Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Успех русских женщин в деле высшего образования вызвал широкий международный резонанс. Е. И. Конради было получено два письма от Д. С. Милля, английского экономиста, философа и общественного деятеля, отстаивающего политическое равноправие женщин. [50; 31 – 33]. Созвучность педагогических идей Е. И. Конради взглядам Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова и др., по мнению Г. В. Гнайковой, позволяют нам говорить о значимости и актуальности общепедагогических позиций Е. И. Конради для развития гуманистической педагогики в России [50; 36]. Отметим, что Е. И. Конради своей общественной инициативой сыграла также значимую роль в становлении высшего женского образования.

Одним из аспектов развития гуманистической направленности женского образования стала борьба за создание системы женского высшего образования. На рубеже XIX и XX вв. активизируются споры вокруг проблемы высшего женского образования в отечественной периодической печати. Многие женщины-авторы выпустили ряд статей в его поддержку. А. Н. Шереметевская в статье «Страница из истории высшего женского образования» в журнале «Исторический вестник» (1896 г.) рассмотрела главные вехи становления высших женских учебных заведений [254]. Е. Н. Щепкина в статье «Женщины в русских университетах» в журнале «Вестник Европы» (1912 г.) проанализировала генезис проблемы [260].

Появились научные работы, рассматривающие становление высшего женского образования на основе источников и статистических документов - С.- Петербургские Высшие женские курсы за 25 лет 1878-1903. Отчеты и материалы. (1903 г.) [189].  М. М. Захарченко работе «Коммерческое и техническое женское образование в Австрии, Франции, Германии и России» (1900 г.) представил комплексный сравнительный анализ развития женского образования в России и западноевропейских странах [86]. Е. Дюринт в труде «Высшее женское образование и университеты» (1902 г.) представил свое видение проблемы [69]. Нужно признать, что проблема высшего образования для женщин стояла очень остро в России, правительство проводило в этой сфере политически ангажированную, непоследовательную и противоречивую политику.

В результате анализа источников мы пришли к выводу что 1850-е - 1917-гг. являются эпохой становления и реализации гуманистической направленности женского образования. Реализация этой направленности проходила на следующих уровнях:

1) общественно-идеологический – в ходе острых дискуссий была признана необходимость реформирования и  дальнейшего развития на новых началах женского образования;

2) легитимный – выработка правительством  государственных законов по осуществлению  реформ женского образования: положения - 1858, 1860, 1864, 1870, 1906 гг.;

3) институциональный – организация  женских гимназий, высших женских курсов, начальных земских, приходских и др. женских школ: организация женских всесословных училищ в 1858, женских гимназий в 1860-1870-е гг. женских высших учебных заведений (Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, курсы Герье в Москве);

4) организационный – реализация  гуманистических идей в практике  организации и управления конкретных женских учебных заведений;

5) методический – коррекция  способов преподавания и содержания воспитания в женских школах в сторону более демократических методик и технологий обучения;

6) рефлексивный – осознание  женщинами своих прав на получение  полноценного образования, проявление этого осознания в форме женского литературного творчества, женской публицистики, женского педагогического труда.

Таким образом, вопрос о женском образовании свидетельствовал о сложности модернизационного процесса в России. Трудность формирования полноценной системы женского образования в России заключалась в том, что идеи о женской эмансипации рассматривались как сугубо западное, наносное явление, нехарактерное для российских реалий. Поэтому консерваторы всячески старались противодействовать получению женщин образования и, как следствие, вовлечения женщины в общественную и производственную деятельность.

Поиск педагогических идеалов проходил в рамках официальной педагогики – консервативной концепции женского образования и формирующейся гуманистической концепции женского образования. Гуманистическая направленность женского образования в своих рамках предполагала вариативность идей, мнений и подходов. Теория женского образования гуманистического направления вобрала в себя демократические идеи западной педагогической мысли и идеи народности женского воспитания, детерминанты русских культурно-исторических традиций.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Гуманистическая направленность педагогики в сфере женского образования являлась одной из ключевых частей сложного и многостороннего женского вопроса. Гуманистическая направленность развития женского образования представляет собой степень сосредоточенности педагогической теории и практики на принципах, критериях и ценностях гуманизма. В качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. К теоретическим предпосылкам исследования проблемы развития женского образования в России второй половины XIX — начала XX в. как целостного педагогического феномена относятся идеи философов, писателей, общественных деятелей и педагогов прошлых лет и исследователей современной педагогической науки следующих основных периодов: дореволюционного, рассматривающих вопросы предназначения и эмансипации женщины в обществе, признания права женщины на образование, воспитания матери, общего развития женской школы); советского, посвятивших свои работы изучению «женского вопроса», истории высшего образования женщин, воспитанию девочек на основе дифференцированного подхода с использованием народных традиций; постсоветского, исследующих генезис и гуманистические идеи женского образования, специфику политики Министерства народного просвещения и инновационное содержание педагогической деятельности отечественных педагогов в сфере женского образования, гендерный подход в современном образовании и его взаимосвязь с женским образованием дореволюционной России как его предтечей.

Развитие гуманистической направленности женского образования дореволюционной России происходило в русле следующих тенденций: умеренно-традиционная (сочетание консервативных идей и теорий свободного воспитания); демократическая (обосновывающие идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека независимо от пола); радикально-революционная (связывавшая проблему женского образования и решение вопроса об уравнении женщин и мужчин в правах с радикальным революционным переустройством общества). Гуманистическая направленность теории женского образования формировалась на фоне официальной (консервативной) педагогики, основанной на традиционных ценностях взаимоотношений полов, выступающей против эмансипации женщины и сыгравшей прогрессивную роль в качестве оппонента.

В эпоху Ренессанса и Просвещения зарождаются основы гуманистической направленности женского образования в Европе. В работах итальянских педагогов Л. Бруни, В. да Фельтре и др. постулируется мысль о необходимости улучшения женского образования.  Труды И. Канта, Ф. С. Фенелона, Я. А. Коменского, Д. Свифта, Д. Толанда, Д. С. Милля и др. обосновывается новое целеполагание женского образования, направленное на развитие женской индивидуальности.

Генезис гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования реализовывался в философском, общественно-идеологическом, религиозно-идеологическом, психологическом, институциональном, субъектном аспектах.

Философский аспект выразился в идейном признании и утверждении принципа превалирующей ценности личности человека независимо от его пола, основанной на идее андрогинии, - как объективной истины.

Общественно-идеологический аспект (аспект стереотипизации общественного сознания) генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования – это преодоление глубоко укорененных в подсознании людей той или иной эпохи представлений (стереотипов) о подчиненной роли женщины  в обществе и господстве мужчин.

 Религиозно-идеологический аспект генезиса гуманистической направленности женского образования – постепенный отказ от примата христианских ценностей, принципов и идей в структуре ценностно-смысловых основ образования,  обоснование светского характера образования.

Психологический аспект генезиса гуманистической направленности женского образования заключался в преодолении взаимоотчуждения полов, подозрительного и фобийного отношении мужчины к женщине. Целевой аспект  генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования включает осмысленное целеполагание учебно-воспитательного процесса, направленное на формирование самодостаточной социально активной личности женщины, женской индивидуальности.

Институциональный аспект генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования - есть совокупность учреждений, со всей спецификой их внутренней структуры, ориентированных на поддержание гуманистических ценностей. К таковым институтам в педагогической сфере относятся образовательные, общественные и пр. организации, ориентированные на задачи формирования всесторонне развитой личности женщины. Субъектный аспект развития генезиса гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования – осознание женщинами своих прав на получение образование и реализация своих прав в других областях общественной деятельности. Социальный аспект выявляется нами в фактах появления произведений женщин-педагогов, появлении женского движения в защиту своих прав и уравнения в правах с мужчинами (феминистского движения), организации всевозможных женских обществ, организаций, съездов, симпозиумов, конференций, участии женщин в революционной деятельности и освободительной борьбе.

1850-е - 1917-гг. являются эпохой развития  и реализации гуманистической направленности женского образования. Развитие идей женского образования формировалась также в рамках официальной (консервативной) педагогики, основанной на ценностях дворянской культуры, русской самобытности и теории официальной народности. Идеи некоторых педагогов-гуманистов относительно женского образования были созвучны теории официальной педагогики (Л. Н. Толстой).

На первоначальном этапе развития гуманистической направленности женского образования (1858-1870 гг.) выявляются концепция классического и традиционного женского образования (М. Н. Катков, Л. Н. Толстой); концепция демократического женского образования Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского (общеобразовательный, народный характер женской школы), концепция общедоступной женской школы В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова (главная идея – всесословность образования), идеи материнского воспитания (Е. И. Конради), идея профессионального, прагматического и утилитарного женского образования (А. М. Коллонтай, Н. Г. Чернышевский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.  СОДЕРЖАНИЕ, формы и методы ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

В данной главе последовательно решаются третья и четвертая задачи исследования. Выявляются содержание, формы и методы женского образования и их реализация в образовательной практике учебных заведений нового типа – женских прогимназиях и гимназиях. Обосновывается преемственность идей дореволюционных педагогов и мыслителей советскими исследованиями по проблеме пола в педагогике и психологии и современными учеными, реализующими гендерный подход в педагогике.

2.1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ И МЕТОДОВ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ

Для анализа сущностных характеристик гуманистической концепции женского образования и ее реализации в практике образования необходимо обратиться к истории возникновения женских учебных заведений и развитию педагогической мысли в России в предшествующий период (XVIII – первая половина XIX в.). Этот период является временем закрепления традиций женского образования в духе сословности, дворянской культуры, своеобразной эклектики западноевропейских педагогических систем и отечественных образовательных принципов. Развитие женского образования и педагогической мысли в сфере женского образования в этот период проходит ряд этапов: 

На прединституциональном этапе (1700 -  1764 гг.) – начинают формироваться идеи о необходимости организации формального женского образования. При Петре I в Москве и Петербурге появились   частные  светские школы, в которых могли обучаться и девочки. Видный государственный деятель, сторонник социально-политических, экономических, культурных преобразований петровской эпохи Ф. С. Салтыков разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Одним из первых Ф. С. Салтыков предложил организовать женские школы. Для этого он рекомендовал использовать женские монастыри и их доходы. Под угрозой штрафа отцам следовало приводить в школы дочерей с шести лет и обучать их до пятнадцати лет. Ф. С. Салтыков выделил специфические, по его мнению, женские науки, которым следовало учить девочек: «для домоводства», «для изящества в языках», «для забавы», «для забавы же своей и в компаниях веселью обхождения», «дабы и женский наш народ уравнялся с европейскими государствами» [129].

В середине  XVIII в. в России появились немногочисленные частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. В известном наставлении «Юности честное зерцало» девицам предписывалось «охотно ходить в школы учиться читать, писать и молиться прилежно, слушать слова Божие оное размышлять» [176; 48.] При Елизавете Петровне в частных пансионатах занимались совместно дети обоего пола. В 1754 г. в Москве и Петербурге открыли по одной школе для образования повивальных бабок, где соответственно предлагалось обучать 15 и 10 человек. «Лишних по одной отправлять в губернские города, когда их хватит — в каждый провинциальный город». В каждую школе следовало выделить по одному доктору — «профессору бабичьего дела» и акушера [129].

В конце XVIII в. в России формируется сеть женских пансионов. Еще в 1758 г. две француженки, прибывшие в Россию, добились разрешения на открытие в столице частных пансионов для воспитания женщин, а в 1760 г. мадам Сирин организовала частный пансион в Санкт-Петербурге [191; 186]. В России в этот период возникла система пансионного женского образования (М. В. Савин, 2006). Но говорить о создании системы женского образования, на наш взгляд мы не можем, т.к. женские пансионы были автономными учебными заведениями, были немногочисленными и унифицированные образовательные программы отсутствовали и т.д.

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века