Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация социальных отношений, в том числе и гендерных. Равенство мужчин и женщин в обществе, являющееся социальным достижением, способствовало появлению проблемы дисгармонии во взаимоотношениях полов, сопровождающейся нивелированием традиционных мужских и женских ролей, деформацией института брака, девальвацией семейных ценностей, укоренением культа потребления, снижением уровня культуры гендерных взаимоотношений. Возникновение подобной проблемы предвидели (хотя не в таких формах и не в таком крупном масштабе) философы, общественные деятели, писатели второй половины XIX — начала XX в., предполагая в эмансипации женщины грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в.………………………………….14

1.1. Предпосылки развития гуманистической направленности женского образования …………………….........................14

1.2.Основные тенденции гуманистической направленности женского образования ………………………………………62

Выводы к первой главе………………………………………….96

Глава 2. Содержание, формы и методы женского образования в России во второй половине XIX — начале XX в…100

2.1. Сущностные характеристики содержания, форм и методов женского образования и их реализация в педагогической практике России………………………………………………..….100

2.2.Преемственность идей российской гуманистической педагогики в сфере женского образования и современных гендерных исследований………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………….……………..…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..191

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….200

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Чумаков В.И. Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

В эпоху царствования Александра II происходят значительные реформы в различных сферах российского государства: политической, экономической, социальной и т.д. В русле этих преобразований, в государственной политике в отношении женского образования, выразившейся в государственных «положениях» (1858, 1860, 1870 г.) возобладала тенденция к его реформированию. Существенно, что позднее, с приходом на трон Александра III, опасаясь распространения революционных идей среди женщин, правительство периодически проводило контрреформы. По этим причинам правительство ограничивалось половинчатыми, незавершенными реформами, проводя, по мнению исследователей Р.Ф. Усачевой [223], Э.Д. Днепрова [64] контрреформы в сфере образования. Тем не менее, мы можем утверждать, что многие гуманистические идеи педагогов-демократов были реализованы в ходе построения государством системы женского образования.

В 1858-1884 гг. возобладала тенденция к реформированию женского образования. Характеризуя политику правительства в сфере среднего женского образования, нужно отметить, что, осознавая необходимость реформирования системы женского образования, Александр II в начале своего царствования одобрил проект открытия женских школ приближенных по курсу к гимназиям, но в жизнь, он воплощен не был. Первоначально, как отметила Н. Н. Журавлева, «нововведение почти не нашло сторонников среди попечителей учебных округов и местного педагогического сообщества»  [81; 41].

Позднее – в 1858 г. был утвержден проект о женских училищах были определены «главные основания» функционирования женских школ:

  • «женские училища должны существовать независимо от влияния публики и других случайностей; потому здесь необходимо благодетельное участие правительства»; правительство имело право выдавать денежные средства и оказывать «покровительство» «учреждаемым рассадникам» женских училищ;
  • взамен на предоставляемые средства правительство имело право «определять плату за учение, определять некоторое число учениц бесплатно и подчинить женские училища надзору губернского директора училищ»;
  • при училище должен был состоять «училищный совет из директора, содержательницы и некоторых почетных лиц города»;
  • учителями определялись «преимущественно преподаватели мужских гимназий и сторонние лица, получающие права домашних наставников и учителей» [181; 372].

30 мая 1858 г. Государь утвердил «Положение  о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения». Согласно его содержанию, училища по учебному курсу разделялись на два разряда. Первый разряд – училища с шестигодичным курсом; Второй разряд – с трехгодичным [181; 372-373]. Значимую роль в разработке этого проекта сыграл педагог Н. А. Вышнеградский.

В 1858 г. было открыто Мариинское женское училище, послужившее позже образцом для организации женских гимназий. Необходимо отметить, что русская общественность поддержала дело организации женских школ. Как отмечает В. Я. Стоюнин, незадолго до открытия училища «институтские преподаватели соглашались заниматься с ученицами за плату, какая окажется возможною по средствам открытых классов: они же должны были содержаться сбором за ученье, не свыше 36 рублей в год с каждой ученицы» [209; 475].

«Представляя свое заключение государю, Совет просил определить начальником заведения известного познаниями по части педагогики, инспектора классов Павловского института, профессора Н. А. Вышнеградскаго, который составил первоначальный проект об учреждении училища» [209; 477].

 В. Я. Стоюнин в своих статьях подробно описал процесс начинания женского образования: «15-го марта 1858 года государь утвердил представление Главного Совета, а через неделю был назначен [Н. А. Вышнеградский] попечителем учрежденного Мариинского женского училища». Не замедлил делом Н. А. Вышнеградский. Со всею своею энергией он приступил к организации взлелеянной им мысли. В один месяц у него было все готово для открытия четырех классов, и подобран весь педагогический персонал из лиц, хорошо ему известных, несмотря даже на такое время года, когда, более или менее известные преподаватели не имеют лишних часов для новых уроков. Но все они прониклись его идеей, все поняли, какое важное новое дело начинается, и все готовы были помогать ему. При открытии училища присутствовала императрица Mapия Александровна, что, конечно, вызвало в публике особенное к нему доверие. Назначенный комплект (250 учениц) в самое короткое время был наполнен — пришлось думать о параллельных классах» [209; 477]. Таким образом, государство приняло существенное участие в открытии первого женского училища нового образца.

Как отмечает Т. Н. Мишина, небольшой коллектив преподавателей многое сделал как в организации этого нового учебного заведения, так и в области разработки программ и методов преподавания. Теоретическую значимость для истории педагогики представляют «Правила внутреннего распорядка», разработанные под руководством Н. А. Вышнеградского ведущими преподавателями данного учебного заведения В. Я. Стоюниным и К. Петровым в 1859 г. Этот документ высвечивает те гуманистические идеи, которые педагоги реализовывали в женской школе.

В основу этих правил был положен принцип совместного участия семьи и учебного заведения в обучении и воспитании девушек, то есть впервые была предпринята попытка соединения воспитательных усилий семьи и школы. «Правила» были тщательно продуманы и составлены с любовью и уважением к воспитанницам, в частности, в них отмечалось, что учебный класс должен быть своеобразной семьей, так как именно семейный элемент способствует естественному развитию детей, воспитанию любви к учению, формирует познавательный интерес.

Подразделение на училища первого и второго разрядов осуществлялось по курсу преподавания. Основной целью тех и других провозглашалось - «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства» [181; 373].

Училища передавались в ведение начальницы, которая выбиралась из лиц, имеющих право на открытие училищ и заслуживших полное доверие и одобрение начальника губернии, губернского директора училищ или директора местной гимназии, а также обывателей города обоего пола, пользующихся всеобщим уважением. Весьма характерно, что правительство с большой осторожностью брало на себя финансирование новых женских школ, о чем говорит такая формулировка в проекте Положения: «женские училища должны открываться по мере местных потребностей и развиваться свободно, под надзором же однако правительства, которое, в случае надобности, может отказаться от покровительства им без особых затруднений» [181; 372]

Существенным, являлось то, что согласно Положению, в училищах 1-го разряда предметы делились на обязательные и необязательные: к обязательным относились Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, география, естественная история, русская история, чистописание, рисование и рукоделие. К необязательным – «новые» (иностранные) языки, танцы, музыка, пение [181; 372].

Для разрешения вопросов по учебной части при училище создавался Педагогический совет, в котором председательствовал губернский директор училищ или директор местной гимназии, присутствовала начальница училища и все преподаватели.

Одновременно с обсуждением проекта о новых женских училищах Министерства народного просвещения, главный совет женских учебных заведений ведомства IV отделения собственной его императорского величества канцелярии поддержал инициативу Н. А. Вышнеградского, который, являвшимся профессором педагогики в Педагогическом институте и инспектором при Павловском женском институте, создал план такого учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать своих дочерей для «основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату». После утверждения этого проекта в Главном совете, решено было открыть училище на следующих основаниях:

1. Училище состоит под покровительством  государыни императрицы Марии Александровны и именуется Мариинским женским училищем, и согласно с общим порядком управления женскими учебными заведениями подчиняется главному совету;

2. Ближайшее заведование училищем  вверяется особому попечителю, назначенному Его Императорским Величеством, а для непосредственного наблюдения за обучением девиц определяется начальник и главная надзирательница;

3. К обучению допускались девушки всех свободных состояний;

4. Комплект учащихся определялся  в 250 учениц; но допускалось и большее число, если найдутся средства для открытия параллельных классов;

5. Для полного учебного курса  полагалось пройти семь классов».

Главное отличие в управлении женскими училищами от институтов заключалось в том, что во главе заведения ставилась не начальница, а начальник-педагог, т.е. человек, получивший специальное педагогическое образование. В целом, согласно этим правилам, училища получали возможность более тесного сотрудничества с семьей, которая «приглашалась помогать школе в деле воспитания и образования».

Мариинское училище было основано на новых началах; в его основу были положены всесословность и открытость, где девушки мещанского и крестьянского сословий могли получить образование, не отлучаясь на продолжительное время от родителей. Коллектив преподавателей училища во главе с Н. А. Вышнеградским многое сделали, как для организации нового учебного заведения, так и в области разработки учебных программ и методов преподавания. Преподавателями женского училища были разработаны «Правила внутреннего распорядка».

Между преподавателями и родителями учащихся был налажен тесный контакт. В училище серьёзное внимание обращалось на здоровье воспитанниц, их внешний вид, следили за проветриванием и температурой в классных комнатах. В 1861 г. при Мариинском женском училище был открыт педагогический класс для специальной подготовки учительниц и воспитательниц [87; 24].

Внимание общества во второй половине XIX в. было привлечено не только к женской средней, но и к начальной школе. Особую значимость проблема начального образования приобрела в свете готовившейся крестьянской реформы, когда возник вопрос об управлении огромной массой свободного населения. Женское начальное образование развивалось в общем русле становления народной школы. Как таковых, специальных положений о начальной школе для девочек не существовало. Первым и основным актом, положившим начало реформам в сфере образования, принято считать Положение 1864 г. о начальных училищах принятое при А. В. Головнине.

Стало повсеместным открытие с 1860 г. воскресных школ. Подобные учебные заведения стали открываться по общественной инициативе в Петербурге еще в 1858 г. В них лица всех сословий преподавали грамоту по воскресным и праздничным дням ремесленникам и мастеровым. В 1860 г. воскресные школы были устроены при казармах полков, расположенных в столице и провинциальных городах. В общем числе учащихся всех воскресных школ (многие из которых становились ежедневными бесплатными школами) женщины составляли 25%. Однако, как отмечает Н. Н. Журавлева, деятельность воскресных школ была недолгой. В 1862 г. власти закрыли все эти школы, найдя, что многие из них имеют противоправительственный характер [81; 46].

Тенденция развития начального женского образования заключалась в бурной положительной динамике. Воскресные школы дали мощный толчок развитию общественной инициативы в области народного образования. По данным Н. Н. Журавлевой, за короткий период (с 1856 по 1863 гг.), число начальных школ увеличилось более чем в 4 раза, а количество учащихся в них - в 2,3 раза, учащихся девочек – в 5 раз [81; 46]. Подводя итоги реформаторской деятельности правительства в области женского образования нужно отметить, что всего к 1865 г. в ведении МНП насчитывалось уже 123 женских учебных заведения с 9 тыс. учащимися девочками [181; 456].

Значимым было то, что училища существовали за счет широкой общественной поддержки. Как отмечает Е. А. Рыболова, одной из серьезных проблем, связанных с организацией женских училищ, относящихся к МНП, был недостаток средств. Чаще всего женское училище, а затем и гимназия открывались и существовали на средства сразу из нескольких источников. Купцы чаще всего жертвовали дома или помещали безвозмездно училища в своих домах. Почетные блюстители из купцов вносили обыкновенно денежный взнос в размере до одной тысячи рублей. В Казани, в первые годы открытия женских училищ, по инициативе губернатора в пользу училищ поступали средства от чиновников и профессуры университета [188; 42]. В Царицыне на рубеже XIX и XX в. (как и по всей Российской империи) существовали «общества вспомоществования» гимназиям и ученицам гимназий из малообеспеченных семей, о чем свидетельствуют уставы этих обществ [226].

Реализация гуманистических идей проходила в региональных женских школах. Существенным фактом стало функционирование в Поволжье женских школ немецких колонистов. В Саратове существовали частная женская 4-классная прогимназия Е. А. Горенбург, частная женская гимназия Э. К. Ульрих [27].

Пансион домашней учительницы 2 разряда Э. К. Ульрих был основан первоначально в 1865 г. француженкой де Вилляр. В 1868 г. он был преобразован в 6-классный пансион. После смерти первой руководительницы в 1879 г. пансион был передан Э.Ульрих и преобразован в гимназию 1-го разряда из семи основных классов и приготовительного. На 1 января 1875 г. он имел в своем составе 5 учителей и 44 ученицы; по вероисповеданию — 15 православных учениц, 1 католичка и 26 лютеранок. Из них детей личных дворян — 6, духовных лиц — 5, купцов — 25, мещан — 4. Ревизия, проведенная в 1883 г., констатировала, что учебное заведение удовлетворяло требованиям по выдаче прав, предоставлявшихся ученицам гимназий министерства. В 1885 г. оно было преобразовано в женскую гимназию министерства в составе восьми классов. Учебное дело было поставлено на высоком уровне [27; 67].

Женские училища стали именовать «гимназиями» в 1862 г. Несмотря на официальное их наименование — училищами, в некоторых книгах, журнальных статьях тех лет, мы встречаем название гимназия, что может привести к путанице. Чтобы этого не произошло, отметим, что название «гимназия» в отношении женских училищ появилось в 1862 г. Связано это было с ходатайством виленского генерал-губернатора и попечителя женских училищ В. И. Назимова, где он сетовал на то, что в обществе происходит смешение женских училищ с низшими училищами, которые существовали еще до того. Для удобства понимания, о каком училище идет речь, женские училища стали называть гимназиями [188; 44].

Информация о работе Развитие женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века