того, он рассматривает развитие ГААТ и результаты Уругвайского раунда переговоров. Статья Альтфатера (профессор кафедры политических наук Берлинского Свободного института) посвящена анализу процессов регионализации мирового рынка и второй волне формирования блоков с начала 80-х годов. При этом рассматриваются так же элементы, составляющие конкурентно способности отдельных экономик, и опыт Латинской Америки по осуществлению проектов региональной интеграции.

Во-втором разделе рассматриваются  условия для региональной интеграции. В статье С. Примбетова приводится анализ факторов сотрудничества в Центральной Азии, а так же уже принятые шаги по созданию единого экономического пространства. Статья Г. Дитера посвящена рассмотрению исходного экономического положения для процесса региональной интеграции, перспектив этого процесса. К. Рахметова и У. Касенов в своей статье исследуют последовательность отдельных шагов по пути интеграции, обсуждают также аспекты развития инфраструктуры в регионе. Б. Бабаев и В. Анисов приводят оценку перспектив интеграции в Центральной Азии в зависимости от успехов процесса перехода к рыночной экономике. В статье Хюбнера (профессор Берлинского экономического института) речь идет о возможностях разумного применения уроков Европейского платежного союза в Центральной Азии. При этом рассматриваются как критерии создании платежного союза, так и шансы Центральноазиатского платежного союза, вопрос валютной кооперации в Центральной Азии находится также в центре первой статьи Герра (профессор Берлинского экономического института). Исследованию подвергаются как существующие инфляционные процессы, так и аспекты режима обменного курса и конвертируемости.

В центре внимания третьего раздела стоит рассмотрение внешнеэкономических  и трансформационных стратегий  отдельных стран. При этом наблюдается существенное расхождение. К. Рахметова подчеркивает необходимость интеграции Казахстана в мировую экономику и обсуждает необходимые шаги в этом направлении. У. Касенов анализирует экономическую структуру Казахстана. Несмотря на все внутренние и внешнеэкономические проблемы Сауэр и Рем дают в своей статье казахстанской экономике сравнительно положительный прогноз, подчеркивая, однако, необходимость внутренней экономической стабилизации. Небольшое место в настоящем сборнике отведено другим интеграционным проектам, например Организации Экономической кооперации (ЭКО) или предложенному Президентом Казахстана Н. Назарбаевым проекту ЕАС.

Казахстан принимает  активное участие в деятельности международных организаций, комитетов, программ и так далее. Статьи Н. Фокиной, К.Е. Джамбурчина посвящены именно этой проблематике [26].

Одним из направлений  внешнеполитической деятельности Казахстана является привлечение иностранных  инвестиций и экономическое сотрудничество с различными странами мира. Е. Арынов, Р. Жуламанов, А. Елеусизов в своих исследованиях анализируют роль и влияние внешней экономики на экономику Казахстана [27], подробно рассматриваются источники привлечения внешних ресурсов такие как, МВФ, МБРР, АБР, транснациональные и частные корпорации, совместные предприятия.

Проблемы безопасности, разоружения и военного сотрудничества исследуют в своих работах  К. Байкенов , К.Э. Сорокин , М.Т. Лаумулин. М.Т. Лаумулин в своей статье пишет  о том, что СВМДА и ЕАС на каком то уровне развития дополнят друг друга, хотя речь и идет о разных по характеру процессах [28] .

М. Сарсенбаев рассматривает  внешнюю политику Казахстана в контексте  соответствия ее норм международному праву. Надо отметить, что этот вопрос на данном этапе, когда только идет складывание концепции внешней политики, когда Казахстан делает самые первые шаги на международной арене звучит очень актуально [29].

Кроме этого, для нас будет представлять огромный историографический интерес сборник международных договоров Казахстана с государствами СНГ начиная с обретения независимости до 1996 г.[30].

Сложившаяся ситуация в  Каспийском регионе характеризуется  тем, что появились значительные нучные публикации как в российской,зарубежной так и в отчественной историографии. Среди российских исследователей следует выделить работы Д.Накашидзе [31], А.Чичкина [32], Л. Гусева [33], в которых арссматриваются вопорсы международных отношений и их связь с проблемами нефти Каспия. Зарубежные исследования представляют работы З.А. Гюнтера, Г.Хендерсона  и др.

В казахстанских исследованиях  следует выделить работы М.Абишева [34], М. Ашимбаева[35], М.Т.Лаумулина, Т.Сейфуллиной [36], А.Зверева [37] и др. Казахстанские исследователи связывают проблемы Каспийского региона с вопросами безопасности Республики Казахстан, исследованием позиций прикаспийских госудрств и др.

Методологической  основой дипломной работы являются общенаучные методы исторического познания: принципы историзма, научности, объективности, системности. Предпринята попытка на основе системного анализа процессов и явлений истории международных отношений и региональной проблемы достичь выше обозначенных принципов. При этом выявляется новый взгляд на проблемы Каспийского региона, их институционального предназначения для полноценного и гармоничного познания региональных вопросов, реализации его возможностей и удовлетворения его потребностей. Сегодня перед историей международных отношений стоят задачи, связанные с разработкой ряда проблем, которые ранее считались решенными и не подвергались объективному анализу и освещению. Действительность убеждает нас в потребности на основе существующего историографического и источникового материала построения современной методологической концепции в области исследования международных отношений и выработки рекомендаций по повышению значимости проблем Каспийского региона.

Научная новизна  дипломной работы определяется тем, что впервые в проведено целостное, специализированное исследование политики Республики Казахстан в Каспийском регионе на современном этапе.

Постановка темы, определение предмета исследования по-новому расставляют акценты как на известные явления и факты внешнеполитической деятельности Президента РК Н.А. Назарбаева и казахстанского правительства в решении проблем Каспийского региона, так и выявляют ранее неизвестные. 

Целью данной работы является показать основные тенденции в развитии и решении проблем Каспийского региона и участие в них Республики Казахстан.   В соответствии с этим, задачами работы являются следующие:

1) показать Каспийский мегаполис как регион межгосударственных    интересов: Казахстана, России, Азербайджана, Ирана, Туркмении, а также   заинтересованность в этом регионе крупнейших государств как США,       Европейский Союз, Турции;

2)  рассмотреть политико-правовой статус Каспия в контексте трансформации     политической обстановки в регионе: до и после распада СССР, роль и     значение данного регионе в политике Республики Казахстан;

3)анализ важнейших материалов из международной теории и практики   региональных проблем Северного моря, Персидского залива для    решения вопросов Каспийского региона на современном этапе;  исследовать взаимоотношения РК с сопредельными государствами  Каспийского региона;

4) показать участие Казахстана в работах саммитов по проблемам   Каспийского региона в начале XXI в.;

5) проанализировать политику Казахстана в решении болевых точек   Каспийского региона. На современном этапе Казахстан является одной из ведущих стран Каспийского региона, которая проводит определенную свою политику в разрешении проблем Каспийского региона особенно в начале XXI в. «Для государства, расположенного на огромном евразийском пространстве, активное участие в мировых делах является условием выживания, - указывает К. Токаев, - Казахстан – непосредственный участник тех глубоких трансформационных процессов,  которые происходят сегодня в мире. Эти преобразования затрагивают не только систему международных отношений, но и весь строй человеческой цивилизации». Именно поэтому главными целями внешнеполитической деятельности Казахстна стали и обеспечение безопасности  государства, сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности, и вхождение в мировое сообщество и интеграция в мировую экономику» [38].

Практическая  значимость дипломной работы состоит в том, что разработанные в ней вопросы в урегулировании вопросов взаимоотношений прикаспийских государств в начале XXI в. могут быть использованы при подготовке специальных курсов по истории внешней политики РК, при подготовке и написании учебных пособий по новейшей истории стран Каспийского региона. Изучение данной проблемы представляет интерес для широкого круга специалистов, которые связаны или интересуются внешнеполитическими и внешнеэкономическими проблемами.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нефтяной  фактор и региональные проблемы  теории и практики

 

1.1 Нефтяной  фактор и межгосударственные  интересы 


 

Каспийское море является крупнейшим в мире внутренним водоемом, покрывающим 370,000 квадратных километров, омывающим территории пяти сопредельных государств - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Географически водоем типично делится на северный, средний и южный Каспий.

Северная часть моря мелководна и имеет низкие береговые линии, имея глубину менее чем в восемь метров. Северный Каспий покрывает собой площадь в 61,408 квадратных километров. С другой стороны, средний Каспий имеет площадь в 85,200 квадратных километров, при наличии самой малой глубины в 95-130 метров. Западное побережье среднего Каспия, после узкой прибрежной долины, переходит в подножье гор Главного Кавказского Хребта. Южный Каспий, впадина площадью в 92,112 квадратных километров, имеет наибольшую глубину, также как и самые крупные и наиболее продуктивные нефтяные и газовые месторождения. Самый обещающий нефтеродный район на южном Каспии расположен вдоль узкой структурной зоны, простирающейся поперек Каспия от Азербайджанского Апшеронского полуострова к Пери-Балханскому региону западного Туркменистана. Хотя более мелкие воды юго-западной стороны разведаны интенсивнее, чем восточная сторона, этот район имеет большой потенциал для дальнейших открытий нефтерождений.

Каспийский мегаполис  – это регион, где присутствуют политические, военно-стратегические и экономические интересы многих стран, причем не только прибрежных. Помимо громадных запасов углеводородов, энергоресурсов, Каспий является трансконтинентальным транспортным коридором, связывающим, с одной стороны, Малую и Среднюю Азию, Закавказье с Европой, с другой – Европу с Юго-Западной Азией и Китаем. Кавказ в целом и, особенно Каспийский регион еще долго будут оставаться сферой жизненно важных интересов традиционных стран – России, Ирана и Турции. Претензии же других государств Запада, и, не в последнюю очередь США в Каспийском регионе должны стать предметом большой озабоченности всех прикаспийских государств.

Актуальность настоящей  проблемы очевидна. В начале XXI столетия перед прикаспийскими странами в процессе восстановления государственности встало немало проблем, наиболее существенные из которых были связаны с поиском новых путей и разработкой эффективных механизмов политического и экономического развития [34]. Поэтому особый научный интерес приобретает всесторонний анализ политических и экономических процессов, происходящих в Каспийском регионе. Дополнительным фактором, актуализирующим исследование, является неурегулированность целого ряда связанных с регионом и бассейном вопросов, о которых ниже пойдет речь.

Информация о работе Нефтяной фактор в развитии международных отношений