Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чумаков Вячеслав Игоревич

 

 

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.

 

 

 

 

МОНОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2007

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..

3

 

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования  в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….

 

 

14

 

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования ……………………...............................

 

14

 

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования …………………………………………..

 

62

 

Выводы к первой главе………………………………………….

96

 

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в……………

 

100

 

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….

 

 

100

 

2.2.Преемственность  идей российской гуманистической  педагогики в сфере женского  образования и современных гендерных исследований………………………………………….

Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

 

 

160

192

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..

191

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….

200

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

224

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины. «Что бы было с миром …что было бы с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, — без таких женщин плохо было бы жить на белом свете» (Л. Н. Толстой). Однако жизнь современных женщин пошла по иному руслу.

Характерной особенностью XXI в. является активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других областях — происходит феминизация современного общества и сферы образования. Процесс этот стремителен и необратим, поэтому для современной системы образования значим поиск качественно новых подходов к обучению и воспитанию школьников и студентов, одним из которых является гендерный подход, предполагающий в нашем исследовании переосмысление сущности гуманистической направленности женского образования прошлого, применимой в современной социокультурной ситуации, нацеленной на поиск путей гармонизации гендерных взаимоотношений в современном обществе, т. к. опыт гуманизации женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в. представляет комплекс оригинальных, продуктивных идей в сфере образования, для адекватного восприятия и творческой переработки которого в педагогической науке сложились достаточные теоретические предпосылки.

Анализ проблемы женского образования как целостного педагогического феномена, представленного в трудах философов, педагогов прошлых лет и исследователей современной педагогической науки, позволяет выделить следующие основные периоды во взглядах на проблему исследования:

1. Дореволюционный период. Во второй половине XIX — начале XX в. в русской общественно-педагогической мысли интенсивно разрабатывались теоретические основы женского образования на основе гуманистических идей, центрированных на признании права женщины на образование (К. Н. Вентцель, Н. А. Вышнеградский, П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин и др.). Представители умеренно-традиционных позиций сочетали гуманистические идеи свободного воспитания и консервативные воззрения на содержание женского образования, основная цель которого — воспитание матери (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский). В дореволюционных педагогических, исторических, философских исследованиях и статьях в периодических изданиях (Г. Ф. Головачев, Д. Мацкевич, Н. Мирович, М. М. Рубинштейн, П. Г. Славинский, Э. Чебышева-Дмитриева и др.) разрабатывались и раскрывались различные аспекты истории отечественной педагогики и общественной мысли в области женского образования второй половины XIX — начала ХХ в. В работах этого периода рассматривается общее развитие педагогики и женской школы (Ф. Ге, В. В. Григорьев, Е. Дюринт, М. М. Захарченко, Е. Лихачева, Е. Н. Модзалевский, С. В. Рождественский, О. Пиллер, В. Я. Стоюнин и др.). Альтернативой гуманистических идей были консервативные позиции, которых придерживались сторонники традиционалистских взглядов в сфере женского образования (Г. Я. Аппельрот, М. Н. Катков, П. Г. Ольденбургский, М. П. Погодин, Я. И. Ростовцев, С. С. Уваров, П. К. Щебальский и др.), способствовавшие как оппозиционные развитию гуманистической направленности.

2. Советский период. Проблема становления женского образования в дореволюционной России являлась предметом исследования советских историков (Э. П. Федосова, Г. А. Тишкин), которые представили значительный фактологический материал по данному вопросу. Среднее и высшее женское образование исследовала В. П. Лапчинская, вопросы образования женщин Калмыкии — О. Д. Мукаева. Историк А. Д. Саблин рассматривал проблему развития женского образования как один из аспектов революционно-освободительной борьбы второй половины XIX — начала XX в. В работах советских авторов доминировало критическое отношение к политике царской России в отношении женского образования. Воспитанию девочек на основе дифференцированного подхода посвящены исследования, ориентированные на использование народных традиций (Т. Ю. Абаева, А. Мухамбаева и др.). В целом феномен женского образования в России в советской историко-педагогической науке оставался малоизученным.

3. Постсоветский период. В 1990-е годы интерес к указанной теме снова возрос, и проблема генезиса женского образования стала предметом изучения современных исследователей (Е. А. Андреева, С. Р. Нашхоева, Е. А. Слепенкова, Р. Ф. Усачева и др.). Гуманистические идеи женского образования исследовали историки и педагоги (В. А. Веременко, Н. Крылова, Т. А. Мельникова, О. Д. Мукаева, О. Д. Попова, А. И. Рослякова, Г. А. Тишкин, О. А. Хасбулатова, О. И. Шафранова), однако возможность их творческого восприятия и переработки в современных условиях не получила до настоящего времени достаточного обоснования.

В 2000-е годы был выполнен ряд диссертационных исследований, в которых осуществлен историко-педагогический анализ различных аспектов развития женского образования в постсоветской России. В современных исследованиях анализируется генезис гуманистических идей женского образования (О. М. Долидович, Т. А. Карченкова, Л. П. Костюкевич, Т. Н. Мишина,  Е. А. Рыболова и др.). О. М. Долидович в работе «Женское движение в Сибири во второй половине XIX — начале XX века» (2003 г.) рассмотрела региональные аспекты общественного движения женщин за предоставление образования. Л. П. Костюкевич в диссертации «Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (первая половина XIX века)» (2003 г.) показала противоречивость трактовки педагогами целеполагания женского образования в дореформенный период. Т. Н. Мишина в исследовании «Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины ХIХ — начала XX в. » (2003 г.) предприняла попытку комплексного анализа демократических тенденций развития женского образования. Е. А. Рыболова в диссертации «История женских гимназий во второй половине XIX — начале XX века (по материалам московского учебного округа)» (2005 г.) осуществила анализ постановки учебного процесса в женских гимназиях. Т. А. Карченкова в диссертационном исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006 г. ) проанализировала консервативную, демократическую и либеральную тенденции женского образования в русской общественно-педагогической мысли.

В работах современных авторов исследуется инновационное содержание педагогической деятельности отечественных педагогов в сфере женского образования (Г. Л. Белова, Г. В. Гнайкова, Л. Э. Заварзина, Н. В. Христофорова и др.); выявляется специфика политики Министерства народного просвещения в этой области (Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева); определяются региональные особенности женского образования (Л. Ч. Алагова, В. В. Бибикова,  Ж. Т. Дзампаева, Л. М. Зотова, Н. Н. Журавлева); рассматриваются особенности развития женского образования в Саратовской губернии (Н. Э. Вашкау, С. В. Куликова, В. В. Мельникова). Ряд зарубежных авторов (Б. Пиетров-Эннкер, Р. Стайтс, Ф. Стокк) осуществили исследования проблемы генезиса женского образования в России.

Несмотря на всю значимость полученных к настоящему времени результатов исследования данной тематики, многие существенные вопросы развития женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в. остаются мало разработанными. Важно уточнение сущности гуманистической направленности женского образования, конкретизация ее содержательных и теоретических характеристик.

В ходе анализа теории и практики по исследуемой проблеме были обнаружены следующие противоречия между:

— широкой представленностью в научно-педагогической литературе проблемы гуманистической направленности женского образования дореволюционной России и отсутствием структурированной периодизации теоретических предпосылок изучения данной проблемы;

— потребностью в системном осмыслении основных тенденций развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в. и недостаточной степенью ее изученности в педагогической науке;

— необходимостью применения накопленного педагогического опыта в процессе гуманизации современной российской школы и недостаточной изученностью содержания, форм и методов ее реализации в отечественной педагогической практике;

— важностью осмысления и творческой переработки продуктивных педагогических идей рассматриваемого периода и недостаточной обоснованностью преемственности современными гендерными исследованиями гуманистических идей женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.

Создавшиеся противоречия позволили определить проблему исследования, заключающуюся в недостаточном теоретическом обосновании процесса гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.

Рефлексия необходимости разрешения проблемы и обусловила выбор темы диссертационного исследования — «Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.».

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— цивилизационный подход к изучению педагогического явления во всем многообразии его связей и зависимостей (Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, З. И. Равкин);

— концептуализация историко-педагогического опыта (М. В. Богуславский);

— аксиологический подход (С. Ф. Анисимов, Е. В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, О. Г. Дробницкий В. И. Додонов, З. И. Равкин);

— положения философии и теории образования женщин: дуалистический подход к проблеме пола (Августин, Ф. Аквинский, Аристотель, И. Кант, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр); идеи христианского характера женского образования (Винсент, Д. Доминичи, Иероним, Ф. С. Фенелон, Л. Б. Альберти и др.); андрогинный подход к проблеме пола (Н. А. Бердяев, О. Вейнингер, Платон, Ф. Шлегель, К. Юнг); идеи природосообразности женского образования (Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.); идеи совместного образования мужчин и женщин (В. да Фельтре, Э. Чебышева-Дмитриева);

— идеи философско-педагогических концепций гуманистической направленности женского образования отечественных авторов (К. Н. Вентцель, В. И. Водовозов, Н. А. Вышнеградский, В. И. Герье, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, М. Н. Михайлов, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

— идеи либеральных, демократических и социалистических теорий отечественных и зарубежных авторов, обосновывавших социальную природу равенства полов (Д. С. Милль, М. Уоллстоункрафт, Ш. Фурье, Н. Г. Чернышевский, Ф. Энгельс и др.);

— положения психологии и философии пола: идеи социокультурной основы пола (Г. Гейманс, Э. Фромм, К. Хорни и др.); дифференциации, профильности обучения (В. А. Геодакян, Е. П. Ильин, С. А. Коробкова, О. А. Константинова);

— идеи полоролевого, гендерного подходов в педагогике (В. В. Дудукалов, Е. А. Каменская, Л. И. Столярчук и др.).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Особое внимание уделялось применению историко-структурного, историко-генетического и сравнительно-исторического методов. Для изучения истории педагогики использовалась гендерная методология, которая включает анализ педагогических явлений с учетом фактора пола, изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и времени. Также применялись методы аналогии, систематизации и классификации в целях обобщения и сопоставления однородных фактов, выяснения общих закономерностей и отличительных особенностей различных этапов развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века