Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Анализ педагогических воззрений гуманистов Ренессанса позволил сделать вывод о том, что в их работах теоцентрическая образовательная парадигма сменилась на антропоцентрическую. В Италии и Северной Европе ранний гуманизм привнес новые идеи в осмысление проблем женского образования. Однако Ренессанс не привел к гуманизации женского образования, в такой степени, как в сфере мужского образования. Социально-политические перемены в XIV и XV вв. породили тенденции к тому, чтобы вернуть женщин к их традиционным ролям домохозяек. Учитывая ограниченные возможности этих ролей, женщины могли принять небольшое участие в культурной жизни. По словам Ф. Стокка, это «культура была тщательно выработанная мужчинами и предназначенная для мужчин» [276; 29-30].

Гуманизм Ренессанса был основан на работах античной культуры, и проявлялся скорее в отношении мужчин, чем женщин. Авторы Ренессанса, как Леон Батиста Альберти в труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. В своей работе он описывал собственную жену, мать которой научила ее только шитью и домашним работам. Л. Б. Альберти пояснял в этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и, следовательно, более полезны, «когда сидят тихо и смотрят поверх вещей, в то время как мужчины обладают более возвышенными идеями и более приспособлены для действия»; [276; 30]

Л. Б. Альберти обосновал целеполагание женского образования, придавая большое значение практическим занятиям как управлять домашним хозяйством и слугами, и главным образом, «как воспитать в себе строгость, невинность и трезвые манеры». Работа Л. Альберти была типичной для той эпохи в отношении женщин, что являлось инспирированием античных традиций. [276; 31] 

Первой работой итальянских гуманистов, посвященной женскому образованию был труд «Изучение литературы» Леонардо Бруни. В этом исследовании он касается только образования для женщин из аристократии. Основой всего обучения для женщин, также как и для мужчин, он считал латинский язык и стиль латыни в письме. Вооруженные этим знанием, женщины смогут изучать писания святых отцов христианской церкви, а также античных авторов Цицерона, Вергилия, Ливия. Но в отношении женщин он считал необходимым и обязательным введение некоторых дискриминационных моментов: он не рекомендовал изучение женщинами арифметики и геометрии и даже искусства риторики. Все формы риторики – публичный диспут, аргументирование, логика лежат, констатирует Л. Бруни, абсолютно вне сферы деятельности женщин.

Это, по мнению Ф. Стокка, это очень важно в понимании роли женщин в Италии Ренессанса, где широкое участие членов общества в публичной жизни было признано идеалом гражданина. Идеи Цицерона об активной гражданской жизни, смоделированной в республиканском Риме, были восприняты флорентийскими авторами. Однако, даже образованные женщины, по мысли Л. Бруни, не должны принимать в ней активного участия.  Объектом для изучения  женщинами, по мнению Л. Бруни, должны стать «поле религии и морали»: писания отцов церкви, в частности Августина. Добавлением к этому должны изучаться греческие и римские философские произведения. Эти два источника наиболее важны для христианки. Укрепить изучение морали должны занятия по истории, в особенности Л. Бруни рекомендовал изучение работ античных историков и великих ораторов, которые подкрепили бы эмоционально нравственно-этические концепции. В отличие от многих наставников женщин Ренессанса, Л. Бруни рекомендовал женщинам чтение стихов [269; 33].

Педагог Витторино да Фелтре основал в городе Мантуя школу для мальчиков и девочек. Ранжирование по возрасту было от 6 до 20 лет. Учебная программа включала в себя изучение латыни и греческого языка, которые им считались ключом в понимании античной культуры через литературу, философию и историю. Декламации и чтение вслух служили тренировке красноречия. Арифметика преподавалась как тренировка ума. Сюда же включались геометрия, астрономия, логика, рисование.

   В Англии первым актом  защиты права женщины на образование  было опубликование работы «Отче  наш» Эрамуса в 1524 г. В предисловии  Р. Херда к этой работе содержались призывы к защите женского образования. Эрамус в работе «В похвалу Фолли» считал, что образование необходимо для женщин, так же как и для мужчин. В своем диалоге «Образованная молодая женщина» он защищает женское образование как помощь в нравственном воспитании женщин, в ответ на средневековый анти-интеллектуализм христианства. Как гуманист, Эрамус  считал, что воспитание характера основано на разуме и здравом смысле, однако общий взгляд на цели женского образования содержал превращение женщин в хороших жен и матерей, что было вполне в духе традиционного патриархатного взгляда на статус женщины. О возможности овладения женщинами професии преподавателя, он писал, «это противоречит женской природе – обладать контролем за мужчинами» [276; 50].

Педагоги использовали цитаты из Библии, чтобы подтвердить свои суждения. Я. А. Коменский – «педагог века» по определению американских исследователей, написал произведение «Великая дидактика» в 1627-1632 гг. в котором он поддерживал образование для обоих полов: «не только дети богатых, привилегированных слоев, а мальчики и девочки, знатные и незнатные, богатые и бедные, во всех городах и деревнях, должны быть посланы в школу. Они все творение разума, и мы не знаем, что задумал бог для каждого из нас, каждый может быть инструментом для его благодати»,   следовательно, заключает Я. А. Коменский, никаких причин для исключения женщин из образования нет [276; 66].  Такие незамысловатые умозаключения дополнялись такими идеями, что мудрость приведет женщину к благоразумию и нравственности, однако слишком большой избыток знания будет причиной того, что женщины будут поддаваться натиску зла, которым переполнен мир. Я. А. Коменский выражал эти опасения советами: «женщины должны читать только добродетельные книги». Другие немецкие педагоги, как Х. М. Мошерош считали, что только религиозные книги подходят для изучения женщинами. «Легкомысленное чтение уведет от господа и приведет прямиком к дьяволу» [276; 67]

Таким образом, в Италии и в Северной Европе авторы раннего гуманизма привнесли новые идеи в осмысление проблем женского образования, основанные на своеобразном синтезе античных идей о гармонично развитой личности и христианских идей о благодатности человека, независимо от пола. Религиозно – идеологический аспект генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования проявился в том, что гуманисты Ренессанса подняли вопрос об очеловечивании образования, постулировали самодостаточную значимость человеческой личности. Несмотря на обоснование роли женщины как супруги, матери и хозяйки дома, сама постановка вопроса о необходимости светского образования для женщины гуманистами свидетельствовала о появлении целевого аспекта генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования. Однако эта цель еще очень слабо реализовывалась в конкретной педагогической деятельности женских школ.

 Институциональный  аспект генезиса гуманистической  направленности педагогики в  сфере женского образования - организация учреждений, со всей спецификой их внутренней структуры, ориентированных на поддержание гуманистических ценностей. К таковым институтам в педагогической сфере относятся образовательные, общественные и пр. организации, ориентированные на задачи формирования и воспитания всесторонне развитой личности женщины. Предпосылки реализации институционального аспекта генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования предполагают появление женского образования как совокупности социальных институтов (женские школы, организации и общества, общественные движения) где реализовались принципы, идеи, ценности гуманистически направленной педагогики женщин. Эти аспекты начинают появляться в XVII в. в трудах Я. А. Коменского, А. Ментенон, Ж. Паскаль, Ф. С. Фенелона, М. Эстелль. Важно здесь то, что эти идеи, наконец, стали реализовываться в практике конкретных учебных заведений. Однако и этот аспект нельзя рассматривать как однозначную победу гуманистических принципов над принципами авторитарной педагогики классической парадигмы образования. Гуманистические идеи соседствовали с антигуманистическими тенденциями в педагогике.

Педагог Я. А. Коменский заявил о необходимости улучшения образования для женщин, отмечая в своем произведении «Великая Дидактика»: «Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол … нужно было бы совершенно устранить от научных занятий». Цель женского образования по Я. А. Коменскому: «Образовывать женщин не ради пустой любознательности, но для благонравия и счастья, учить особенно тому, что подобает им знать, чем владеть как для достойного устроения своей домашней жизни, так и для попечения о собственном благополучии, мужа, детей, и семьи», и далее: «Женщины, - отмечал Я. Коменский в противовес общепринятым мнениям, - также образ божий. Равно причастны они благодати и царству будущего века. Одинаково они одарены … быстрым и воспринимающим мудрость умом» [157; 28]. Таким образом, Я. А. Коменский требовал равенства полов в образовании. Указывал на назначение женщины в семье как первой наставницы детей, и считал «материнскую школу» основанием всего образования.

В XVII – XVIII вв. женщины-педагоги Ж. Паскаль и А. Ментенон писали о женском воспитании и образовании. В 1673 г. в защиту равенства полов выступил писатель Пулэн де ля Барр в книге «О равенстве обоих полов», он высказался против идеи естественного превосходства мужчин и указывает на культурные условия как основную причину половых различий. Во Франции вопрос «об ученых женщинах» нашел отражение у известного драматурга Мольера в его пьесах «Жеманницы» и «Мудрые женщины» [186; 168].

К XVII в. относится формирование институционального аспекта генезиса гуманистической направленности женского образования. Он начал реализовываться в форме открытия с конца XVII в. в Европе женских учебных заведений – закрытых пансионов для девочек из аристократических семей, где готовили жен для представителей элиты.

Просветительская концепция образования женщин являлась первой, которая включала в себя содержательный, легитимный, институциональный субъектный аспекты  генезиса гуманистической направленности женского образования (Лепренс де-Бомон, Ламбер д`Эпине, Дж. Локк, де Миремон,  А. А. Неккер, Дж. Свифт, Ф. С. Фенелон и др.) Предпосылки гуманистической ненасильственной педагогики мы видим в сочинениях английского философа Дж. Локка. Философ в своем педагогическом труде «О воспитании» выступал против авторитарных методов преподавания, телесных наказаний: «побои самое худшее и последнее средство исправления, к которому можно прибегать только в самом крайнем случае…. » [122; 82].

Говоря о необходимости отказа от механичности обучения, он образно отмечал это на примере преподавания иностранных языков: «языкам следует учиться, читая и разговаривая на них, но никаких не задалбливая на память… » [122; 198].

Несмотря на то, что большая часть сочинения Д. Локка посвящена «воспитанию джентльмена», женскому образованию он также уделяет внимание. В разделе работы, посвященному физическому воспитанию философ отметил: «платья не должны стеснять фигуру девушки», «узкая грудь… больные легкие и искривление спинного хребта – вот естественные и почти непременные последствия  твердых корсетов и узких платьев, давящих тело»  [122; 13,14].

Значительную роль для исследования вопроса о женском образовании представляют работы раннего просветителя и педагога Ф. С. Фенелона – автора одного из самых известных трудов той эпохи «О воспитании девиц» (1687) [234]. Как отмечает исследователь женского образования Л. М. Зотова, в своем сочинении Ф. С. Фенелон был одним из первых западноевропейских авторов, поднявшим проблему воспитания девочек [87; 54].

Ф. С. Фенелон состоял во главе дамского общества, основанного с целью воспитания и обучения вновь обращенных в католичество протестантских девушек. Итогом этой деятельности явилась работа «О воспитании девиц», в которой Ф. С. Фенелон обозначил гуманистическую идею о том, что «ничто так не пренебрегается более чем воспитание девиц», хотя «женщины составляют половину рода человеческого». В этой работе отразились все противоречивые взгляды общества на цели женского образования. Ф. С. Фенелон высказывал опасение, что «нужно остерегаться того, чтобы из девушки не вышел ученый, вызывающий у всех улыбку», т.к. «большая часть технических искусств не соответствует ее способностям» [233; 2].

Ф. С. Фенелон настаивает на том, что образование для женщин все же крайне желательно и необходимо, т.к. «отсутствие образования в девушке часто бывает причиной того, что она скучает и не находит себе достойного труда» [233;  3]. Такое бездействие, по мнению Ф. С. Фенелона, обращается впоследствии в неисправимую привычку. «У девушки мало образованной и ничем не занятой, воображение постоянно блуждает», а главный недостаток, «встречающийся чаще у девушек, - считал Ф. С. Фенелон, - склонность сильно увлекаться даже совершенными пустяками». [233; 4]. 

Принципиальное значение сочинения Ф. С. Фенелона «О воспитании девиц» дореволюционные историки педагогики видят в том, что он сделал вопрос о воспитании и образовании девиц предметом отдельного специального обсуждения [186; 168-170]. Современные исследователи (В. Г. Торосян) отмечают, что, отвергая авторитарное управление и образование, Ф. С. Фенелон обосновывал необходимость естественного, свободного развития ребенка. В сфере женского образования, в которых на первый план им выдвигалось, наряду с образованием, нравственное воспитание будущей матери. Ф. С. Фенелон был убежден, что, действуя нежностью и лаской, можно приучить детей к терпению, честности и искренности, и не рекомендовал потакать детской привычке «поспешно судить обо всем». Главный недостаток традиционного образования — его непривлекательность для детей, когда все приятное, все удовольствия находятся только вне школы. Между тем обучение значительно эффективнее действует в сочетании с игрой. Таким образом, Ф. С. Фенелон впервые выработал цельную систему воспитания женщины, которое подготовляло бы ее к назначению ее в семье. Он желал, чтобы женщина знала природу ребенка, приемы воспитания и обучения, знала бы производство всего того, что употребляется в доме, могла бы руководить сельским хозяйством, обладала бы сведениями о законах, связанных с правами на собственность [219; 112].

Идеи Ф. С. Фенелона о содержании и целеполагании женского образования были приняты к руководству в женской школе, основанной в Сен-Сире в 1686 г. и предназначенной для воспитания 250 бедных дворянок. При Сен-Сире учрежден был особый полумонашеский орден: институт дам св. Людовика, которые к обычным обетам — бедности, целомудрия и послушания, присоединяли еще четвертый — воспитывать и обучать бедных девиц. В 1692 г. «институт дам св. Людовика» был преобразован в монастырь св. Августина, а Сен-Сир сделался совершенно закрытым учебным заведением, с весьма специфическим образовательным процессом, в котором весь склад жизни покоился на труде и строгой дисциплине. Это учебное заведение послужило прообразом для Смольного института для девушек, организованного спустя столетие в России.

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века