Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат
В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14
1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14
1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62
Выводы к первой главе………………………………………….96
Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100
2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100
2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..
7) Строгая сословность женского образования. Характеризуя состояние женского образования в первой половине XIX в., американский историк Ф. Стокк отмечал, что в России девушки помещались в учебные заведения «в соответствии со степенью знатности их отцов» [276; 142]. Таким образом, соблюдался строгий принцип сословности средних школ в России. Он отмечает, что русские институты восприняли многие недостатки английских школ-интернатов и французских институтов благородных девиц. Резюмируя, западный исследователь женского образования делал опрометчивый, на наш взгляд, вывод о том, что в России средним образованием девушек пренебрегали вплоть до правления Александра II. [276; 144]
8) Небольшой охват женского
Общее число учащихся «обоего пола» составило в 1834 г. 244993 чел. Отношение числа учащихся к общему числу жителей 1/120. Учащихся женщин – 1/7 от числа учащихся мужчин. В 15 губерниях вообще не было женских учебных заведений кроме частных пансионов. О строгом соблюдении принципа сословности женского образования свидетельствуют источники и документы той эпохи, они свидетельствуют также о том, что общее количество учениц было очень незначительным – к примеру, учебные заведения ведомства императрицы Марии с 1825 по 1853 гг. выпускали лишь несколько тысяч учениц в год. Образовательная деятельность императрицы Марии получила высокие оценки исследователей [136; 189]
9) Специфичность и
Как отмечает Б. Пиетров-Эннкер, «число пансионов с годами росло соответственно повышавшимся потребностям высших слоев России. Сначала пансионы имелись в основном только в столицах. В 1803 г. в Санкт-Петербурге существовало 28 пансионов, частично открытых для обоих полов. В 1804 г. совместное обучение мальчиков и девочек было запрещено, и тогда вырос спрос на школы для девочек. К 1828 г. в Санкт-Петербурге из 69 пансионов 45 предназначались для девочек. Руководили этими учебными заведениями чаще всего иностранцы». В целях повышения национального сознания царское правительство в 1811 г. приказало вести преподавание в пансионах только на русском языке [160; 119].
Основные тенденции развития женского образования в первой половине XIX в. проявились в следующем:
1) происходит выделение женского образования в особую замкнутую образовательную систему. При Александре I был принят «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г. Этот устав, известный многими своими прогрессивными уложениями, в первую очередь всесословностью школы и преемственностью всех ее ступеней, создавал на месте прежних главных и малых народных училищ, в которых могли обучаться девочки, три новых типа учебных заведений: гимназии, уездные и приходские училища. Первые два типа школ предназначались исключительно для лиц мужского пола, и только в приходские училища разрешалось принимать девочек [223; 48-49].
2) Появление зачатков женского
движения за предоставление
3) Закрепление специфичности
Р. Ф. Усачева выделяет вторую четверть XIX в. как третий, самостоятельный этап развития среднего женского образования в России.
В ходе этой третьей реформы, которая являлась, по мнению Р. Ф. Усачевой, скорее контрреформой, женских учебных заведений, т.к.:
С начала 1840-х гг. появляются первые женские духовные училища, создаваемые под покровительством императорской фамилии, а вскоре — и женские училища в различных епархиях (будущие епархиальные училища), возникающие на местные средства.
Таким образом, для развития женского образования в России в первой половине XIX в. ведущей тенденцией государственной политики было стремление утвердить сословную организацию женских школ.
Феномен женского институтского образования получил различные оценки современников и историков педагогики. Дореволюционные авторы, в целом, положительно оценивали деятельность императриц Екатерины II и Марии Федоровны по созданию женских институтов. В журнале «Русская школа» А. Энгельгардт в статье «Женский институт, созданный императрицей Марией Федоровной и его роль и значение в дореформенную эпоху» дает подробный анализ становлению женского образования в тот период [261; 102]; П. Павленко дает положительную оценку деятельности Екатерины II в организации женского образования в статье «Воспитание и образование в Царствование Екатерины» (1911 г.) [155; 132]. С. В. Рождественский подробно анализирует малоизвестные факты существования образовательных проектов всесословных народных училищ в работе «Проекты учебных реформ в царствование императрицы Екатерины II до учреждения комиссий о народных училищах» в Журнале Министерства народного просвещения (1907 г.) [181; 173-228]. В журнале «Вестник воспитания» исследователь В. Каллаш в статье «Что сделала Екатерина II для русского народного просвещения» (1896 г.) подчеркивает роль Екатерины II в деле формирования женского образования в России [93; 118-150].
По мнению О.В. Беловой, феномен женского институтского образования представляет особый интерес в контексте изучения роли женщины в дворянской сословной культуре России конца XVIII - первой половины XIX в. Институтское образование женщин – не только один из элементов культуры русского дворянства, но и своеобразная ее «квинтэссенция». Получение этого образования каждым следующим поколением благородных россиянок означало репродуцирование дворянской культуры, а также свойственных ей сословных и гендерных норм, стереотипов и идеалов [19; 31]. Е. А. Рыболова считает, что ни по количеству, ни по качеству образования институты и пансионы уже к середине 50-х гг. XIX в. не могли удовлетворять потребности значительной части общества, что и стало одной из причин открытия женских училищ в России.
Тем не менее, Е. А. Рыболова, как и О. В. Белова отмечает, что неправильным было бы считать, что пансионы и институты не сыграли своей положительной роли в развитии российской системы образования. До появления гимназий институты и пансионы хоть как-то способствовали развитию русского общества, пополняя его женщинами, чье образование оказывало благотворное влияние на членов всей семьи и прежде всего, улучшало воспитание детей [188; 31-32].
Необходимо признание того, что женское институтское образование было основано на прямом заимствовании западноевропейского педагогического опыта, наработки отечественной педагогики в женских институтах и пансионах практически использовались мало. М. Н. Мишина отмечала, что в педагогическом движении одно из видных мест занимал вопрос о праве всех женщин на образование и характере женского образования. Закрытые женские учебные заведения для девочек (женские институты), созданные по сословному принципу, не могли охватить растущую потребность женщин в образовании [135; 25].
К середине XIX в. оформляется консервативная концепция женского образования, которая оформилась в работах таких авторов - общественных и политических деятелей, как П. Г. Ольденбургский, Я. И. Ростовцев, С. С. Уваров. В дальнейшем, как это обосновывалось в 1 главе, эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах Г. Я. Аппельрота, М. Н. Каткова, М. П. Погодина, Н. Н. Страхова, П. К. Щебальского, и др. В рамках официальной педагогики женское образование развивалось в первой половине XIX в. Консервативная концепция женского образования оформилась на следующих уровнях:
1) Идеологический уровень – консервативная концепция женского образования в данный период отразилась в докладах графа С. С. Уварова императору Николаю I, в работах государственных деятелей Я. И. Ростовского, П. Г. Ольденбурсгкого, в соответствии с которой возобладает тенденция к огосударствлению женского образования; стремление к русификации образовательного процесса в женских школах.
По мнению С. С. Уварова, система государственных школ составляла «главное орудие просвещения и нравственной жизни народа» [181; 291]. С. С. Уваров предложил ряд мер по ужесточению политики в отношении женской школы и частных учебных заведений:
Вследствие этих мер происходит замедление динамики развития женского образования. По мнению Р. Ф. Усачевой, вышеперечисленные меры привели к тому, что в России второй четверти XIX в. значительно замедлился рост частных учебных заведений, в том числе и женских.
2) Процессуальный уровень – стремление к унификации и упорядочиванию женского образования. Значимый документ, характеризующий охранительную политику государства в области женского образования – «Положение о домашних наставниках и учителях» от 1 июля 1834 г. С. С. Уваров придавал большое значение упорядочиванию домашнего образования, т.к. оно «еще неуловимее, еще недоступнее было для Министерства», но «воспитание, совершаемое в домах и укрывающееся от непосредственного влияния правительства за святыню семейного крова и родительской власти, средства Министерству оставались тут косвенные» [181; 292]. Такими средствами по мысли С. С. Уварова были привлечение к педагогической деятельности «природных русских», введение испытаний для желающих заниматься домашним образованием, «дарование домашним наставникам и учителям прав и преимуществ государственной службы», точное определение их обязанностей и ответственности [181; 292]. Согласно этому документу домашним учителям предъявлялся ряд требований:
Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века