Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
исторический факультет
кафедра всеобщей истории
МИЩЕНКО Светлана Владимировна
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Дипломная работа
по специальности «История»
Научный руководитель:
кандидат исторических наук,
доцент Яшин В. Б.__________
Заведующий кафедрой
всеобщей истории:
кандидат исторических наук,
доцент Меха И.В.__________
Омск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»……
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин.
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы. В небесно прекрасном облике богини Астарты (Ашторет) древние ассирийцы чтили стабильность передвижения светил по небосклону, с ней же связывался приход весны и наступление поры любви. В античную эпоху конкретными проблемами межполовых отношений заведовала богиня, эллинами именовавшаяся пенорожденной Афродитой. Римлянам она была известна под именем Венеры. Язычники раннесредневековой Европы контроль над весенним возрождением природы и над отношениями между мужчинами и женщинами в Скандинавии вручали богине Фрейе, в Восточной Балтии покровительство девушкам-невестам осуществляла гарант семейных уз Лайма. Правда, значимые женские божества существовали у племен, в которых женщина занимала достаточно равноправное с мужчинами положение. Так было не везде. Пруссы, например, ставили женщин в ряд остального своего имущества, причем отважными воинами Янтарного берега резвый конь ценился несоизмеримо выше, нежели жены, которых у воина могло быть до четырех. Однако в любом случае к женским божествам по всей земле относились с особым почитанием. В отличие от суровых божеств солнца или войны, постоянно нуждавшихся в кровавых жертвоприношениях, небесным покровительницам семейного очага издревле на алтарь приносили плоды земные, среди которых на первом месте стояли, как правило, скромные полевые цветы. Изысканные эллины еще с эпохи великого оратора Перикла ввели обычай возлияния на алтарь женских божеств благовоний. В античную эпоху впервые в человеческой истории стали видеть в своей реальной спутнице жизни (а то и просто в случайной прохожей) отражение небесной божественной красоты.
Религиозные представления общества влияют на его социальную жизнь. Образы божества и потустороннего мира неизбежно проецируются на повседневное существование человека. Мы можем говорить о том, что все, свойственное небесному, будет тождественно земному или стремится стать таковым. Следовательно, представление о Боге неизбежно формирует определенные стереотипы по отношению к самому обществу. При более тщательном анализе патриархальных и матриархальных культур мы можем легко убедиться в этом. Речь идет об отличиях в отношениях к мужчинам и женщинам, о главенстве и приоритетах, роли и функций мужчины и женщины в традициях и культурах. Образ женского божества формирует иные традиции и иные отношения, нежели в том случае, когда главенствующей фигурой выступает Бог-мужчина.
Известно множество различных культур, в которых божества предстают перед нами в женском обличии. Для некоторых культур женское божество является приоритетным и выступает в роли верховного бога. Однако часто женские божества представлены наравне с другими богами-мужчинами и не несут на себе каких-либо отличительных функций верховных божеств.
Положение женщины в обществе является наиболее ярким показателем гармоничности его организации. Происходящие сегодня социальные преобразования общества существенно изменили ее положение. Стремление отстоять свои права привело к образованию внегосударственных организаций и общественных течений, среди которых особое место занимает тендерное движение.
Правильное понимание задач борьбы за свои права и успешное их решение может быть достигнуто при знании истории развития данной проблемы. В данной работе представлен материал, отражающий положение жизни женщины и ее роли в Древнем Египетском обществе в период Нового Царства.
В процессе исторического развития Древнего Египта отношения женщины и общества систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
Прочтение истории всегда имеет актуальный политический аспект. Сегодня вопрос состоит не только в том, каков был реальный вклад женщин в историю цивилизации, но и в том, как исторические интерпретации влияют на статус женщины в современном обществе.
Яркие, политически и социально активные женщины, традиции женской самостоятельности - неотъемлемая, но к сожалению, почти неизвестная часть культурного опыта человечества и развития цивилизации. Пока женщины остаются в «тени истории», мы лишены возможности учиться на ее уроках.
При взгляде на историю женщины в обществе и религии становится полностью ясным их сокровенный смысл. В лице прекрасных спутниц жизни мужчины чтят те исполненные божественных тайн сокровенные силы природы, которые сохраняют жизнь рода человеческого. Так и современные женщины, чья важная роль в жизни человечества непременно признается (хотя бы на подсознательном уровне) каждым мужчиной, достойны уважения и признания в обществе.
Все выше отмеченные аспекты подчеркивают актуальность темы исследования, которая вызвана интересом к месту и положения женщины в Древнем Египте. Объективный анализ существовавших родосемейных отношений в Древнем Египте позволит углубить представления об особенностях семейных отношений, положении женщины в семье, воспитании детей. Поэтому тема: «Положение женщины в Древнем Египте» является актуальной и своевременной.
Объектом исследования в настоящей работе является положение женщины в Древнем Египте
Предметом же мы выбрали положение женщин в обществе Древнего Египта в период Нового Царства.
Учитывая актуальность проблемы, в данной работе ставится цель: исследовать некоторые важные факторы, определяющие место и положение женщины в древне египетском обществе.
Задачи исследования:
Гипотеза: Статус женщины в исследуемый период (Новое Царство) в Древнем Египте не оставался неизменным. Под влиянием различных факторов положение женщины менялось: от подчинения и притеснения до частичной идеализации в общественном мнении.
Временные рамки: Новое Царство (1580-1070 г. до н.э.).
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- конкретизации проблемы
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей при рассмотрении темы Древнего Египта и положения женщины в обществе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе.
2. Отношение к женщинам в Древнем Египте в период Нового Царства.
Структура выпускной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, Списка литературы ( источников), приложений, которые иллюстрированы таблицами и рисунками, даны 2 конспекта уроков.
Основное содержание выпускной работы
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы проблема, объект, цель, гипотеза, задачи, указаны теоретическая и практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе работы представлен аналитический обзор литературы по теме исследования, раскрыто понятие «феминизма» и «гендер», чтоб потом легче было раскрыть тему нашей работы. Показано положение женщин В обществе В Древнем Египте, приведен сравнительный анализ с другими обществами.
Во второй главе дана краткая характеристика периода Нового Царства, приведена хронология династий, чтоб легче было разобраться в правлении фараонов Древним Египтом в этот период, рассмотрено отношение к женщине, к женским божествам в обществе, женщина у власти, в образовании и торговле
Вместо заключения рассмотрено отношение женщины на свое положение в современном обществе.
Обзор литературы и степень изученности темы:
Несмотря на огромное количество книг и статей, посвященных цивилизации Древнего Египта, она сохраняет в глазах современного человека свою таинственную притягательность. Ее колоссальные монументы, ее веками неподвижная структура власти, ее литература, детально и бесстрастно описывающая сложные отношения между живыми и мертвыми, богами и людьми - все это представляет большой интерес. Проблемы женщины в обществе нашли отражение в широком круге специальной литературы, однако комплексный и широкий сравнительный анализ проблемы женщины Древнего Египта, касающегося определенного периода можно сказать отдельно не рассматривается, вскользь только оговаривается; положение женщины в эволюции, раскрывающий тему выпускной работы, практически отсутствует. Банщикова
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе
Обращаясь к учебникам истории, мы очень мало можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и дочерей (по отношению к мужьям и деятельности мужей), а не самостоятельных личностей. Причин две, одна из них связана с доминирующей концепцией истории, а вторая с гендерными стереотипами.
Учебники истории рассказывают нам о войнах, сражениях, завоеваниях и немного об искусстве и науке. История, с которой мы знакомы, это военная, экономическая и политическая, а не социальная история. В ней нет места повседневности, рождению и воспитанию детей, развитию человеческих эмоциональных связей.
Вся тысячелетняя работа по охране и поддержанию жизни, которую делали преимущественно женщины, исчезает из этой версии развития цивилизации. В истории нет места приватной сфере, а следовательно и женщинам. Как исключение, упоминаются некоторые выдающееся женщины. Но даже в этом случае их роль недооценивается. Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию.
Мышуста С. в своей книге «Древний Египет: женщины-фараоны»1 раскрывает вопросы: Что же означает понятие женщина-фараон? Каким образом стал возможен подобный феномен? В результате каких событий женщина могла занять египетский престол в качестве владыки верхнего и Нижнего Египта, а значит, обладать безграничной властью?
Банщикова А.А. в своей книге «Женские образы в художественных произведениях древнего Египта»2 исследует эволюцию женских образов в литературе на протяжении практически всех периодов ее развития, начиная с текстов Древнего царства и заканчивая поздними демотическими произведениями. На материалах трех разных жанров — древнеегипетских сказок и повестей, дидактических произведений и любовной лирики — рассматривается функционирование и развитие женских персонажей, анализируется их строение, особенности, используемые художественные средства, сюжетная роль, взаимосвязь с мужскими персонажами. На основании литературоведческого анализа делаются некоторые выводы о месте и роли женщины в древнеегипетском обществе в целом: наблюдается тенденция к постепенному ухудшению отношения к женщине — от достаточно гармоничного видения ее любимой супругой в текстах Древнего царства до пренебрежения к ней в текстах Позднего периода как к абсолютно испорченному и не достойному хорошего к себе отношения существу.
Гендер — это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности. Термин «гендер» впервые появился в американской историографии, когда в 1986 г. Дж.В. Скотт выпустила статью «Гендер: значимая категория исторического анализа»3. Термин не был безусловно признан всеми исследователями.. В настоящее время, когда феминизм перестает быть массовым и популярным явлением даже в Северной Америке, лишенное негативного оттенка понятие «гендер» удачно заменяет его в историко-философской и культурологической литературе.